Журнал № 1 - 2015(22), рубрика: "Наука молодая"

Наука глазами молодых

Процесс познания сопровождает нас на протяжении всей жизни. Справедливым будет положение о том, что каждый из людей, выстраивая свою судьбу, проводит собственное уникальное исследование как в бытовой области, так и в сфере чувств, эмоций, высоких материй. Для многих именно эта «научная работа» становится основной, но есть и те, кто, преодолевая препятствия разной степени сложности, совмещает исследование жизни с вполне осязаемыми теоретическими изысканиями. Такие люди погружаются в избранную тему, пишут статьи, участвуют в конференциях и совершают великие открытия. Именно они носят гордое звание «ученый».

Чествование этих героев «экспериментов и размышлений» по традиции состоялось в Тихоокеанском государственном университете 9 февраля. На празднике, посвященном Дню российской науки, награждали не только именитых профессоров, но и тех, кто пока сидит за студенческой скамьей.

«Награждение в День науки – отличный стимул для обучающихся»

Несмотря на молодой возраст, ребята, которые были отмечены в номинации «Научно-исследовательская работа студентов», уже имеют ряд заслуг.

О том, как выбирали лучших, нам рассказала Марина Игнатенко, начальник Отдела организации научно-исследовательской работы студентов.

– Мы не проводили специального конкурса для определения наиболее достойного претендента. Наше мероприятие подразумевает не соревнование за первое место, а подведение итогов деятельности студентов за год, – сообщила Марина Николаевна. – Заместители деканов по науке, с которыми я непосредственно работаю, формируют списки самых активных студентов, тех, кто постоянно занимается исследованиями, является соавторами грантов, и направляют нам. У нас самих также есть рейтинги, необходимые для подачи списков студентов на повышенную стипендию за научно-исследовательскую деятельность в соответствии с Постановлением Правительства «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования». Мы учитываем все достижения обучающихся в ТОГУ в этой сфере. Так что, как правило, наши данные совпадают с тем, что представляют факультеты. Правда, бывает и так, что мы открываем для себя новые лица.

Награждение студентов за «Научно-исследовательскую деятельность» проводится в ТОГУ с 2012 года. Критериями оценки их труда являются количество научных публикаций, участие в различных конференциях как вузовского, так и муниципального, краевого и всероссийского уровня, наличие патентов, грантов (ребята являются соисполнителями и соавторами). Кандидатура претендента на награждение в номинации может быть утверждена только при соответствии нескольким из обозначенных условий.

– Конечно, когда мы награждали ребят, то перед вручением диплома давали специальную справку о том, какие достижения студент имеет в своей «копилке», – продолжает Марина Игнатенко. – Надо понимать, что не у всех они равнозначны. Очень многое тут зависит от направления, по которому обучается студент. Общеизвестно, что сейчас у тех, кто специализируется в изучении технических наук, больше шансов получить патент или грант, чем у гуманитариев. Студентов, обучающихся на технических специальностях, чаще поощряют, для них проводится больше конкурсов, конференций. Именно поэтому гуманитариям тяжелее, и их достижения могут быть более скромными. Мы стараемся учитывать такое положение дел.

Традиционно на празднике, посвященном Дню российской науки, награждают по одному представителю от факультета. Причем работники Отдела организации научно-исследовательской работы студентов стараются не повторяться ежегодно при утверждении кандидата, все время открывая новые имена. Весьма важным является тот факт, что ряды активных студентов, желающих достичь успехов в научно-исследовательской деятельности, постоянно пополняются. Проблем с поиском кандидатов для поощрения в День науки никогда не возникает. По словам Марины Игнатенко, награждение на таком значимом мероприятии, как День науки, – это отличный стимул для обучающихся, и, пожалуй, с ней трудно не согласиться.

Такие разные и такие похожие

Ребята, отмеченные в номинации «Научно-исследовательская работа студентов», специализируются в разных сферах и изучают принципиально отличающиеся проблемы. У каждого из них свой взгляд на вещи, у некоторых уже выработана собственная методика проведения исследовательской работы. Одни занимаются наукой уже более пяти-шести лет и хотят связать свою жизнь с расчетами и сложными теоретическими выкладками. Другие сделали всего несколько шагов в желаемом направлении и, получив грандиозный, но неожиданный результат, внезапно изменили свою жизнь.
Они потрясающе не похожи между собой, но вместе с тем все до одного напоминают друг друга. Особый блеск в глазах, целеустремленность, повышенная степень ответственности и желание сказать что-то новое об известном, совершить собственное открытие – вот черты, сближающие тех, кем по праву может гордиться наш университет.

Георгий Кожин (Транспортно-энергетический факультет):
«МОЯ ЦЕЛЬ – ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ»


Наука глазами молодых

– Георгий, с чего началась твоя научно-исследовательская деятельность?

– С того, что я стал хорошо учиться в университете. После этого понял, что в принципе учеба мне неплохо дается… И впоследствии, когда писал дипломную работу, задумался о более серьезных исследованиях. Чуть позже, когда поступил в магистратуру, стал активно работать в этом направлении.

– И что же это за направление?

– Моя специальность – «Организация перевозок», поэтому изначально я писал статьи об организации грузовых перевозок, а сейчас уже занимаюсь исследованиями в области пассажирских перевозок.

– Что на данный момент входит в твою «копилку побед»?

– В основном публикации. Одна в сборнике 54-й студенческой научно-технической конференции, которая проходила в ТОГУ. Потом, в начале сентября 2014 года, у нас прошла конференция «Автомобильный транспорт Дальнего Востока», организацией которой занимался ТЭФ. Там у меня две статьи: одна – в соавторстве с руководителем, а другая – с одногруппницей. Еще одна моя работа опубликована в сборнике Воронежской конференции «Молодые ученые альтернативной транспортной энергетики». В данный момент написана еще статья, но пока она нигде не опубликована.

– А самым большим достижением на сегодняшний день ты считаешь…

– Трудно сказать, если честно… Когда сообщили, что меня будут награждать в День науки, я был удивлен и даже озадачен. Все пытался найти главное достижение, о котором ты говоришь. Наверное, это все-таки участие в конференции «Автомобильный транспорт Дальнего Востока» и помощь в ее организации. Конференция носила статус международной. Собралось много заслуженных ученых, послушать их было очень полезно.

– В чем именно заключалось твое участие в организации конференции?

– Я собирал заявки, статьи для сборника, доклады, был техническим секретарем.

– Кто является твоим научным руководителем? Почему обратился именно к этому профессору?

– Мой научный руководитель – доктор экономических наук Павел Павлович Володькин. Он заведует нашей кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта». На самом деле у нас в магистратуре всего два научных руководителя – Павел Павлович и профессор Геннадий Григорьевич Денисов. К Павлу Павловичу я пошел, потому что его исследования близки мне и наши интересы в научной сфере пересекаются.
    
– Какой аспект научной деятельности для тебя является самым сложным?

– Расчеты. Потому что тут порой приходится пользоваться методами высшей математики, за цифрами ведь нужно очень внимательно следить. Намного интереснее для меня формулировать на основе полученных данных какие-то свои выводы. Писать статьи, излагать свое мнение или анализировать теоретические выкладки других ученых.

– Ты сказал, что был очень удивлен, когда узнал о том, что тебя наградят в номинации «Научно-исследовательская работа студентов»…

– Да. Я сначала не поверил, что меня выбрали. Подумал, что еще будет конкурс, большой отборочный этап… Всегда считал, что на нашем факультете есть люди, которые намного больше занимаются наукой и имеют достижения, превышающие мои. А на Дне науки я сильно волновался, ведь в зале собралось столько выдающихся ученых.

– Как думаешь, что может привлечь молодого человека в научной деятельности?

– Думаю, не на последнем плане тут возможность заработать. Но кроме стремления к каким-то лаврам или финансовому успеху должно быть главное – желание решить какие-то проблемы, связанные с той или иной областью науки. Бесполезно начинать исследование без определенной цели. Ты должен точно знать, что хочешь получить в итоге. Например, моя цель – повысить качество жизни людей. Все мы ездим в автобусах, сталкиваемся с различными проблемами в этой сфере, они требуют кропотливого изучения, системного решения. Этим я и хочу заниматься.

Ярослава Беляева (Социально-гуманитарный факультет):
«Я ДУМАЮ, ЧТО МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ НА МНОГОЕ СПОСОБНЫ»

Наука глазами молодых1

– С чего начался твой «путь в науке»?

– С первого семестра первого курса. Тогда мой преподаватель истории, а ныне научный руководитель Вадим Александрович Иващенко, предложил нам дополнительно участвовать в работе клуба любителей истории. Я заинтересовалась, выбрала тему «Курильская проблема: история и решение», начала работать. Для меня тогда это было просто хобби, возможность повысить свой рейтинг успеваемости. Потом представился случай поучаствовать в конкурсе научно-исследовательских работ, я решила попробовать свои силы. Дело в том, что в школе я больше занималась творческой деятельностью. Играла в КВН, а о науке даже не думала… Вот и решила проверить себя. Вышло удачно, и я прошла на конкурс научных разработок в рамках Дальневосточного фестиваля «Студенческая весна». Там выступила, защитила свою работу и заняла первое место.

– Как удавалось совмещать работу над проектом и обучение? Не было проблем со временем?

– Конечно, когда я только разрабатывала все это, было очень трудно. Учеба, работа и плюс – исследование. Но я считаю, если тебе что-то действительно интересно, то всегда найдется время. Просто лень иногда мешает нам заниматься чем-то стоящим.

– Что при подготовке работы для тебя стало наиболее трудным? Что, наоборот, не вызвало особых затруднений?

– Тема у меня весьма специфическая, и самым трудным этапом стало нахождение достоверных источников, в которых ситуация была бы оценена объективно, без принятия мнения чьей-либо стороны. Многие современные исследования относительно курильской проблемы сильно политизированы, и, обращаясь к ним, нужно тщательно анализировать информацию. Легче всего мне далась презентация проекта. Я была уверена в своих силах, поэтому защищать работу, рассказывать о наиболее интересных положениях было просто.

– А сейчас ты продолжаешь работу над исследованием?

– Да. Существует еще много не охваченного материала, так что исследование требует продолжения. К тому же время проходит, открываются новые факты относительно курильской проблемы, и все это необходимо изучить, проанализировать.

– Чем стало для тебя награждение в номинации «Научно-исследовательская работа студентов» на Дне науки?

– Изначально – приятной неожиданностью. На самом деле это сложно описать… Пожалуй, я испытала то прекрасное чувство полного удовлетворения, которое приходит к нам после упорной работы вместе с осознанием, что удалось многого достичь. Это такое абсолютное моральное насыщение и одновременно прилив вдохновения для последующих исследований. После таких мероприятий начинаешь себя уважать больше.

– Как думаешь, что, собственно, может привлечь молодого человека в научной деятельности?

– Мне кажется, что заниматься наукой действительно интересно. Жаль, что многие студенты не понимают этого, ассоциируют исследования с чем-то неимоверно скучным и обременительным. А ведь здесь столько плюсов! Благодаря научно-исследовательской деятельности в любой области ты развиваешься, расширяешь свой кругозор и становишься интересным собеседником. Постепенно понимаешь, что твои знания обширнее, чем у некоторых сверстников. Мне бы хотелось, чтобы среди моих ровесников было больше энтузиастов, ведь молодые исследователи на многое способны. Нельзя забывать, что с помощью научных разработок мы изменяем будущее, конструируем его.

– А сама планируешь связать жизнь с наукой?

– Трудно сказать. Сейчас я учусь на втором курсе по направлению «Зарубежное регионоведение», моя специальность не подразумевает особой связи именно с исследовательской деятельностью. Для меня это скорее возможность развиваться, приобретать новые знания. Но я могу, например, стать дипломатом, и тогда мои исследования мне очень пригодятся.

Александр Новиков (Факультет экономики и управления):
«БОЛЬШЕ ВСЕГО МНЕ НРАВИТСЯ ПРЕЗЕНТОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ»


Наука глазами молодых2

– С чего началась твоя научно-исследовательская деятельность?

– Я занимаюсь активной научно-исследовательской деятельностью с 2013 года. Хотя первые шаги начал делать, еще обучаясь в школе… Во что-то серьезное это превратилось, когда я стал старше, познакомился со многими людьми как в университете, так и за его пределами и пересмотрел свои жизненные приоритеты. Раньше я занимался общественной деятельностью, играл в КВН, но в определенный момент понял, что нужно «повзрослеть», посвятить свою жизнь чему-то более серьезному и интересному.

– Помнишь свою первую научную работу? Что бы изменил в ней сейчас?

– Конечно, помню. Это было в школе, работа по геологии на тему «Минеральный состав метеоритов», на тот момент мне было это интересно. Исправил бы я в ней многое, начиная со структуры и заканчивая содержанием, но история не терпит сослагательного наклонения.

– А сейчас на чем в основном специализируешься? Какие темы рассматриваешь в своих исследованиях?

– На данный момент темы моих работ напрямую соотносятся с моей учебной специализацией (кафедра, где учится Александр, – «Финансы, кредит и бухгалтерский учет» – прим. автора). В основном это актуальные проблемы финансов и кредита. Это связано с тем, что мне необходимы знания большие, нежели дают нам преподаватели в рамках учебной программы. Причем это касается определенных дисциплин, которые являются для меня наиболее важными. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, я расширяю свои знания по этим предметам.

– Какую свою научную победу считаешь наиболее значимой?

– На данный момент, это, вне всякого сомнения, победа во всероссийском конкурсе на разработку лучших предложений по формированию бюджета для граждан, проводимом Аналитическим центром при Правительстве РФ.

– Кто из преподавателей кафедры оказывает поддержку, является твоим научным руководителем? Почему работаешь именно с этим специалистом?

– У нас очень дружный и сплоченный коллектив преподавателей на кафедре, каждый из них может помочь в том или ином вопросе. Неоценимую поддержку во всех начинаниях мне оказывает старший преподаватель Наталья Георгиевна Леонова, во многом благодаря ей я начал заниматься научно-исследовательской деятельностью. А моим научным руководителем является кандидат экономических наук Ольга Владимировна Бурик. Мне очень легко работать с этим человеком. Также Ольга Владимировна специализируется в сфере публичных финансов, которая мне на данный момент наиболее близка.

– Какой аспект научной деятельности кажется тебе самым легким и приятным?

– Больше всего мне нравится презентовать собственные проекты. На мой взгляд, это то, что сейчас получается у меня лучше всего. В этом мне помогает богатый опыт публичных выступлений.

– А сами исследования приносят удовольствие?

– Да, огромное. Конечно, это довольно сложно, при написании каждой работы приходится выкладываться на все сто процентов, пересиливать себя. Но осознание того, что твои труды могут принести пользу и сделать мир чуть-чуть лучше, очень стимулирует.

– Какие чувства ты испытал, когда узнал, что именно тебя будут награждать на празднике, посвященном Дню науки?

– Честно говоря, это был целый букет чувств. В основном, конечно, радость. Но если честно, я боялся, что приду на церемонию награждения, а мне скажут, что произошла ошибка, и ни за что не наградят.

– Есть желание связать жизнь с наукой?

– Я уже несколько месяцев думаю над этим вопросом, но к однозначному ответу еще не пришел. Во всяком случае, я планирую продолжить свое обучение в магистратуре, занимаясь научно-исследовательской деятельностью.

Светлана Рыбаченко (Факультет архитектуры и дизайна):
«В ИДЕАЛЕ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДОЛЖНЫ ШАГАТЬ ВМЕСТЕ»

Наука глазами молодых3

– Как ты пришла в науку?

– Научной деятельностью я начала заниматься семь лет назад. Именно тогда меня заметила мой научный руководитель Мира Ивановна Горнова, доцент кафедры «Архитектура и урбанистика». Она предложила мне поучаствовать в исследовательской работе. В том же году я написала свою первую статью.

– И на чем ты специализируешься с тех пор?

– Изначально основным объектом моих исследований была ландшафтная архитектура. В своих статьях освещала вопросы, которые были мне наиболее интересны в рамках данной темы. Например, в то время мы с Мирой Ивановной написали работы «Новейшие технологии ландшафтной архитектуры», «Социальная направленность и коммерциализация парков и скверов в городской среде», «Особенности демонстрации растений в объектах научной, демонстративно-просветительской и учебной деятельности (ботанические сады, арборетумы)» и многие другие. Сейчас я в основном рассматриваю проблемы градостроительства. С этой темой связана моя магистерская диссертация. В данный момент я изучаю речную панораму города Хабаровска… Конечно, на протяжении прошедших лет темы моих работ менялись, но общую направленность можно увидеть.

– Все это время работаешь с Мирой Ивановной?

– Так вышло, что у меня сменился научный руководитель. К сожалению, сейчас Мира Ивановна не может со мной работать. Теперь моим научным руководителем является кандидат архитектуры профессор Вера Ивановна Лучкова. Она меня очень поддерживает и направляет мою деятельность так же, как и мой прежний руководитель.

– Что относишь к своим наиболее важным достижениям за прошедший год?

– За последний год я участвовала в нескольких конференциях международного уровня. Как тех, которые проводит ТОГУ, – «Новые идеи нового века», так и других. Например, ездила на межуниверситетский семинар в Сеул вместе с магистрами. Также я уже второй год участвую в научно-практической конференции «Архитектурно-художественное наследие первой половины ХХ века» на факультете Ingegneria Civile университета «UNITS» (Universitа degli Studi di Trieste) в Италии.

– Какой аспект научной деятельности, по твоему мнению, самый сложный?

– Я не испытываю особых проблем при подготовке статей и докладов. Для меня самое трудное – это публичное выступление, презентация своего проекта. Ведь во время предыдущих этапов ты работаешь самостоятельно, никто тебе не мешает. Здесь же нужно держать все под контролем и чувствовать аудиторию, мне это пока тяжело дается…

– И как справляешься с волнением?

– Чтобы справиться с волнением, провожу специальные тренинги. Например, представляю, что смотрю на себя со стороны во время выступления. Это помогает.
 
– Что насчет практической реализации твоих разработок?

– Пока все это – только проекты, но, безусловно, любая научная деятельность подразумевает дальнейшее претворение в жизнь. В идеале теория и практика должны шагать вместе. Жаль, что в последнее время об этом забывают, и это абсолютно неправильно! Надеюсь, мне удастся добиться практического воплощения своих проектов.

– Какой совет ты бы дала ребятам, которые только начинают свои исследования, постепенно погружаются в мир науки?

– Я вообще не люблю советы. Считаю, что каждый человек должен сам решить, как ему поступать… Но думаю, что студенту, прежде всего надо определиться с темой, которую он будет разрабатывать в дальнейшем. От выбранного направления многое зависит. Также тут нельзя без поддержки, поэтому нужно правильно позиционировать свою деятельность для семьи и друзей. К сожалению, те, кто далек от исследований и теоретических выкладок, не всегда понимают значимость нашей работы. Я и сама часто сталкиваюсь с непониманием. Когда общаюсь с одноклассниками, бывшими одногруппниками, то они сильно удивляются тому, что уже седьмой год учусь, пишу статьи, выступаю на конференциях… Весь секрет в том, что здесь ты находишься в каком-то своем, особом мире, и далеко не все за его границами могут принять твои интересы.

Дарина Заозерская (Юридический факультет):
«ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ ЧЕГО-ЛИБО, А В ОСОБЕННОСТИ НАУКИ, ТРЕБУЕТ РЕФЛЕКСИИ, САМОРАЗВИТИЯ»

Наука глазами молодых4

– Как давно занимаешься научной деятельностью? С чего «все началось»?

– Научно-исследовательской работой до поступления в университет занималась в школе. С момента поступления, в 2010 году, приступила к исследованиям в ТОГУ. На первом курсе работала над научным докладом по международному праву под руководством кандидата юридических наук Ольги Анатольевны Черновой. Данная работа сразу вызвала у меня интерес, потому что писала я ее по предмету, о котором раньше даже не имела представления, пришлось углубляться в тему, узнавать много нового.

– Какие проблемы рассматриваешь в своих работах?

– За время своей научно-исследовательской деятельности я писала работы по разным направлениям, потому что каждая тема интересна по-своему и имеет свою специфику. Так, на третьем курсе готовила доклад на тему «Криминологическая характеристика женской преступности», спустя год разрабатывала такие темы, как «Правовое регулирование международного усыновления (удочерения)» и «Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления».

– Кто из преподавателей кафедры оказывает поддержку, является твоим научным руководителем?

– Так сложилось, что я работала под началом разных преподавателей. Среди них – кандидаты юридических наук Вера Васильевна Корицкая и Надежда Павловна Зарубина, старший преподаватель Евгения Владимировна Ким и, как я уже говорила, Ольга Анатольевна Чернова. Все они оказывали поддержку, помогали подобрать материал, подсказывали, как лучше подойти к той или иной проблеме, рекомендовали, на какую научную литературу стоит опираться при написании своей работы.

– Над какими проектами работаешь в данный момент?

– Сейчас я учусь на пятом курсе, это налагает особые обязательства. Свободное время уделяю проекту «Цветы Памяти», куратором которого являюсь. Мы совместно с другими студентами ведем научно-исследовательскую работу по сбору материалов в Центральном архиве Министерства обороны РФ (г. Подольск). В дальнейшем хотим весь накопленный материал отразить в издании.

– Получаешь ли удовольствие от научно-исследовательской деятельности? Какая часть работы привлекает тебя больше всего?

– Конечно! Мне кажется, любой человек испытывает удовольствие от исследований, потому что открывает для себя что-то новое. Больше всего мне нравится процесс выявления пробелов в уже, казалось бы, хорошо раскрытой теме, поиск путей решения возникающих проблем.

Наука глазами молодых5

– Какие чувства испытала, когда узнала, что именно тебя будут награждать на празднике, посвященном Дню науки?

– Очень приятные эмоции. Ведь такое признание означает, что все не прошло даром и твой труд внес какой-то, пусть даже и небольшой, вклад.

– Есть ли желание связать жизнь с наукой?

– После окончания ТОГУ хочу работать по специальности. Все полученные знания, накопленные в процессе написания научных работ, помогут мне в дальнейшей самореализации в юриспруденции. К тому же любой путь к познанию чего-либо, а в особенности в науке, требует еще и определенной рефлексии, саморазвития. А умение грамотно построить этот путь – тоже наука. Буду идти дальше, повышать свой уровень знаний, исследовать.

Беседовала Анна Фолина.
Фото Дины Непомнящей

Фотографии