Журнал № 1 - 2015(22), рубрика: "Наука молодая"

ДОЛГОЖДАННАЯ ВСТРЕЧА С РОБОТАМИ В ТОГУ

Десятки роботов в одном месте – настоящая сказка для тех, кто любит разбирать «умное железо», изобретать и удивлять. И для тех, кто готов этому удивляться. Подобный технический «бум» наконец-то был организован в Хабаровске и собрал декабрьским утром прошлого года всех неравнодушных к робототехнике с разных уголков Дальнего Востока.

ВСТРЕЧА  С РОБОТАМИ В ТОГУ

Место встречи – Актовый зал ТОГУ.
Организаторы – Центр робототехники ТОГУ и Бизнес-инкубатор ЕВА.

«Робомех-2014», первый открытый дальневосточный фестиваль робототехники и промышленной мехатроники, собрал у себя в гостях изобретателей со всей России: из Магадана, Томска, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска и многих других городов. Всего в соревнованиях приняли участие 80 школьных и 60 студенческих команд, а более 20 разработок было представлено в свободной дисциплине «Фристайл».

Актовый зал ТОГУ был поделен на несколько участков-зон. Слева у входа – мини-музей, где представлены «предки» современных компьютеров, ноутбуков и калькуляторов как отечественного производства, так японского и американского. В центре зала – бесконечные столы с десятками всевозможных роботов – танцующих, рисующих, предлагающих напитки, занимающихся спортом и т.д. Остальное пространство поделили между собой соревновательные площадки, где всевозможные роботы выставлялись на «ринг», на время очищали определенную территорию от посторонних предметов, проходили на скорость извилистые пути или доставляли кубики на «базу».

В рамках образовательной площадки «Робомеха» было проведено и пять мастер-классов, на которых всем желающим рассказали о видах контроллеров и среде разработки, о первом шаге в мире робототехники, создании встраиваемых систем и многом другом.

Федор Безручко, руководитель Центра робототехники ТОГУ и один из организаторов прошедшего фестиваля, поделился не только своими впечатлениями о прошедшем «Робомехе», но и рассказал, где и как живут роботы в Политене.

ВСТРЕЧА  С РОБОТАМИ В ТОГУ1

– Оправдал ли «Робомех» ваши ожидания?

– Да, по моему мнению, мероприятие удалось. Ближе ко второй половине дня у меня было время расслабиться, забыть об обязанностях организатора, и я смог насладиться «Робомехом» как простой зритель. Я сам до этого не видел разнообразия всех разработок, которые представляли участники! Так много интересного, а порой и неожиданного! Столько заинтересованных, веселых людей, что даже в Актовом зале университета было, признаться, тесновато.

С позиции же организатора мои впечатления тоже очень яркие и сочные. Во-первых, мы с командой готовили мероприятие долго, с трудом, все-таки  первый подобный опыт. Хотелось сделать все качественно, не ударить в грязь лицом. В целом, судя по счастливым лицам участников и гостей и их восхищенным отзывам, у нас все получилось.

Особенно интересно было сопоставить формат того, чего мы ожидали, с тем, что фактически получилось. Под форматом я понимаю баланс различных составляющих «Робомеха»: соревновательной, образовательной и культурной. От этого во многом зависел успех. Лично я приоритет отдавал соревновательной и образовательной составляющей, но и шоу-программа была на высоте. Можно сказать, мы с Женей Ледковым и его командой из Бизнес-инкубатора создали «Робомех», дали ему жизнь, а творческая команда Александра Мшвилдадзе научила его чувствовать и улыбаться.

ВСТРЕЧА  С РОБОТАМИ В ТОГУ2

– Были ли недочеты в проведении мероприятия?

– Без них никак. Недочеты – это повод расти дальше. Одна из самых главных недоработок – узкая география участников. В будущем, я надеюсь, мы сможем существенно расширить круг городов-участников: «Робомеху» это жизненно необходимо. И, конечно же, хотелось бы создать рабочую команду, специализирующуюся на организации мероприятий такого масштаба, а не только собрать любителей робототехники. Хочется, чтобы «Робомех» не просто жил, а рос и развивался. У любого начинания должно быть постоянное, непрерывное развитие. То, что не движется вперед, увядает и, в конце концов, умирает. Постоять на месте и переждать не получится.

– Отличились ли разработки студентов ТОГУ?

– Наши студенты тоже не подкачали. Они были мотивированы и хорошо подготовлены. Работали ребята под руководством Семена Отческого, преподавателя кафедры «Вычислительная техника». В итоге студент Николай Ким завоевал первое место в состязании беспилотников, робот Сергея Лиса быстрее всех прошел лабиринт в обе стороны, а «гонщик по линии» у Александра Лебедева одержал верх на треке. Немного не повезло Григорию Кузьминых, у его  робота были хорошие шансы на успех – по жеребьевке ему достался сильный соперник на соревновании «Клондайк».

– Как получилось, что в университете был создан Центр робототехники? С чего все началось?

– Мысль о необходимости создания подобного Центра в ТОГУ возникла в головах «технарей» уже очень давно. Все, кто хоть немного знаком с научной и инженерной деятельностью в вузе, знают, что долгое время в университете в этой сфере, по сути, развивалось только одно направление – подводная робототехника. Благодаря сотрудничеству ТОГУ и Института проблем морских технологий (ИПМТ) Дальневосточного отделения Российской академии наук в нашем университете действует профильная Лаборатория Интеллектуальных технологий и систем (ЛИТиС) под руководством кандидата технических наук Игоря Николаевича Бурдинского. Я вхожу в состав лаборатории в качестве младшего научного сотрудника.

Но со временем пришло понимание, что сфера подводной робототехники по своей природе также затрагивает множество вопросов из других сфер робототехники. И что связанные с ней разработки с небольшими изменениями могут находить применение в других областях. Почему бы их не развивать? Настоящим толчком к действию послужила инициатива заместителя проректора по научной работе Эрнста Хосеновича Ри включить в реализацию Программы стратегического развития ТОГУ создание такого центра. Финансирование в рамках этой программы позволило получить один из важнейших ресурсов для начала деятельности Центра – материально-техническую базу. С этого все и началось. Затем были долгие обсуждения целей, задач, формирование структуры будущего Центра и его последующее утверждение на Ученом совете. Мы активно включились в работу еще до формального опубликования приказа о создании Центра.

ВСТРЕЧА  С РОБОТАМИ В ТОГУ3

– Какие цели и задачи ставит перед собой Центр?

– Я считаю, что главная цель нашего Центра – воспитание у молодежи вуза, Хабаровска, региона и всей страны бескорыстной любви к техническому творчеству. Все очень просто. Робототехника – это главное направление технического творчества молодежи наших дней. Как полтора-два десятка лет назад все, кому это было по карману, посещали кружки информатики и покупали домой персональные компьютеры, так и сейчас все идут в робототехнику и приобретают робототехнические конструкторы. Я говорю не только о детях и подростках.

Поставленная нами цель включает в себя несколько задач, основная из которых – сформировать мощный кадровый, производственный и технический потенциал в науке и инженерии в области робототехники по всей России. Нельзя допустить, чтобы наша страна в робототехнике, относительно новой области, снова оказалась в роли «догоняющей», как это было когда-то в области информационных технологий и в микроэлектронике.

В робототехнике сейчас наблюдается настоящее «цунами» – ее образовательная составляющая стала доступна широкому кругу людей. И нам нужно изо всех сил стремиться на гребень этой высокой волны. Стоит признать, что сейчас мы немного отстаем от Запада (прежде всего США) и Азии (Китай, Индия) по ряду проявлений, но, пока это отставание не стало критичным, его можно и нужно компенсировать. А сделать это можно только с помощью светлых голов, трудолюбивых рук и мотивации наших сотрудников и талантливых студентов.

– Какие направления работы Центра можно считать приоритетными?

– Очень непростой вопрос. Если с точки зрения формы деятельности, то лично для меня приоритет такой: образовательная деятельность, научная и только потом коммерческая. Что касается приоритетности тех или иных направлений робототехники, то здесь имеют значение разные моменты, ведь у различных направлений разная коммерческая и научная привлекательность. С одной стороны, у нас богатый опыт в подводной робототехнике. Да и материально-техническая база ЛИТиС дает определенные преимущества развитию этого направления. Тем не менее в образовательном плане подводная робототехника – сложная область. Вода – непростая среда, что предполагает высокие требования к надежности узлов и увеличивает цену ошибки на любом этапе, от проекта до эксперимента. По этой же причине довольно низка доступность данного направления робототехники в образовательном проявлении. Можно по пальцам одной руки пересчитать организации и учебные заведения России, в которых такая возможность есть. От этого страдает соревновательный компонент и другие формы обмена опытом. А тягаться с ведущими западными и азиатскими странами порой просто дорого. Поэтому подводная и надводная робототехника нашего Центра представлена по большей части в форме научных изысканий и разработок. Но тем не менее мы не стоим на месте, а уже сейчас продвигаем несколько перспективных образовательных проектов и «готовимся» по нормативам мировых первенств. В течение следующих полутора лет планируем выступить на соревнованиях. Было бы только финансирование для пополнения материальной базы и командирования участников.

Что касается остальных областей, то наземная и воздушная робототехника представлена у нас, как и во многих учебных заведениях страны, достаточно широко.

ВСТРЕЧА  С РОБОТАМИ В ТОГУ4

– Почему необходимо развитие робототехники в вузе? Востребовано ли это?

– Вуз – вообще самая благодатная почва для развития чего-либо. Многие могут со мной не согласиться, указывая на то, что в современной России вузы перестали быть интеллектуальным локомотивом экономики. Продолжая аналогию, вроде как «почва не дает урожай». Я считаю, что почва сама по себе не стала хуже или беднее, а причина того, что на ней зачастую ничего не растет, в ошибках управления. У хорошего садовода на плодородной земле все вырастет и плоды принесет.

У вуза в достатке есть самый главный ресурс – люди. Причем люди самого высокого качества. Не только из числа сотрудников, но и обучающихся. Я знаком со многими представителями бизнеса, которым требуются квалифицированные кадры. У этих предприятий есть деньги и благоприятные для работы условия, и они умоляют меня как сотрудника вуза найти им ну хоть кого-нибудь в той или иной сфере профессиональных знаний. Причем предлагают вполне высокое жалованье, выше среднего по региону, что немаловажно. У них настоящий кадровый голод! Думаете, они будут развивать робототехнику или вообще хоть что-то «на перспективу»? Нет, конечно, у них нет ресурса. Поэтому в вузе необходимо развивать робототехнику сильнее и качественнее. Равно как и в школах. Массово такая «культура», скорее всего, больше нигде не сможет вырасти.

– Что нужно делать, чтобы продвигать робототехнику среди молодежи?

– Это почти философский вопрос. А что нужно сделать, чтобы ребенок читал учебник по геометрии, а не кидал «птичек в свинок» на экране телефона? Это задача наставника. Дома этим наставником являются родители и члены семьи, в школе – учителя, в вузе – преподаватели. Робототехнике не нужна реклама как области деятельности. Это престижно и актуально. Но ребята часто не могут поверить в свои силы, пасуют перед трудностями, которые могут их ждать на этом пути. Наша задача – показать им, что они могут, что это гораздо интереснее праздного шатания по просторам онлайн-игры или социальных сетей. Ведь за этим приходит профессиональный и личностный рост. Ребят с потенциалом много, всем всего на пальцах не объяснишь, попросту не хватит времени. Один хороший друг подсказал мне такое правило в обучении людей чему-либо: помогай сильным. В этом случае слабые будут тянуться за сильными, и все вместе общим фронтом двигаться вперед. А дальше это работает как вирус: ребята делятся своими успехами с одногруппниками, друзьями, заинтересовывают друг друга, на своем примере показывая, что все возможно. Так я и действую в Центре – инициативным и целеустремленным студентам уделяю максимум внимания. Мы с ними коллеги и партнеры. Я учу их, а они учат меня. Не успеваешь оглянуться, как сами собой появляются новые лица и просят включить их в какой-нибудь проект Центра.

ВСТРЕЧА  С РОБОТАМИ В ТОГУ5

– Какие мероприятия в сфере робототехники проводит Центр?

– В последнее полугодие мы проводим серию небольших мастер-классов по разным областям робототехники на базе Бизнес-инкубатора ТОГУ ЕВА (так красиво ребята из Бизнес-инкубатора назвали свое структурное подразделение). Цели этих мастер-классов: обмен опытом, новые интересные знакомства, повышение интереса к работе и потенциалу нашего Центра, привлечение к проектам новых талантливых молодых людей и многое другое. Мы не делаем жесткого расписания подобных мероприятий на месяцы вперед. Информация о дате очередного мастер-класса обычно появляется за две-три недели в группах Центра и Бизнес-инкубатора ТОГУ в социальных сетях. Предварительно записываться и регистрироваться на них не нужно – просто приходите и участвуйте.

– Участвуют ли наши студенты в сторонних мероприятиях, посвященных развитию робототехники на уровне Хабаровска, региона, страны, мира?

– В последние полгода, с момента как в Центр стали привлекаться студенты, мы почти не участвовали в подобных мероприятиях. Побывали разве что на фестивале «Технофест-2014» в Комсомольске-на-Амуре, проводимом нашими коллегами из Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета (КнАГТУ). Мы там представили реализацию управления беспилотным летательным аппаратом посредством системы технического зрения, которую сейчас активно развиваем.

Для начала мы осваивали материальную базу, учились, разрабатывали базовые робототехнические платформы в каждом из направлений. Где-то более успешно, где-то менее. Этакий курс молодого бойца. Сейчас подошли к состоянию, когда уже можно пробовать свои силы на регулярных студенческих соревнованиях по робототехнике.

Если же говорить о развитии робототехники как таковой, а не на уровне Центра или ТОГУ, то здесь мы сделали ряд решительных шагов. Первый – совместно с коллегами из КнАГТУ изложили на бумаге план развития образовательной робототехники в Хабаровском крае, который получил название «Программа», и начали обсуждение путей его реализации с министерством образования и науки края. Эта инициатива исходила от министерства, но мы рады работать в этом направлении и полностью его поддерживаем.

Стоит отметить, что, не дожидаясь «Программы», наши студенты уже сейчас ведут элективные курсы по робототехнике в трех общеобразовательных школах Хабаровска. Лучших ребят из школ мы приглашаем для работы к нам, в Центр, ведь здесь материальная база лучше, а проекты сложнее и интереснее.

– Есть ли внутриуниверситетские разработки, которые получили большое признание и сейчас активно используются в производстве?

– Применительно к деятельности именно Центра – пока нет. Но это вопрос времени. Центр только начал свой жизненный путь. Мы полны решимости, и если руководство университета будет уделять нам немного внимания в тех вопросах, которые по объективным причинам Центр не может разрешить самостоятельно, – мы всего добьемся.

– Как думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно заниматься робототехникой? С какого возраста следует увлекать ею: со школьной скамьи или только в университете?

– В том фокус робототехники, что здесь может пригодиться любое человеческое качество и открыть перед изобретателем новые грани и возможности. Пустой по своей практической значимости романтизм может превратиться в неистощимый источник мотивации. Врожденное стремление к гармонии и эстетике может выразиться во внешнем совершенстве форм робота, а типичное мышление конструктора сделает этого робота технологичным и надежным. Посмотрите на современный автомобиль – это уже не мотоколяска, а симбиоз работы дизайнеров, нескольких профильных инженеров и технологов. Да мы отличаем в автомобилях даже рокот двигателей! Границ нет. И возрастных тоже. Стоит только упомянуть, что современные популярные робототехнические конструкторы ориентированы на детей от пяти-шести лет.

ВСТРЕЧА  С РОБОТАМИ В ТОГУ6

– Можете рассказать об успехах отдельных студентов в сфере робототехники?

– Не хотелось бы кого-то выделять. Могу сказать одно: у нас есть сформировавшийся коллектив студентов, который уже начал пополняться естественным образом. Приходят ребята с младших курсов, вливаются в работу над проектами со своими старшими товарищами и, конечно, учатся у них. Придет время, эти «новенькие» станут «старенькими» и будут также вовлекать в свои проекты молодежь. Но сегодняшние «первые» навсегда останутся «первыми», независимо от их личных успехов сейчас и в будущем. Я признателен им за работу.

– Расскажите, пожалуйста, о робототехнике как направлении научных исследований.

– О «большой науке», вероятно, лучше спрашивать у исполняющего обязанности научного руководителя Центра – Игоря Николаевича Бурдинского. Но раз вы спрашиваете меня, попытаюсь ответить на вопрос. Не знаю, как было раньше, но современная прикладная наука очень специализирована в своей проблематике. Даже называть робототехнику «направлением научных исследований» не кажется корректным. В сфере интересов робототехники лежит огромный пласт научных направлений, которые могут находить реализацию во многих областях техники и промышленности. Другое дело, что робототехника является поставщиком конкретных инженерных задач, решение которых, как правило, хоть и строится на основе имеющихся научных знаний, но зачастую предполагает дальнейший поиск, выполнение более глубоких изысканий. Результаты последних уже становятся новыми научными знаниями. Мы в Центре сейчас большой упор делаем на изысканиях в области связи, навигации и систем автоматического управления. Однако постепенное включение в работу представителей таких кафедр,как ТИИС («Технологическая информатика и информационные системы»), АИС («Автоматика и системотехника») и других, неизбежно приводит к расширению научных интересов Центра.

– Какие перспективы развития Центра робототехники предполагаете? Планируются ли широкомасштабные события?

– Перспективы у Центра огромные. Но я пока о них умолчу. Магия перестает быть магией, если рассказать о ее секретах.

Беседовала Александра Порываева.
Фото автора

Фотографии