Журнал № 1 - 2016(26), рубрика: "Наука молодая"

Транспортное будущее Хабаровска в руках специалистов ТОГУ

Двадцать первый век заслуженно называют веком высоких скоростей и постоянных изменений. В Хабаровске жизнь также не стоит на месте: вырастают, точно грибы во время дождя, новые здания, расширяется инфраструктура… Неудивительно, что и система транспортного обслуживания города требует преобразований. Этот сложный вопрос решают специалисты из Тихоокеанского государственного университета.

Транспортное будущее

Директор ЦКТ ТОГУ Геннадий Маркелов


Работа над масштабным проектом по исследованию и модернизации системы транспортного обслуживания населения Хабаровска ведется в ТОГУ в рамках муниципального контракта, который был выигран вузом после участия в открытом конкурсе, проводившемся администрацией дальневосточной столицы.

Исследования проводятся на базе Центра космических технологий ТОГУ, директор проекта – руководитель центра кандидат технических наук Геннадий Маркелов. Научное руководство осуществляется деканом Инженерно-строительного факультета доктором технических наук, профессором Игорем Пугачевым.

– Все, что в нашем городе связано с организацией дорожного движения, с транспортом и дорогами, замыкается на Инженерно-строительном факультете ТОГУ, – рассказывает Игорь Николаевич. – Ведь именно здесь в 1997 году было открыто направление «Организация и безо­пасность дорожного движения». За это время был накоплен достаточный опыт. У нас работают специалисты, профессионально занимающиеся данными вопросами.

Основная задача собранной рабочей группы – изучить данные и подготовить материал, то есть базовую научную основу, для создания новой транспортной сети пассажирского обслуживания населения, а также представить собственную оригинальную модель этой сети. При этом учитываются текущая дорожная ситуация, общее состояние дел в отрасли, связанное, в частности, с технической составляющей, а также экономический и законодательный аспекты (вступление в силу Федерального закона № 220 – на всероссийском уровне, отмена транспортных льгот – на краевом). Разработчики также подчеркивают, что ведущим для них является социальный фактор. Проект создается для того, чтобы жизнь хабаровчан стала проще и комфортнее.

Транспортное будущее 2

Работа состоит из нескольких базовых блоков, каждый из которых делится на «подпункты», трудоемкие этапы, требующие привлечения большого количества сотрудников.

Первый этап – исследование. За основу был взят генеральный план расселения горожан по территории Хабаровска (учитывались перспективная застройка, состояние улично-дорожной сети). В своих разработках специалисты опирались на данные, предоставленные Пенсионным фондом. Была построена матрица корреспонденции, проведены систематизация и анализ полученных сведений.

– Мы проводили похожую работу в 2012 году, где занимались программой развития улично-дорожной сети, – объясняет Геннадий Яковлевич. – Поэтому накоплено много материала по тематике. Необходимо понимать, что базовая модель должна быть основана на особенностях инфраструктуры города. Важно учитывать расположение торговых центров, других значимых объектов интересов населения. Именно эта информация стала ключевой при начальном формировании сети.

Транспортное будущее 3

Также было проведено исследование билетно-учетных листов пассажирского транспорта, относящегося к муниципальным объектам. Вся собранная информация была сформирована в специальные таблицы. Далее изучению подверглась ситуация на коммерческом транспорте (в данный момент 60% пассажироперевозок Хабаровска выполняется частными перевозчиками). На данном этапе было выдано около 5000 анкет – в каждый автобус по всем дням недели.

– Надо отметить, что около 95 процентов перевозчиков откликнулись положительно на наше предложение, – продолжает Геннадий Маркелов. – Мы провели на данных маршрутах отдельное анкетное исследование, предложили им учетные листы для заполнения. Ровно неделю перевозчики записывали количество билетов по рейсам. Таким образом, мы выяснили показатели распределения пассажиропотока по часам суток, установили уровень наполняемости маршрутов. Эти значения для дальнейших исследований будут экстраполированы на весь год благодаря специальным коэффициентам.

Следующим этапом исследования стало непосредственное изучение остановочных пунктов. В данной работе были широко задействованы студенты 3-4-х курсов Инженерно-строительного факультета. Получив удостоверения учетчиков, молодые люди на протяжении трех дней объ­ездили по три маршрута каждый. Студентам были выданы учетные листы маршрутов, на которых они отмечали количество вошедших и вышедших на остановках. Собранные сведения помогут специалистам понять, как в Хабаровске реализуется пассажирооборот.

Немаловажным методом исследования текущей ситуации является анкетирование. По адресу http://trank.khstu.ru была размещена специально разработанная анкета. Основная цель анкетирования – выяснить предпочтения жителей города в плане маршрутов. Респондентам предлагается указать количество поездок, совершаемых в течение недели в зимнее и летнее время, рабочие и выходные дни. Особую значимость представляют сведения о том, какие остановки выбираются жителями города для пересадки, какое время занимает пеший путь до места назначения. Желающие также могут оставить замечания по совершаемой работе, выступить с конструктивными предложениями, которые будут учтены на дальнейших этапах проекта.

Транспортное будущее 4

Что же касается остальных блоков, то и они отличаются масштабностью и сложностью в реализации. Среди них – моделирование. На данный момент построена базовая модель существующей транспортной сети, создан каркас перспективной сети, получен граф загрузки на маршрутах. Активно ведется обсуждение концепт-модели. Следующим шагом станет техническое наполнение данной сети, будет определено необходимое количество и типы автобусов, задана интервальность и другие параметры, рассмотрены варианты технологической модернизации.

На данном этапе большое внимание уделяется решению экономических проблем, связанных с организацией движения в Хабаровске. Среди предлагаемых решений по повышению экономической выгоды – введение менее протяженных маршрутов (высокая оборачиваемость и частая сменяемость пассажиропотока позволят увеличить экономическую эффективность). Для создания более комфортных условий для пассажира рекомендуется ввести транспортную карту хабаровчанина.

Транспортная карта – это специальная электронная карта, которая активно используется во всем цивилизованном мире. Ее внедрение будет зависеть от решения администрации города, однако разработчики проекта подчеркивают, что переход на транспортные карты значительно усовершенствует транспортную систему Хабаровска.

– Конечно, установка валидаторов (специальных считывающих устройств) в общественном транспорте, а также киосков, в которых гражданин сможет приобрести карту и пополнить счет, будет весьма затратной, однако это позволит нам модернизировать систему, – объясняет профессор Игорь Пугачев. – Для простого пассажира карта выгодна, например, тем, что, согласно ее настройкам, человек, осуществляющий пересадку в течение получаса, не должен заново оплачивать проезд. Однако это еще не все возможности, которые мы рассматриваем.

Также в числе инновационных предложений – введение автобусов-экспрессов, работающих по нерегулируемым тарифам. Каждому пассажиру будет предоставлен выбор – экономный путь с пересадками или затратный, но более скоростной вариант.

– Работать над этим проектом очень интересно, – делится студент 4-го курса ИСФ Валентин Щеглов. – Я решил принять в нем участие, потому что это хорошая возможность попрактиковаться в чем-то, напрямую связанном с моей специальностью инженера-дорожника, узнать, как происходит программирование и моделирование транспортной сети.

Транспортное будущее 5

Действительно, студентам ИСФ, вошедшим в команду специалистов ТОГУ, работающих над проектом, была предоставлена возможность увидеть создание «транспортной сети будущего» изнутри. Помимо уже названной работы на маршрутах молодые люди успешно занимаются оцифровыванием рукописного материала (им пришлось обработать более 10000 листов).

Значимо, что студенты работают с серьезным програм­мным продуктом, активно использующимся в ряде европейских стран и в Австралии, где без него не принимается ни одно решение, связанное с изменением транспортных схем, организацией движения и его безопасностью.

По условиям муниципального контракта, работа над этим глобальным и крайне важным для Хабаровска проектом должна быть завершена к концу апреля. Из-за сжатых сроков работы проводятся по двенадцать часов в день, а иногда и в три смены (ночью).

Пока рано говорить о результатах. Стадия публичного обсуждения новой модели транспортной сети Хабаровска наступит немного позже и определенно заставит город всколыхнуться. Специалисты же обещают, что обязательно найдут баланс между интересами пассажиров и пассажироперевозчиков.

О последующих этапах реализации проекта и итогах проведенной специалистами ТОГУ работы читайте в ближайшем номере нашего журнала.

Анна Фолина.

Фото Дины Непомнящей.

Фотографии