Журнал № 3 - 2014(20), рубрика: "Наука молодая"

Коррупция в российском образовании: причины и участники

В прошлом учебном году студенты ТОГУ, совместно с коллегами, обучающимися в других хабаровских вузах, приняли участие в интересном социологическом проекте, посвященном коррупции в образовательной среде. По времени исследование длилось с августа 2012 по ноябрь 2013 года. Итоги были подведены недавно.

О них нам рассказывает руководитель проекта, профессор швейцарского университета Санкт-Галлен Елена Денисова-Шмидт.

причины и участники

Профессор Елена Денисова-Шмидт


– Студенты каких курсов были приглашены для участия в проекте?

– В исследовании приняли участие студенты первых и выпускных курсов – всего более 500 человек. Так как мы делали репрезентативную выборку по вузам Хабаровска, можно говорить обо всех студентах вашего города.

– Была ли обнаружена зависимость ответов от того, на каком курсе учится студент?
– Да, несомненно. Мы сравнивали между собой первокурсников и выпускников. Наши данные показали, что студенты за время обучения становятся все более толерантными по отношению к коррупции. Более того, мы смогли выявить легитимацию нечестного поведения в вузе с точки зрения студентов, то есть то, как студенты оправдывают списывание во время контрольных, использование шпаргалок во время экзаменов и скачивание работ из Интернета. С точки зрения студентов, это позволительно, когда речь идет о «ненужных» предметах, когда студенты сомневаются, пригодится ли им этот предмет в дальнейшем, когда студенты выражают своего рода протест против профессиональной некомпетентности некоторых преподавателей, и когда студенты просто не могут себя организовать и хорошо подготовиться к экзаменам. Ведь в вузы идет учиться около 80 процентов всех школьников. Это очень высокий показатель (по статистике, в странах Западной Европы обычно не более 40 процентов школьников идут учиться в вузы), и, конечно, они не все готовы к этому.

С другой стороны, мы обнаружили, что студенты осуждают коррупцию и считают, что ей надо противостоять. Но не осознают, что коррупция начинается с их собственных действий. Поэтому многие из них не подозревают, что поддерживают ее.

– Елена Викторовна, что понимается под коррупцией? Вы упомянули в одной из своих публикаций, что не все студенты понимают это, и что они в нее невольно вовлечены…

– Коррупция – очень сложное явление, которому трудно дать однозначное определение. Мы в своих исследованиях пришли к выводу, что оно может пониматься как совокупность практик, включающих в себя разные виды профессиональных отклонений – от плагиата до взяточничества. Сейчас мы пытаемся разработать модель, в которой эти практики включены в логику действий участников образовательного процесса. Например, преподаватель вуза закрывает глаза на списывание или натягивает студенту «3» за очень слабый ответ. Объективно он совершает коррупционный поступок, но делать он это может совершенно по разным причинам. Например, если преподаватель поставит студенту «2», то он должен будет предоставить студенту возможность пересдачи. Таких попыток может быть очень много – а ведь это все личное время преподавателя, которое никак не компенсируется и которое он мог бы посвятить с большим успехом своей преподавательской или научной работе…

Коррупция – это еще и обман в широком смысле этого слова. Например, ситуации, когда студенты обманывают преподавателей при объяснении проблем, связанных с учебой. Это пропуски занятий, нарушение сроков сдачи работ, неявка на экзамен или когда студенты просят об индивидуальном подходе, лояльном отношении, освобождении от экзамена или снижении требований по причине сложных жизненных обстоятельств. Жизненные обстоятельства могут быть действительно сложными, но иногда их «сложность» может быть и приукрашена. Особенно активно некоторые студенты обманывают при подготовке курсовых работ и рефератов.

– В чем, по-вашему, корень этой проблемы, каковы причины коррупции в образовательной среде?

– Причин коррупции в образовательной среде очень много. С одной стороны, коррупция в России носит системный характер, вуз всего лишь отражает повседневную жизнь. С другой – российские вузы, в отличие от вузов иных стран, очень сильно зависят от студентов, особенно от их количества. Если вуз начнет отчислять студентов за неуспеваемость, то он потеряет финансирование из Министерства образования и науки (речь идет о студентах-бюджетниках). Или лишится иных доходов (речь идет о студентах-договорниках, обучающихся за плату). В любом случае вуз должен будет урезать свой бюджет, что, в свою очередь, означает сокращение числа сотрудников, а в самом худшем случае – закрытие вуза.

причины и участники2

Профессор Эльвира Леонтьева (слева) на семинаре в университете Санкт-Галлен


– Ознакомится ли широкая аудитория с результатами этого проекта?

– Мы запланировали несколько серьезных статей в российских и зарубежных журналах. Одна из них, посвященная проблемам ЕГЭ, была недавно опубликована в International Higher Education, в одном из престижных журналов по высшему образованию.

– Елена Викторовна, поделитесь, пожалуйста, вашими дальнейшими планами. Над чем вы сейчас работаете?

– Доктор социологических наук, профессор ТОГУ Эльвира Октавьевна Леонтьева, с которой мы осуществляли настоящий проект, и я планируем провести сравнительные исследования по неформальным практикам обучения российских и украинских студентов. Эту тему мы как раз обсуждали с Ярославом Ярославовичем Притулой, нашим коллегой из Львовского национального университета имени Ивана Франко в рамках семинара, состоявшегося 18 августа в университете Санкт-Галлена. Более того, в этом учебном году Эльвира Октавьевна и я будем работать в Центре этики имени Эдмонда Сафры в Гарвардском университете. Там мы займемся разработкой некоторых мер по противодействию коррупции в вузах и обеспечению прозрачности высшего образования в России.

Беседовала Ольга Волкотрубова.
Фото предоставлены Еленой Денисовой-Шмидт

***

Сотрудничество продолжается

В августе текущего года, в сезон затишья и отпусков, в университете далекого от Хабаровска швейцарского города Санкт-Галлен несколько человек собрались на научно-исследовательский семинар.

Событие, казалось бы, заурядное в академической профессии. Но в этот раз оно оказалось совсем не таким обычным. Необычной была как тема семинара «Corruption in the Post-Soviet Educational Systems: Causes, Consequences and Control» («Коррупция в постсоветской системе образования: причины, последствия и контроль»), так и его формат. Узкий круг участников из шести человек охватывал необычайно широкое географическое пространство пяти стран: Армения, Германия, Россия, Украина и Швейцария. По условиям семинара участники работали по принципу «лицом к лицу», таким образом, что выступающий получал комментарии и рекомендации по своему докладу от каждого из участников семинара в несколько раундов, и только после этого начиналась общая дискуссия.

Организатор семинара – профессор университета Санкт-Галлен Елена Денисова-Шмидт. С 2012 года она успешно сотрудничает с кафедрой «Социология, политология и регионоведение» в ТОГУ, которую на встрече в Санкт-Галлене представляла профессор Эльвира Леонтьева. Для них обеих этот семинар – один из важных этапов, подводящий итоги большого периода работы и намечающий ее дальнейшие перспективы. Так, в докладе Елены Денисовой-Шмидт представлены результаты исследований, проведенных в Хабаровске в 2012 - 2013 годах и подготовленных для публикации в серьезном научном журнале. Было очень важно получить внешнюю экспертную оценку и рекомендации со стороны участников семинара.

Кроме профессора Эльвиры Леонтьевой российскую сторону представлял известный российский социолог Михаил Соколов, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге. Михаил выступил с докладом о формах коррупции в российском образовании в сравнительной перспективе, в котором разделил ее на девальвационную и девиационную, а также связал с общей моделью развития университета.

Ярослав Притула, доцент Львовского национального университета Ивана Франко, познакомил участников с исследованиями практики плагиата, для которого он применил необычную методологию. А Эдуард Кляйн, аспирант из Бременского университета, представил на обсуждение материал своей диссертации о сравнении российской и украинской моделей ЕГЭ. Рассмотрение университетских проблем было дополнено докладом Мэри Аветисян из Центра этики Эдмонда Сафры при университете Гарварда. Ее доклад был посвящен профессиональным коррупционным отклонениям, которые встречаются в школах Армении.

Кроме обсуждения докладов прозвучали и сообщения участников семинара об исследованиях в своих странах. Ученые размышляли и о будущем высшего образования, обсуждали возможные направления дальнейшего сотрудничества. Конструктивная работа, профессиональное общение, комфортная среда – все необходимые условия были предоставлены университетом Санкт-Галлена, который полностью взял на себя финансирование мероприятия (в рамках гранта 135348, поддержанного Швейцарским национальным научным фондом). Ну а тихий и уютный город Швейцарии сделал рабочую атмосферу идеальной. Результатом всего этого, конечно же, станут новые идеи, проекты, публикации.

Эльвира Леонтьева

Фотографии