Журнал № 2 - 2015(23), рубрика: "Наука молодая"

Девять кругов ада, или Дорога для предпринимателя

Что нужно сделать, чтобы добиться успеха в бизнесе? Какие задачи ставить перед собой? О чем стоит позаботиться уже сейчас? Ответы на эти и другие вопросы сумели получить студенты Тихоокеанского государственного университета на встрече с победителем конкурса «Предприниматель года – 2014» Иваном Загорским.

Девять кругов ада,  или Дорога для предпринимателя

Мероприятие прошло 8 июня в Бизнес-инкубаторе университета. Выступивший с приветственным словом проректор по учебной работе ТОГУ кандидат технических наук Николай Сорокин подчеркнул особую значимость данной встречи. Выразил надежду на то, что собравшиеся на этой своеобразной лекции студенты не только узнают много нового, но и смогут использовать полученную информацию для правильной постановки целей и достижения желаемых результатов.

Иван Загорский, который помимо предпринимательской деятельности уже 15 лет преподает в ТОГУ, построил встречу в форме эффективного диалога. Студенты задавали вопросы, отмечали важные моменты в заранее приготовленных блокнотах и с удовольствием слушали истории из личного опыта предпринимателя-преподавателя.

За несколько дней до мероприятия корреспонденту журнала «Мой университет» удалось встретиться с кандидатом экономических наук доцентом кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» Иваном Загорским и поговорить с ним о его собственном бизнес-пути, победе в конкурсе «Предприниматель года – 2014», желании молодых людей уехать из Хабаровска и многом другом.

– Иван Олегович, с чего начался ваш путь в бизнесе?

– Мой трудовой путь начался с сознательного детства. Первый опыт заработка кровных был лет в десять, в качестве подсобного рабочего в овощном магазине. Дальше были подработки, присущие большинству молодых людей в период середины 90-х годов. Первый бизнес-опыт – перепродажа тетрадей, был в возрасте четырнадцати лет. Без регистрации, без стартового капитала, без опыта… Идея возникла «на коленках», а как ей было не возникнуть, если залежи тетрадей на складе одного из магазинов стоили в три раза дешевле среднерыночной цены? Дальше была перепродажа обуви, колготок, ремешков и еще бог знает чего, разгрузка контейнеров и круглосуточная «бомбежка» на первом автомобиле. Кстати, большую роль в формировании моего сознания сыграла школа менеджеров «Персонал-ДВ», возглавляемая тогда Владимиром Шведченко и очень популярная в Хабаровске в начале 90-х.

– Как сложилась ваша судьба после окончания университета?

– Я закончил специальность «Эксплуатация судовых энергетических установок» в Хабаровском государственном техническом университете (ныне ТОГУ) – здесь я научился мыслить как инженер. Потом окончил аспирантуру в родном вузе – общение с преподавателями и ведение занятий дает гигантский скачок в умении вести диалог и общаться с аудиторией. После аспирантуры ушел в коммерцию, где научился торговать, это заняло у меня два с половиной года. Четыре года ушло на изучение всех нюансов государственной службы и нормативно-правовых актов Российской Федерации. В тот же период, исключительно осознанно, не для корочек, я решил получить второе высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», приобретя при этом серьезные знания в области менеджмента и государственного устройства. В 2010 году мной было принято труднейшее решение начать с нуля свое первое официальное дело.

– Оставили госслужбу ради собственного дела?

– Да. Понял одну элементарную истину: если хочешь осуществить свои желания, делай те шаги, которые тебя к ним приведут. Если таких шагов не делаешь или делаешь в другую сторону, то подумай, что предпринять, чтобы начать этот процесс. На тот момент государева должность меня сильно сковывала и ограничивала. Уволился. Не буду говорить о периоде трудностей и полного безденежья, но знаю одно – в сложных ситуациях мыслить начинаешь быстро и эффективно.

– И что же это за дело?

– Ателье по ремонту и пошиву одежды. Тогда мне виделось, что розница – беспроигрышный вариант. По правде говоря, так оно и есть, только вот я забыл о доходности и о величине оборота, задумался о создании сети, посчитал – соотношение потраченного времени и результата не обрадовали. К тому же, и это самое главное, о чем я не думал – что заниматься нужно тем, что делать умеешь и, главное, хочешь. Так хочешь, что готов трудиться по двадцать часов в сутки без выходных и отпусков. Пришлось осваивать швейное дело. За пять лет научишься. Могу вам крючки на шубе поменять (смеется).

– Что сейчас с этим бизнесом?

– Продал. И ателье продолжает работать у нового владельца.

– Какой бизнес у вас сейчас?

– Еще в период государственной службы у меня возникла бизнес-идея, тогда в управлении я занимал должность председателя комиссии по госзакупкам и придумал свою первую организацию. В 2009 году я зарегистрировал консалтинговую компанию «ГОСЗАКАЗ» сначала в качестве индивидуального предпринимателя, потом учредил общество с ограниченной ответственностью. Данная организация оказывает консультационные услуги для предпринимателей в области закупок. На данный момент я в этой организации даже не работаю, являюсь только учредителем и идейным вдохновителем. Штат сотрудников обеспечивает весь процесс во главе с назначенным мной директором. Кстати, весь прошлый год консалтинговая компания «ГОСЗАКАЗ» тесно сотрудничала с ТОГУ по направлению организации повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Надеюсь, сотрудничество продолжится в скором времени. В прошлом году появилась еще одна компания, которая оказывает консультационные услуги заказчикам, то есть органам власти, государственным и муниципальным предприятиям. За короткое время организация вышла на приличные для первого года обороты. Ни в одной из этих компаний я не директор, что позволяет формировать стратегию развития без ограничения одним мнением, к тому же высвобождает время для занятий общественной деятельностью и, главное, для преподавания.

В этом году я занят продвижением еще одного проекта – Информационно-аналитического центра для предпринимательства, который активно поддерживается Минвостокразвития РФ и правительством Хабаровского края. В этом мне помогает активная гражданская позиция, членство в ряде общественных советов при органах власти, в том числе в президиуме Совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края. К тому же я руководитель Дальневосточного отделения Национальной ассоциации институтов закупок, и это дает мне поддержку из Москвы, не только информационную, но и административную. Я вообще придерживаюсь мнения, что нельзя ограничивать свои точки приложения сил только собственным бизнесом или работой и семьей. Задумываться о том, что изменится в лучшую сторону от вашей активной гражданской позиции, не только нужно, но и полезно. Конечно, все это не оплачивается, но обязательно возвращается с торицей впоследствии.

– Вы уже 15 лет преподаете в ТОГУ, как удается совмещать предпринимательскую деятельность с работой в вузе?

– Уже пятнадцать лет, с момента поступления в аспирантуру, где бы я ни работал, чем бы ни занимался, в субботу к первой паре еду через весь город. Кстати, это очень удобно – в полвосьмого утра субботы пробок нет. Учить людей ведь всегда классно! В преподавательской деятельности ты многое отдаешь, но получаешь гораздо больше, так что особых проблем с совмещением и не возникает. Приходится, конечно, хорошенько поработать в субботу, но это одновременно и способ отвлечься. Другие люди по субботам дома, на даче, на работе, а я здесь – в дорогом мне Политене, занимаюсь любимым делом.

– Вы ведь параллельно и над учебными пособиями работаете?

– Да. Учебные пособия и статьи пишу не один, всегда есть соавторы, вклад которых неоценим. Часть пособий пишется для обучения студентов университета, которые, без ложной скромности, постоянно занимают призовые места на общероссийских конкурсах, недавно вот получил диплом им. М. Даниловского за лучшее учебное пособие. Другие учебные пособия пишутся для повышения квалификации чиновников в области закупок. Учебные пособия не для галочки и полочки, их постоянно не хватает в библиотеке университета, другие – настольная книга заказчика.

– Почему решили поучаствовать в конкурсе «Предприниматель года»?

– Неожиданно вышло. Специально не готовился, к этому меня сподвиг уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олег Герасимов буквально в последний день приема документов. Написал рекомендацию и отправил сдавать документы. Главными критериями оценки предпринимателя являются налоговые отчисления и их своевременность, средняя заработная плата, гражданская позиция участника. В финал конкурса вышли сорок участников, из них восемь победили в различных номинациях.

– То есть заработать это почетное звание в принципе может каждый предприниматель?

– Думаю, да. Нужно просто обладать активной гражданской позицией. То есть не просто зарабатывать деньги для себя и своих сотрудников, что тоже очень хорошо, но и пытаться какими-то посильными действиями изменить ситуацию на собственном отраслевом рынке. Мне кажется, что в наше нелегкое время все предприниматели общими усилиями должны достигать определенных целей – роста качества продукции, снижения нагрузки на предпринимателей и так далее.

– Многие молодые люди убеждены, что для достижения успеха в бизнесе и в целом в жизни необходимо переехать в Москву, Санкт-Петербург. Они правы или все-таки заблуждаются?

– Что сказать... От себя-то не убежишь. Куда бы ты ни поехал, ты все равно будешь смотреть в зеркало и видеть себя. Достаток и счастье сами собой не придут, для этого нужно много работать и многое стерпеть. Большой ли это город с массой возможностей или маленький, за много тысяч километров от столицы, придется попотеть. Подумайте, что вы будете делать в многомиллионной Москве или Питере, как будут проходить ваши дни там, что и кто будет вокруг, как много времени будет оставаться на личную жизнь, на беседы с родителями и любимыми. Стоят ли очень призрачные перспективы такой жертвы, тем более стоят ли те деньги этого? Отговаривать решившихся не берусь, но сам точно не поеду.

– А что насчет создания бизнеса?

– Создать бизнес легко. Вложить в него деньги и потерять их еще легче. А вот заработать на нем – это уже результат. И не просто «срубить» куш, а настроить систему, когда ежемесячный доход компании позволяет платить за аренду, достойную зарплату, накладные платежи, да еще и вкладывать в развитие. Для этого нужны клиенты. Об этом думает меньшая часть начинающих бизнесменов, наивно полагая, что покупатель придет сам, только помани. Такая ситуация везде, по всей стране. И за рубежом тот же расклад. Так что учиться лучше там, где есть кому помочь, вытянуть с болота. А там, на западе, вы одни – это тяжелее в разы.

– Вы верите в эффективность тренингов?

– Многие путают тренинги с семинарами, задача которых информировать и учить. Главная же цель тренингов, по моему мнению, научить человека верить в себя. Если человек чему-то научился, стал что-то делать, то да – тренинг хороший, если же нет… Я верю в эффективность людей, которые черпают знания и умения отовсюду, в том числе и на парах.

– А что сейчас требуется от предпринимателя? То же, что и 10-15 лет назад или все значительно изменилось?

– Настойчивость в первую очередь. И стрессоустойчивость. Они даже рифмуются, заметили? Два этих качества очень важны, потому что предприниматель проходит девять кругов ада, формируя рентабельное предприятие. Все остальное – приходящее.

– У вас есть девиз?

– У меня есть девиз дня. В офисе, на доске, он постоянно новый. Так и живем.

Беседовала Анна Фолина.

Фото автора

***

Семь советов, которые стоит взять на заметку

Тезисы, раскрытые Иваном Загорским на встрече со студентами ТОГУ:

●    Всегда думайте о том, как использовать в будущем ту должность, на которой вы сейчас, и не забывайте о значимости послужного списка.

●    Делайте то, что необходимо для достижения цели, не делая этого, вы ее не достигните.

●    Представьте, что вы уже достигли результата в карьере – стали бизнесменом, чиновником, начальником и так далее. Попробуйте представить свой день. Сможете ли вы каждый день работать по 10-12 часов без выходных и отпусков? Хватит ли у вас нервов на эту работу? Подумайте об этих нюансах, прежде чем сделаете первый шаг.

●    Приобретение связей – важная часть карьерного роста. Родители, определенная должность или наставник – исчерпывающий список их приобретения.

●    Остерегайтесь вкладывать в те проекты, которые явно неперспективны, несмотря на то, сколько вы в них уже вложили.

●    Думайте не о том, что вы можете предложить, а о том, насколько это востребовано.

●    Никогда не забывайте о важности личной свободы. Возможность делать то, что приносит удовольствие, не стесняет и дарит помимо достатка еще и вдохновение, дорогого стоит.

Фотографии