Журнал № 2 - 2016(27), рубрика: "Наука молодая"

Лидия – специалист по магнитным рамкам и управлению инновациями

Студентка Факультета автоматизации и информационных технологий ТОГУ Лидия Филякина, хоть и имела за плечами опыт в проектной и организаторской деятельности, все равно не ждала второго места в Хабаровском конкурсе студенческих инновационных проектов.

Конкурс был организован в рамках реализации муниципальной программы «Инновационное развитие города Хабаровска на 2014-2020 годы». В нем могли принять участие студенты в возрасте до 25 лет, являвшиеся разработчиками инновационных проектов.

Лидия – специалист

– О победе не думала. Пришла, представила свой проект, и внезапно – у меня второе место, – с улыбкой рассказывает Лидия.

Интересно, что раньше девушка не принимала участия в подобных конкурсах, только в университетских семинарах, конференциях и мастер-классах. Зато активно занималась организацией различных мероприятий на базе Бизнес-инкубатора ТОГУ «ЕВА».

– На третьем курсе пришла в «ЕВА». Мне с порога: «Зачем ты сюда пришла?». За опытом, отвечаю, преобразовать свои теоретические знания в практические навыки. И меня приняли. Сначала поручали небольшие задания, но постепенно я полностью погрузилась в «инкубаторское движение». Здесь всегда знают обо всех планируемых и проходящих событиях в университете, Хабаровске и стране в целом. В моем портфолио – десятки организованных мероприятий различного уровня. Самым масштабным и показательным для меня стал «Робомех». И если в 2014 году была волонтером, сопровождая VIP гостей, то в 2015-м стала одной из организаторов, занималась подготовкой интерактивных площадок-экскурсий по лабораториям университета. Еще я самостоятельно организовала встречу предпринимателей со студентами ТОГУ на базе общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». После того как данная встреча была проведена в ДВГУПС, пришла идея организовать нечто подобное и в нашем университете. Связывалась со спикерами, искала площадку, собирала аудиторию. Можно сказать, что за три года активной организаторской деятельности у меня появились полезные связи.

В Хабаровск свой конкурсный проект Лидия привезла из Санкт-Петербурга. Там, в культурной столице России, между вторым и третьим курсами студентка проходила месячную производственную практику в Бизнес-инкубаторе «Ингрия».

– Нами, практикантами, особо не хотели заниматься. А мне это не нравилось, я хотела работать. Просила, убеждала, чтоб мне дали хоть что-нибудь, подыскали место работы. Составила себе неплохое резюме. Я, кстати, во время предыдущей учебной практики сдала экзамен на лаборанта химического анализа 4-го разряда. Не без учета последнего факта меня приняли на многопрофильное научно-производственное предприятие «Аналитприбор», обеспечивающее производственно-технологический процесс крупных промышленных предприятий. К концу практики, полной успешной проектной работы, мне предложили еще один проект, который можно было взять в качестве дипломной работы, помогать в его реализации по всей стране, а также подавать на различные конкурсы.

Этот проект установки для контроля немагнитных включений в металлическом ломе и был представлен Лидией на конкурсе студенческих инновационных проектов. Это – часть ее выпускной квалификационной работы, тема которой – «Организация производства магнитно-индукционного комплекса для повышения качества входного контроля сырья на металлургических предприятиях».

– Мне были даны научно-исследовательские наработки, описание комплекса, стоимость всех его компонентов. Моя часть работы – экономическая модель проекта, маркетинговая стратегия, финансовое планирование, расчет всех рисков, проработка устава проекта и тому подобное. Работаю напрямую с Санкт-Петербургом.

Девушка представила проект конструкции в виде трехметровой рамки, которая устанавливается на железнодорожных путях для слежения за качеством поступающих материалов. Сквозь данную арку проходит железнодорожный вагон, груженный металлическим ломом, а рамка считывает его магнитные показатели. Вся информация о количестве металла и неметалла выводится на монитор оператора в виде графика.

– Это очень удобно для металлургических предприятий, потому что поставщикам не позволяется загружать больше пяти процентов сора. Но этот ГОСТ постоянно нарушается из-за трудоемкости разгрузки вагона для проверки его на качество. Визуально определить необходимое процентное соотношение крайне проблематично. В настоящее время не существует никаких приборов, решающих данную проблему. Предлагаемая нами система поможет предприятию сэкономить огромные деньги: уменьшаются затраты на простой вагонов и покупку неметаллических включений по цене металлического лома. На данный момент продумываются и дополнительные возможности использования конструкции.

Все необходимые научно-исследовательские работы уже проведены, и запущен первый MVP (Minimum Viable Product – минимально жизнеспособный продукт), простейший работающий прототип продукта. Более того, одному из заводов в центральной России уже была продана конструкция, она установлена и успешно работает.

– К сожалению, на Дальнем Востоке не очень много предприятий, которыми был бы востребован такой комплекс. Вскоре хотят строить в Хабаровске металлоперерабатывающий завод, который может стать потенциальным потребителем.

Сейчас Лидия идет на «красный» диплом.

– Если честно, то не знала, куда поступала. На «Управление инновациями» меня отправила мама. После одиннадцатого класса я собиралась во Владивосток. У меня были конкретные цели: Российская таможенная академия или прикладная информатика и математика в ДВФУ. Хотела стать программистом. Сдавала и физику, и обществознание, и биологию. Но лучше всего сдала как раз информатику. В качестве «запасного варианта» мамой был выбран ТОГУ. В конце концов, мне позвонили из ТОГУ, сообщили, что я поступила на бюджет. На «таможку» не прошла, из ДВФУ не позвонили. Аттестат отдала насильно. А через три дня – звонок из ДВФУ. Что-то изменить мама не разрешила.

Но Лидии понравилось учиться на «Управлении инновациями». По признанию девушки, первые два года было непонятно, чем придется заниматься после получения диплома. И только с третьего курса начали преподавать специализированные предметы («Методология технологического проектирования», «Маркетинг в инновационной сфере», «Трансферт и коммерциализация технологий»), после чего Лидия поняла, что ей близка эта деятельность.

Также Лидия – куратор одного из направлений в школе робототехники МИРО. В ее обязанности входит организация обучающих курсов, аренда помещений, поиск преподавателей, размещение рекламы по всему Хабаровску и работа с документацией.

– Сейчас мало деятельных и энергичных людей осталось в Бизнес-инкубаторе ТОГУ. Мы ищем новых. Так что, если вы активные, трудолюбивые, инициативные, коммуникабельные и упорные, то мы вас ждем.

Помимо проектирования магнитных рамок и организации различных мероприятий, у Лидии множество сторонних интересов. Об этом свидетельствуют фотографии со сноубордом, посты о путешествиях и активная публикация цитат из литературно-художественных произведений на стене «ВКонтакте».

– С заснеженных склонов гор спускалась только раз и очень давно. Хотела бы еще, так как в городе скучно, не хватает экстрима. Люблю читать, хотя в последнее время на моем столе узкоспециализированные, «бизнесовые» книги. Среди любимых произведений – «Облачный атлас» Дэвида Митчелла. Хотела бы и попутешествовать, как только появится такая возможность. Иностранный язык, правда, до сих пор не выучила. Среди небольшого количества «четверок», одна – по английскому. Но в скором времени обязательно его освою.

Лидия планирует продолжить обучение в магистратуре в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).

– В ИТМО поступила еще до получения диплома. Благо, на нашей специальности была разноплановая работа: и проектам учили, и в техническую часть посвящали. Если что – всегда есть возможность вернуться. Хотелось бы посмотреть и на западный опыт в сфере инноваций. Рассматриваю большое количество вариантов. Но сто процентов – по специальности. Даже обидно будет, если что-то другое. Все-таки четыре года училась, набиралась опыта, не хотелось бы все потерять.

Александра Порываева.

Фото из личного архива Лидии Филякиной

Фотографии