Журнал № 2 - 2013(14), рубрика: "Наука молодая"

Исследования не ради конкурса-2013

Дальневосточный фестиваль «Студенческая весна – 2013» существует уже 19  лет. Именно он даёт возможность привлекать студентов к решению актуальных экономических, научно-технических и социальных проблем нашего региона, повышает социальную активность молодёжи. Ежегодно в конкурсах принимают участие свыше 40 учебных заведений высшего и среднего специального профессионального образования со всего Дальнего Востока.

Исследования  не ради конкурса

Наш фестиваль «Студенческая весна» является региональным этапом Всероссийского фестиваля. Оргкомитет Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна» неоднократно отмечал, что Дальневосточный фестиваль – один из немногих, проходящих в России в таком широком формате конкурсов.

Одно из направлений фестиваля – конкурсы научных работ. Среди победителей и призёров этого состязания есть и студенты ТОГУ – четыре человека. Это Артём Ладошкин, Александр Севастьян, Анна Елисеева и Анастасия Мельниченко. Как отмечает отдел НИРС ТОГУ, столько выигравших – не показатель подготовки конкурсантов, потому что каждый год наши студенты показывают разные результаты.

Мы встретились с победителями и призёрами из нашего Тихоокеанского государственного университета. К сожалению, Александр Севастьян отказался дать интервью нашему журналу.

Исследования  не ради конкурса1

Артём Ладошкин: «Я – победитель. Это большая неожиданность для меня»


Студент 5-го курса Факультета архитектуры и строительства (специальность «Архитектура») Артём Ладошкин:

– Я занял первое место в секции «Архитектура и строительство». Сам конкурс заключался в показе необычных, новых и в некотором роде научных идей в области строительства и архитектуры, которые были основаны на студенческих проектах. Тема моего исследования звучит так: «Модульный жилой дом для молодых семей по улице Джамбула на семьдесят квартир». Оно о построении дома посредством каркаса и модульных объёмов квартир, это позволяет ускорить строительство за счёт сбора модулей на заводе, когда на стройплощадке уже собирается каркас. Не ожидал, что сумею одержать победу, но всё же готовился. Подарили диплом, книгу про Хабаровский край и премию в 20 тысяч рублей. Очень этому рад! Деньги потрачу на личные вложения.

– По-твоему, как твоя работа может помочь обществу?

– Более дешёвой жилищной площадью с современной укомплектованностью и обогащением уличных фасадов города.

– Как давно ты занят наукой?

– Не сказать, что занимаюсь наукой… Это просто мой принцип работы: искать что-то новое, придумывать необычное. Но когда этим занимаюсь, не осознаю, что совершаю что-то сверхъестественное.

– Кто тебе помогает «придумывать необычное»?

– Очень большую помощь оказывала мой руководитель проекта Наталья Николаевна Дорофеева, во время всех проектов всегда поддерживает и подсказывает, куда стоит обратиться за дополнительной информацией и как лучше сделать. Огромнейшее ей спасибо!

– Сколько тебе понадобилось времени на исследование?

– Если брать в расчёт весь процесс проектирования, то задолго до того, как узнал, что буду участвовать. Сам процесс занял чуть более месяца. А именно: построение сложного аналитического ряда, переработка существующих аналогов и поиск новых концептов, а в дальнейшем лишь воплощение всех этих идей на бумаге в виде модели. Для того чтобы подготовиться непосредственно к самой «Студенческой весне», ушло чуть более двух дней. Это время было затрачено на переработку планшетного варианта проекта в презентационный и составление пояснительной записки на тему самой конференции. Хочу сказать, что не стоит думать о конкурсах, когда начинаешь делать очередной проект. В данном случае конкурс является лишь отличной возможностью показать себя и донести свои идеи до мэтров в области архитектуры и услышать в свой адрес ряд весьма полезных советов. Иными словами, не нужно ждать, пока наступит очередной конкурс, для того чтобы начать придумывать что-то необычное и неординарное. Этим надо заниматься на протяжении всей творческой жизни, чтобы, когда начнутся такие мероприятия, можно было презентовать одну-две, а то и более интересных тем и идей для развития в области архитектуры и строительства.

– Какие работы участников конкурса тебе понравились и запомнились?

– Понравились работы участников из Комсомольска-на-Амуре и очень хорош необычный проект нашего студента Александра Севастьяна «Молодёжный комплекс славянской культуры с кафе». Думаю, что каждый из конкурсантов вынес из этого фестиваля что-то своё. Например, у меня прибавилось желания больше творить. Я посмотрел на других коллег, да и вообще культурно обогатился – одни плюсы. Рад, что мой руководитель проекта предложила мне поучаствовать в этом мероприятии. До этого даже не знал о конкурсах подобного рода.

– После окончания Дальневосточного фестиваля «Студенческая весна» тебе поступили ли какие-то предложения по внедрению проекта?

 – Слушания по поводу проекта перенесены на июль этого года. Надеюсь, что мой проект будет отмечен, хочется внести свой вклад в развитие нашего города.

– Артём, скажи, собираешься ли продолжить заниматься наукой?

– Если будет такая возможность, то обязательно буду участвовать в подобных мероприятиях. А в целом, как уже говорил, такой вид работы – это уже как норма для меня.

– Как думаешь, какие качества необходимы человеку, чтобы заниматься наукой?

– В этом деле нет жёстких рамок... Необходим целенаправленный интерес. У меня он имеется. Это мой принцип работы. А коль есть мероприятие, где я могу проявить себя, то почему бы не поучаствовать?!

Исследования  не ради конкурса2

Анна Елисеева: «Получить награду из рук заместителя министра образования
и науки края Александра Короля, безусловно, приятно!»


Студентка 5-го курса Социально-гуманитарного факультета (специальность «Социально-культурный сервис и туризм») Анна Елисеева:

– Я выступала в секции «Социология, социальная политика, государственное и муниципальное управление» и заняла третье место со своей работой «Управление процессом адаптации персонала образовательного учреждения (на примере МБОУ «Гимназия №7»)». Призовое место было неожиданностью для меня, потому что я думала, в первую очередь, о своей дипломной работе, а не о конкурсе. К выступлению готовилась недолго. Узнала о том, что участвую за два дня. А само исследование готовила с сентября – эта моя дипломная работа. Мне вручили премию в размере 10-ти тысяч рублей, которую я смогу потратить на ремонт своей машины. В прошлом году тоже участвовала в Дальневосточной студенческой весне, но, к сожалению, не смогла ничего занять.

Хотелось бы поблагодарить организаторов и университет за возможность заниматься научной работой! Отдельная благодарность – моему научному руководителю Елене Геннадьевне Теличевой, она всегда поддерживает мои идеи, переживает за своих студентов. Именно она предложила мне поучаствовать в конкурсе, а я не отказала, тем более работа была почти готова. Всегда охотно принимаю участие в конкурсах.

– В чём заключается твоё исследование?

– В разработке системы адаптации персонала на предприятии, где я работаю, в хабаровской гимназии №7. Я проводила опрос среди сотрудников, анализировала статистические данные по движению персонала: сколько было уволено, сколько принято на работу, причины ухода. Руководство и все сотрудники школы согласны, что система адаптации нужна и что её нужно вводить постепенно. Это и принцип наставничества, и разработка нормативных документов, памяток для новых работников.

Мой проект поможет задержать учителей в школах. Система образования испытывает нехватку кадров. Только удовлетворённые условиями труда учителя в образовательных учреждениях могут давать качественные знания. Я сама предложила научному руководителю эту тему, потому что мне небезразлично, что происходит в сфере образования. Тем более, я сама испытала на себе сложный процесс адаптации (полтора года назад я пришла работать в гимназию №7). Захотелось упростить процесс вхождения в должность новых сотрудников.

– Скажи, собираешься ли ты продолжать свою работу после конкурса?

– Я, конечно же, продолжила исследовать данную проблему – добавляла мероприятия, выясняла социально-экономический эффект от внедряемых мероприятий.

– Какие работы соперников тебя заинтересовали? Сколько конкурсантов было?

– Двенадцать человек были заявлены на очный этап конкурса, но смогли приехать только девять. Сильная работа была у Марии Майтама из ДВИУ РАНХиГС – победительницы моей секции и участницы фестиваля прошлого года. Она говорила о профессиональной ориентации молодёжи Хабаровского края, о несогласованности теоретических знаний и практического опыта у выпускников образовательных учреждений. Для того чтобы были практические навыки у студентов, нужно имитировать процесс производства, например на технических специальностях.

– Что дало тебе участие в конкурсе?

– Это, безусловно, опыт выступления и апробация моей работы.

– Аня, давно ли тебя увлекла наука?

– Уже года три как... Спасибо научно-практическим конференциям в ТОГУ. В прошлом году участвовала в московском конкурсе «Юность. Наука. Культура», где была награждена дипломом третьей степени. Тема исследования, на мой взгляд, была весьма интересная: «Формирование политики занятости и рынка труда в туризме на примере Хабаровского края».

– По-твоему, какие качества необходимы человеку, чтобы заниматься наукой?

– Заинтересованность, любознательность, уверенность, умение отстоять свою тему, инициативность, коммуникабельность.

Исследования  не ради конкурса3

Анастасия Мельниченко: «Занятия наукой: без чтения никуда!»


Студентка 3-го курса Социально-гуманитарного факультета (специальность «Регионоведение») Анастасия Мельниченко:

– Настя, ты – победитель в секции «История Дальнего Востока и Хабаровского края». Скажи, думала ли ты, что займёшь первое место?

– Ожидала ли я? Честно говоря, мне было любопытно поучаствовать, но я не придавала этому какого-то особого значения. И, конечно, не ждала именно победы. Я просто была достаточно уверена в себе и в том, о чём я говорила и о чём писала. В целом на момент финального этапа – защиты научных работ – я уже была довольна тем, что, проделав немалую работу, я смогла представить её на конкурсе регионального уровня. За первое призовое место присуждалась награда – премия в размере 20-ти тысяч рублей. Я, конечно, была очень этому рада! К тому же думать, как её наиболее эффективно потратить, мне не пришлось, так как моя профессия связана с международными отношениями, иностранными языками, и я очень люблю путешествовать, деньги я хочу отложить на дальнейшее обучение в Китае.

– Расскажи немного о своей конкурсной работе.

– Тема моего исследования –  «Влияние глобальной интеграции в Северо-Восточной Азии на развитие российского Дальнего Востока на рубеже XX–XXI вв.». Я попыталась выявить, возможен ли конструктивный диалог между российским Дальним Востоком и странами Северо-Восточной Азии (Китаем, Японией, КНДР и Южной Кореей); какие совместные международные геополитические проекты с этими странами были, существуют на данный момент и возможны в перспективе.

– На твой взгляд, как данное исследование может помочь обществу?

– Моя работа носит более теоретический характер в области истории Дальнего Востока, чем прикладной. Может быть, заставит окунуться в историю, поможет узнать о нашем родном регионе новое, ведь мы, дальневосточники, должны знать, что было до нас. Думаю, далеко не каждый знает, что такое Желтороссия или в чём суть проекта «Большой Владивосток». Я тоже об этом не знала, пока не столкнулась с этим вопросом…

– А что интересного ты нашла в работах соперников?

– Если не ошибаюсь, в моей секции участвовали тринадцать человек. Очень понравилось, что темы моих коллег были узкими, предметными и, в каком-то роде, уникальными. Чувствовалась колоссальная работа с архивным материалом. Запомнилась тема, связанная со староверами на Дальнем Востоке.

– Занималась ли ты наукой до начала Дальневосточного фестиваля «Студенческая весна»?

– До этого я ещё не писала подобных, как мне кажется, серьёзных работ. У меня лишь был небольшой опыт в написании двух публикаций.

– Кто тебе помогал в проведении исследования?

– Мой научный руководитель Вадим Александрович Иващенко. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его за все усилия и проделанную работу! Мы долго правили, переделывали и всячески пытались улучшить работу.

– Настя, а сколько ушло времени на её написание?

– В целом на сбор информации, её обработку, анализ и собственно написание самой работы ушёл почти один академический семестр. А для самого выступления мне были необходимы лишь речь на семь минут и презентация. Это не заняло особо много времени, так как за весь период подготовки самой работы я перечитала и изучила её буквально вдоль и поперёк, и уже, кажется, никогда не забуду (смеётся).

– Что тебя подтолкнуло к участию в конкурсе?

– Мне кажется, у каждого разная мотивация: от материальных интересов до осознания, что это пригодится тебе в будущей профессии. Есть мотивация, есть интерес – первый шаг сделан. Без малейшей заинтересованности даже «волшебный пинок» не поможет делу. Кстати, боязнь того, что, как говорится, сядешь в лужу, не должна останавливать. Это хорошо, когда есть ошибки или недочёты, плохо, когда они отсутствуют. В первом случае ты узнаешь, в каком направлении тебе следует двигаться дальше. Здорово, что молодёжи дают шанс попробовать себя в науке.

– Если ты продолжишь работу над своим исследованием, то какой вопрос ты рассмотришь более тщательно?

– Мне бы хотелось продолжить, но уже с упором на современные отношения и возможные перспективы реального развития Дальнего Востока с реализацией совместных геополитических интеграционных проектов. Но пока это только идея. Надеюсь, воплотимая.

– Конечно, всё в наших руках! Что дало тебе участие в конференции?

– Без сомнения, в первую очередь, драгоценный опыт участия в подобных мероприятиях. Конкурировать на таком уровне сложно, и очень приятно победить. Когда я начинала писать работу, я и подумать не могла, что её куда-то потом возьмут. Просто делала, потому что мне это было интересно, делала это для себя. Ну а потом мой научный руководитель предложил попробовать выставить её на конкурс. «Попытка не пытка!» – подумала я. Тем более это был хороший способ испытать себя, оценить свои силы. Никогда не знаешь, где откроется дверь к новым возможностям. Поэтому, я считаю, пробовать надо всегда!

– И напоследок наш традиционный вопрос: какие качества, по-твоему, необходимы человеку, чтобы заниматься наукой?

– Целеустремлённость и заинтересованность в том, что делаешь. Это, наверное, два самых главных качества. Немаловажна и готовность отстаивать свою точку зрения.

Конкурс научных работ в очередной раз доказал, что наша молодёжь – это мощная сила, обладающая современными знаниями, навыками и огромным потенциалом, который правительство старается направить на укрепление и процветание Хабаровского края и востока России!

Евгения Верченова.
Фото автора и Виктора Беспалова

Фотографии