Журнал № 4 - 2014(21), рубрика: "Наука молодая"

Дорога для молодых ученых

Что приходит на ум при слове «конкурс»? Пожалуй, тут же роятся в голове ассоциации с азартом, победами и поражениями, напряжением. Они бывают самые разные, на любой вкус и вид деятельности. Но что они дают, помимо чувства победы или ценных призов? И будет ли отличаться от прочих… предположим, конкурс молодых ученых?

Дорога для молодых ученых

Чтобы разобраться в этом вопросе, я обратилась к преподавателю кафедры конституционного и муниципального права Александру Ильиных. Он работает в ТОГУ с 2012 года и, выступая на конкурсах молодых ученых, уже достиг определенных успехов, о которых согласился нам рассказать.

– Александр Владимирович, когда заходишь к вам на кафедру, то в глаза бросаются стоящие на полке дипломы. Расскажите, пожалуйста, какие из них ваши и откуда они.

– Две грамоты, два диплома – местный конкурс среди молодых ученых ТОГУ в номинации «Общественные науки». Два последних года я одерживал в нем победы. В этом году подал заявление в третий раз – посмотрим, что получится. Еще есть награда от министра образования Хабаровского края – я участвовал в краевом конкурсе молодых ученых. И, конечно, самая значимая награда на данный момент – диплом лауреата Всероссийского конкурса «Правовая Россия». В прошлом году я занял в нем 2-е место.

– Всероссийский конкурс «Правовая Россия»? Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.

– Этот конкурс проводится ежегодно. Одна из основных его целей, насколько я знаю, – популяризация юридической науки среди населения. Участвовать может любой желающий, имеющий юридическое образование. Отбор конкурсантов, которых изначально регистрируется очень много, проводится в два этапа. Первый – тестирование. Участникам дается перечень непростых вопросов из самых разных отраслей юридической науки – от жилищного права до уголовного. Набираешь достаточное количество правильных ответов – проходишь во второй тур. Из-за сложности тестирования уже на этом этапе отсеивается довольно много участников. А уже во втором туре можно выбрать номинацию, в которой будешь выступать. Я участвовал в номинации «Конституционное и государственное право», это моя основная специальность. Задача второго тура – письменно ответить на два выданных тебе вопроса. Естественно, развернуто, максимально полно выразив свое мнение по указанной проблеме и ссылаясь на различные авторитетные источники. А когда работа сделана и отослана – ждать до весны, когда жюри подведет итоги. Работы, кстати, оценивали такие люди, как, например, председатель Конституционного суда Российской Федерации Валерий Дмитриевич Зорькин, известный ученый-конституционалист и заведующий юридической кафедрой МГУ, и ряд других экспертов в области права. Я, честно говоря, и не ожидал, что стану лауреатом такого конкурса – все-таки впервые участвовал в столь масштабном мероприятии. А теперь планирую поучаствовать еще раз – посмотрим, что получится в этом году.

– А в каких конкурсах вы участвовали до этого?

– Краевой конкурс молодых ученых проходил в январе этого года в ДВГУПС. Правда, он был, на мой взгляд, немного странным: в нем конкурировали доклады из самых разный областей науки, от физики до психологии. Как мне кажется, сравнивать и оценивать такие разные работы весьма проблематично. На мероприятие я тогда потратил весь день – сначала ждал своего выступления, потом читал доклад… Все же проще, когда отсылаешь свои работы и участвуешь заочно. В том конкурсе мне дали диплом за высокий уровень доклада, а по баллам я находился где-то на 4-м месте. Хотя в конкурсах, которые проводит ТОГУ, участвовать проще, даже когда выступаешь вживую – как-то привычнее.

– А какие цели вы перед собой ставите, когда отправляете свою работу на конкурс?

– Первая цель – проверка своих сил и возможностей. Дело в том, что я имею склонность несколько себя недооценивать и к своим работам отношусь критически. Когда я отправил, предположим, доклад на оценку экспертам, и он заслужил какие-то награды, я очень удивился: я же знал, что там есть какие-то недочеты. И если такое происходит несколько раз, то ты понимаешь, что на самом деле ты можешь чего-то добиться. Так что с помощью конкурсов я смог доказать себе, что мои возможности все же велики, уверился в своих силах. А если потом посидишь, подумаешь, проанализируешь какие-то свои недочеты, то, возможно, результат будет еще лучше…

Участие в конкурсах – это еще и представление интересов своей организации. Ведь чем больше представителей той или иной структуры заявили о себе, тем выше ее вес. Так что участием в масштабных конкурсах я продвигаю как свою кафедру, так и сам вуз, в котором работаю. Вот сейчас я стал лауреатом всероссийского конкурса, и теперь, если открыть их сайт, то рядом с моим именем прописано: «Преподаватель Тихоокеанского государственного университета».

И, конечно, не стоит забывать про самосовершенствование. Чем больше я где-то участвую, тем больше у меня появляется опыта. А еще появляются дополнительные знания в различных проблемных областях. Когда ты выступаешь на конкурсах ученых, ты не только свою проблему представляешь, но и знакомишься с вариантами ее разрешения, предлагаемыми другими участниками. И ты учишься новому, что-то для себя открываешь, отмечаешь. Соответственно, и другие участники выносят что-то из моего доклада. Выходит своего рода обмен опытом. К тому же не стоит забывать о том, что я являюсь преподавателем, и новая информация, которую я получаю, будет полезна не только мне, но и моим студентам.

Беседовала Анастасия Орлова.

Фото из личного архива Александра Ильиных

Фотографии