Журнал № 1 - 2014(18), рубрика: "Наука молодая"

Молодежь в вузовской науке: возможности безграничны

«Наука делается молодыми. К 25-30 годам вы получаете кандидатскую степень, можно докторскую в начале 30-ти, после этого вы выходите, как говорится, на главную вершину вашей карьеры с 30 до 40, 45 лет. После этого вы можете как-то определять пути науки, но науку делают молодые. Вот это и есть решающее дело. Если вы возьмете Нобелевские премии, 90% из них сделано в этом возрасте.

Признание часто приходит гораздо позднее» – сказал в одном из своих последних интервью выдающийся ученый Сергей Капица, сам, к слову, получивший докторскую степень в 33 года.
Можно ли сегодня говорить о том, что большая наука начинается в вузе? Председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО, ректор Тихоокеанского государственного университета профессор Сергей Иванченко отвечает на этот вопрос утвердительно и продолжает:

Молодежь в вузовской науке:

Ректор ТОГУ профессор Сергей Иванченко


– Еще лет 20-25 назад, наверное, говорить о вузовской науке в нашем регионе было бы сложнее. Да, вузы занимались тем, что принято называть прикладной наукой, но формирование научных школ происходит именно сейчас. Безусловно, мы с большим уважением относимся к науке академической. Естественно, все основные исследования выполняются именно в академических институтах (для того, собственно, они и существуют), и идея создания Федерального агентства по науке тоже не случайна – оно должно способствовать концентрации усилий на так называемых прорывных направлениях. Но значения вузовской науки это не умаляет, она может и должна существовать параллельно.

Высшее, особенно магистерское, образование без науки невозможно: мы должны готовить кадры, находясь на острие научных исследований. Поэтому так важно то, что сейчас формируются не какие-то общие направления подготовки, а образовательные программы. Ее руководителем обычно является видный, авторитетный ученый, профессор. В такой программе отражено все: и научные исследования, и публикационная активность в солидных научных изданиях, имеющих высокий рейтинг цитирования (как зарубежных, так и отечественных), и, конечно, сама созданная школа. Только при наличии такого научно-образовательного потенциала мы сможем готовить специалистов на высоком уровне.

То, что вузовская наука на Дальнем Востоке уже есть и будет развиваться дальше, определяется тем неоспоримым фактом, что сюда, в регион, семимильными шагами идут новые отрасли. Мы производим в регионе авиационную, судостроительную продукцию, а это, прежде всего, – высокие технологии, и без науки, без основанного на ней хорошего образования просто невозможно обеспечить такие производства востребованными кадрами.

Молодежь в вузовской науке:1

Российская наука ждет молодых и дерзновенных


– Логично ли в этом контексте «смотрятся» амбиции, прежде всего, молодых людей, которые, по сути, делают в науке первые шаги?

– Да, сейчас на самом деле очень заметно движение в сторону науки, рост интереса к ней у молодежи. Ребята пошли в науку! Но важнейший стимул для этого – та уверенность в себе и востребованность своих знаний, которые молодые люди хотят и должны почувствовать в самом ближайшем будущем. Наши университеты повышают эффективность своей работы в этом направлении путем заключения дополнительных соглашений, контрактов. И по тем рейтингам, которые мы составляем, я вижу, что при одинаковой учебной нагрузке у преподавателей, молодежь отличается активностью научных исследований. Их работы чаще публикуются, и даже по уровню заработной платы они начинают превосходить тех преподавателей, которые работают в вузе по нескольку десятков лет и занимаются в основном учебной и методической деятельностью. И задача вузовских коллективов – как раз замечать и поддерживать таких, в лучшем смысле этого слова, амбициозных молодых людей, не допустить, чтобы они разочаровались, перестали видеть перспективы.

– Не секрет, что порой дипломные работы и диссертации писались так, что какого-то продолжения потом не имели и ложились мертвым грузом на полку. Как в старой райкинской миниатюре: «забудьте индукцию и дедукцию – давайте продукцию»… А сейчас их прикладное значение более выражено?

– Я все-таки не соглашусь с тем, что раньше мы писали работы ради «галочки» или звания. Мы работали над темами, связанными с космосом, «оборонкой». Но раньше нам требовалось для этого уезжать в Москву или Ленинград, а сегодня научные школы по самым востребованным отраслям уже есть у нас. Молодежь, конечно, хочет работать над решением тех задач, которые определены в государстве как приоритетные.

А та же аспирантура сегодня – эта часть образовательного процесса в вузе, итогом которого и должна стать подготовка востребованного в этом смысле специалиста. При этом вузы работают «на опережение»: молодежь как бы «сканирует» все имеющиеся технологии и инновации и старается продвинуться дальше. Возможностей у молодых сегодня очень много: продолжать образование в других вузах, в том числе и за рубежом, и потом прийти на солидное предприятие, в хороший бизнес.

А для желающих посвятить себя научной деятельности тоже больше перспектив, «скамейка» преподавателей в наших вузах начинает заполняться молодыми. Даже в материальном отношении это сегодня уже очень неплохой старт, а к 2018 году заработная плата, согласно майскому Указу президента, должна достичь уровня 200 процентов от средней по региону.

Молодежь в вузовской науке:2

Российская наука ждет молодых и дерзновенных


– Чем удивляют, чем радуют молодые ученые?

– Уровень их работ заметно повышается. Во многом благодаря тому, что развивается лабораторная база практически во всех вузах, новое оборудование позволяет проводить более значительные по результатам исследования. Кроме того, в Хабаровском крае сегодня все больше внимания уделяется развитию науки, поддержке инноваций.

Я всегда присутствую на конкурсах молодых ученых, не один год возглавляю техническую секцию и очень радуюсь тому, что ребята не замыкаются в рамках традиционных направлений, берутся за новые. Вот, например, в этом году победителем в технической секции стал Андрей Моисеев из Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, его работа была посвящена химии топлив. Это не просто ново и очень интересно для нас – работа уже имеет большое практическое значение, молодой человек сотрудничает по этой теме с авторитетным предприятием отрасли. Новое идет в край, в науку – и молодежь это чутко улавливает.

– Вы много общаетесь с коллегами из других регионов России, ректорами зарубежных университетов. Тенденции развития вузовской науки у нас и там схожи?

– Да. Отличие лишь в возможностях: у федеральных университетов, например, и у вузов, которые претендуют на то, чтобы войти в мировой топ-200, больше средств на научные изыскания. Выпускники хабаровских вузов нередко получают оттуда приглашения. Но даже и этот факт говорит о хорошей основе, заложенной нами здесь. Кроме того, есть практика совместных лабораторий, для наших аспирантов организуют длительные стажировки, появляются совместные публикации под эгидой двух университетов.

Я даже немного завидую сегодняшним аспирантам: у них больше возможностей. Для них, по сути, открыт весь мир. Молодые ученые получают «прописку» в мировом научном сообществе. По большому счету, наука не имеет границ, а молодая – тем более.

Беседовала Марина Семченко.
Фото из архива редакции

Фотографии