Журнал № 2 - 2015(23), рубрика: "Наука молодая"

ОТ РАННЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРОФПОДГОТОВКИ ПОЛЬЗА ДВОЙНАЯ

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. А без хорошей практической подготовки в университете не станешь настоящим специалистом.

Это не понаслышке знают и студенты кафедры «Вычислительная техника», которым открывается все больше и больше перспектив для дальнейшего профессионального роста. Теперь будущим инженерам-системотехникам доступны для детального ознакомления и спутниковые каналы связи.

ОТ РАННЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ

– Во время нашего разговора с начальником кадровой службы Российской телевизионной и радиовещательной сети еще раз был затронут вопрос о востребованности подготовленных специалистов. Они должны уметь организовывать абонентскую сеть доступа к ресурсам Интернета с использованием спутниковых каналов связи, – рассказывает Валерий Терещенко, заместитель директора Хабаровского краевого центра новых информационных технологий ТОГУ (ХКЦНИТ ТОГУ).

В ответ на спрос потенциальных работодателей на базе ХКЦНИТ ТОГУ идет активное развитие спутникового сегмента, что позволяет студентам смежных направлений обучаться будущей профессии на реальных объектах различного назначения. Уделяется внимание самостоятельной работе, происходит знакомство с современным производством.

ОТ РАННЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ1

Знакомство со «спутником»

Во-первых, в Центре были установлены учебно-производственные наземные спутниковые станции связи. Одна из них работает в распространенном Ku-диапазоне, как и большинство спутниковых станций на территории Дальневосточного федерального округа. Студенты в ходе занятий на этих действующих мини-станциях и на уже имеющемся оборудовании детально изучают их конструкцию, учатся настраивать каналы связи, устанавливать антенны, формировать приемопередающий тракт. Также предусматривается возможность постоянного мониторинга состояния каналов связи на спутниковых объектах Хабаровской краевой образовательной информационной сети (ХКОИС) для выявления влияния на них различных факторов, которые студенты в процессе обучения будут изучать, рассчитывать и выводить возможные зависимости. Это создает перспективы и для научно-производственной деятельности.

Вторая спутниковая станция работает в Кa-диапазоне, который по сравнению с первым не очень распространен, так как характеризуется меньшей устойчивостью и возникающими помехами в связи. Однако стоимость его услуг гораздо дешевле. Здесь студентам предоставляется возможность детального изучения конструкции, набора необходимой статистики работы, исследования условий его эксплуатации, а также выяснения категорий потребителей, для которых возможно или критично использование Ka-диапазона. В дальнейшем эти знания помогут коммерсантам в правильном выборе наиболее удачного диапазона для конкретной услуги. Также открываются перспективы для научно-производственной деятельности, в рамках которой студенты будут исследовать разницу между организациями связи в различных диапазонах.

ОТ РАННЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ2

Закрепляя теорию практикой

На этом профессиональная подготовка будущих инженеров не заканчивается. Во-вторых, теперь со второго курса любой студент специальностей «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и «Многоканальные телекоммуникационные системы» в качестве факультативных занятий может пройти дополнительное обучение по ревизии локальных вычислительных сетей (ЛВС), выработке рекомендаций и перенастройке ЛВС, настройке спутниковых каналов связи и монтажу оборудования наземных станций спутниковой связи.

Дальше – больше: теперь при получении в ХКОИС заявок от директоров школ Хабаровского края у ребят есть возможность не только проверить свои знания на практике, но и помочь в организации эксплуатации школьной ЛВС. Первая группа студентов уже помогла в течение месяца пяти школам в поселках Сикачи-Алян и Малышево, одной – в районе имени Лазо и двум – в Вяземском районе.

Добровольцев шутливо называют «полезным десантом». В его состав вошел самый активный костяк группы МТС(б)-11: Алена Александрова, Наталия Антоненко, Татьяна Хон, Анна Селина, Богдан Барабанщиков и Андрей Авраменко. Они по своему опыту знакомы с проблемами учебных заведений в этой сфере и сразу согласились в свой законно свободный от учебы день отправиться в неблизкое, но полезное путешествие.

Школьные десанты будущих специалистов

Под руководством преподавателя кафедры «Вычислительная техника» Владимира Власова и сотрудника УНИР Дениса Вегеры студенты на месте проводят необходимый монтаж и наладку всех каналов связи, производят ревизию внутришкольных ЛВС, осуществляют необходимый ремонт ЛВС и оформляют соответствующую техническую документацию.

– Что касается инициативы проведения такого выезда, то это было движение сразу с обеих сторон. Из общения с директорами большинства школ Хабаровского края стало понятно, что профессионально подготовленных специалистов в этой области в системе среднего образования крайне мало. В числе школьных должностей нет даже отдельных ставок системных администраторов. Как правило, эта обязанность перекладывается в виде поручения на того преподавателя, кто лучше остальных разбирается в этом вопросе. Так что школьные телекоммуникационные сети остаются без должного присмотра. С другой стороны, мы всегда рады любой возможности дать нашим студентам проверить свои навыки и знания на практике, улучшить их профессиональную подготовку как будущих специалистов, – рассказывает Валерий Терещенко.

Помимо монтажных работ «вживую» с кабелями и проводами студенты составляли техническую документацию школьных сетей: как она должна быть организована, какие устройства в нее входят, их расположение, сопутствующая маркировка всех соединений. По словам одного из директоров, заработало то, что вообще никогда не работало.

ОТ РАННЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ3

– Мы только руководили, – комментирует Денис Вегера, – а студенты все делали сами. Но выполнили правильно, по всем необходимым стандартам.
А что думают об этих «школьных десантах» сами студенты?

 – Когда поступило предложение принять участие в поездке в первый раз, у меня не было сомнений, так как всегда хотелось попробовать свои силы на практике. Могу с уверенностью сказать, что поездка стала для меня полезной. Сначала мы все вместе прибыли в школу поселка Сикачи-Алян, где произвели монтаж кабеля спутниковой станции связи. Далее, разделившись на две группы, приступили каждый к своему заданию: одна команда осталась на месте работать внутри школы, а наша отправилась в школу поселка Малышево. Там мы выполнили запланированную работу: настроили сеть, промаркировали кабель, составили схемы, заполнили необходимую документацию. В результате школа получила хорошо настроенную сеть и полноценный доступ в Интернет, – поделилась своими впечатлениями Анна Селина.

ОТ РАННЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ4

Это были только первые выезды «полезного десанта». Но, как уверяют сами путешественники, далеко не последние. ХКЦНИТ ТОГУ как отправная точка пока будет сам инициировать процесс взаимопомощи в школах-объектах ХКОИС в пределах Дальневосточного федерального округа. На начальном этапе места для будущих «инспекций» рассматриваются в шаговой доступности от университета.

– Со временем, надеемся, директора школ уже сами будут обращаться к нам с предложениями, – заключает Валерий Терещенко.

Александра Порываева.

Фото предоставлено ХКЦНИТ

Фотографии