Журнал № 4 - 2012(11), рубрика: "Наука молодая"

«Кадры» в науке решают всё

С 2009 года работает Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Система её мероприятий предусматривает адресное финансирование научных исследований и инфраструктурных проектов.

Для Тихоокеанского государственного университета 2012 год стал особенно успешным. В рамках программы наши учёные выиграли 17 грантов. Об этом важном событии мы беседуем с помощником проректора по научной работе и информатизации ТОГУ Евгением Мазуром.

Кадры [большая картинка]

– Евгений Александрович, скажите, этот год для ТОГУ в плане получения грантов действительно очень удачен?

– Да, это так. По какой причине, я не знаю. Возможно, мы просто лучше стали писать заявки. Но из 40 предложенных нами проектов по программе «Кадры» было одобрено 17. При этом наиболее значительный результат можно отметить в программном мероприятии 1.3.1. «Поддержка научно-исследовательских работ, проводимых молодыми учёными и кандидатами наук»: все шесть наших заявок признаны победителями. Если смотреть в общем, то за год мы получили по грантам данной федеральной целевой программы почти столько же в количественном и в финансовом отношении, сколько за последние три года. Но и конкурентов у нас прибавилось. Если во время запуска программы в 2009 году про неё знали далеко не все, то сейчас в ней участвуют практически все вузы страны.
 
– Цифры действительно говорят сами за себя. А могли бы вы сравнить количество наших грантов с их количеством в других вузах?

– Это довольно сложный вопрос. Я знаю, что в этом году по грантам мы точно находимся на первом месте в Дальневосточном федеральном округе. Думаю, что тут реальная конкуренция вообще возможна только между двумя вузами – ТОГУ и ДВФУ. Что касается ситуации в России вообще, тут всё гораздо сложнее. Чтобы просто подсчитать количество контрактов для конкретного вуза, надо обработать огромное количество информации, просмотреть сотни протоколов. Например, я точно знаю, что по 2011 год включительно Томский государственный технический университет выиграл порядка 170 грантов. Думаю, что общая сумма по эти грантам может достигать полумиллиарда рублей. С томскими вузами нам тягаться, конечно, тяжело – там очень сильные научные школы. Они гораздо старше ТОГУ, и там совершенно иной уровень научных исследований.

– Вернёмся непосредственно к «Кадрам». Существуют ли какие-то особые требования для участников программы?

– Основные требования заложены уже в названии каждого программного мероприятия. Например, 1.2.1. «Поддержка научно-исследовательских работ, проводимых научными группами под руководством докторов наук». Ясно, что руководителем такого проекта может быть только доктор наук. Есть требования к составу коллектива, в работе в течение всего срока выполнения проекта должны принимать участие один молодой кандидат, два аспиранта и два студента – это минимальный набор. Максимальное количество участников коллектива в принципе ничем, кроме здравого смысла, не ограничено. Например, в одно исследование не привлекаются 20 докторов наук – это просто бессмысленно. Требования по кадровому составу различны, но в любом программном мероприятии обязательно привлечение студентов, аспирантов и молодых кандидатов наук. Исключение – мероприятие 1.3.1. «Поддержка научно-исследовательских работ, проводимых молодыми учёными и кандидатами наук».

Вообще программа изначально ориентирована на поддержку молодых учёных. Поэтому они должны принимать участие в любом из исследований. По сути, программа направлена на воспроизводство научных кадров. Главное требование – исследования должны быть актуальными и современными. Коллектив, претендующий на грант, должен публиковать свои работы в ведущих российских и зарубежных научных журналах.

– Вы упомянули, что в работе участвуют и студенты. Чем это их привлекает?

– Для студента это, в первую очередь, возможность дополнительного заработка. Он может заниматься настоящей наукой и получать за это достаточно значительную прибавку к стипендии. Есть и другие плюсы. Как правило, руководители научных исследований, включая в работу студентов, сразу закладывают сюда и часть учебного процесса. На базе таких исследований пишутся и защищаются и курсовые, и дипломные работы. Я считаю, это тоже очень большой плюс, когда курсовая или диплом – не какая-то абстракция, а часть реального научного исследования.
 
– Со студентами разобрались. А что с остальными? Как программа может помочь её участникам?

– С точки зрения руководителя научного коллектива иметь свои деньги, которыми он может с той или иной степенью свободы распоряжаться, это большие возможности. Во-первых, это участие в научных мероприятиях не только в своём городе. Основная масса значимых научных мероприятий проходит в центральной части России и европейских странах. Университет, при всём желании, не может всех учёных посылать в командировки туда, куда они захотят. А если имеется личный грант, из которого можно оплатить поездку, ты более свободен и можешь ездить туда, куда хочется или необходимо.

Есть и другие моменты. Текучка кадров среди аспирантов – проблема известная. При первой же возможности они просто сбегают из аспирантуры, потому что находят работу, которая в финансовом плане не идёт ни в какое сравнение с тем, что они могут получать в университете. Имея же грант, руководитель может создать молодым кадрам более привлекательные условия, в том числе финансовые, и тем самым удержать их в университете.

Кроме того, это работа на перспективу. Переход на грантовую систему в России уже давно можно считать свершившимся фактом. Учёному просто так средства на осуществление его идеи никто не даст, их нужно выиграть. Участвуя в подобных конкурсах, люди уже в начале своей научной карьеры привыкают, что за деньги нужно бороться. И понимают, как это делать. Знают, как написать заявку, в каком виде подавать материал, знакомятся со всеми этапами исполнения гранта. В то же время они привыкают к мысли, что учёный в современном мире – это не полоумный фанатик, который живёт в лаборатории, спит в коробке из-под оборудования и трудится за идею. Можно заниматься любимым делом, но при этом не просто сводить концы с концами, а вполне достойно существовать.
 
– Когда человеку дали деньги, он же должен как-то за них отчитываться?

– Это, в общем-то, заложено в самой федеральной целевой программе. Показателями выполнения проекта являются научные публикации и защита диссертаций в рамках проекта. Это результаты, которые у нас всегда есть.

Беседовала Дина Непомнящая.
Фото Михаила Бойко

  • НАША СПРАВКА

Победители Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»

Мероприятие 1.1. Поддержка научно-исследовательских работ, проводимых коллективами научно-образовательных центров:

– научный коллектив под руководством Ри Хосена, зав. кафедрой «ЛПТМ».

Мероприятие 1.5. Поддержка научно-исследовательских работ, проводимых коллективами под руководством приглашенных исследователей:

– научный коллектив под руководством Леонтьевой Э.О., проф. кафедры «СПиР» (руководитель НИР – Денисова-Шмидт Е.В., Университет Санкт-Галлена, Швейцария).

Мероприятие 1.2.1. Поддержка научно-исследовательских работ, проводимых научными группами под руководством докторов наук:

– научный коллектив под руководством Лашко В.А., зав. кафедрой «ДВС»;

– научный коллектив под руководством Чье Ен Ун Ю.С., зав. кафедрой «АиС»;

– научный коллектив под руководством Сай С.В., зав. кафедрой «ВТ»;

– научный коллектив под руководством Бляхера Л.Е., зав. кафедрой «ФиК».

Мероприятие 1.2.2. Поддержка научно-исследовательских работ, проводимых научными группами под руководством кандидатов наук:

– научный коллектив под руководством Бурдинского И.Н., доцента кафедры «ВТ»;

– научный коллектив под руководством Лучковой В.И., декана ФАД;

– научный коллектив под руководством Мазура А.И., зам. директора ХабЦНИТ;

– научный коллектив под руководством Матвеенко Т.И., доцента кафедры «ЭРБЖД»;

– научный коллектив под руководством Захарычева С.П., доцента кафедры «МОЛК».

Мероприятие 1.3.1. Поддержка научно-исследовательских работ, проводимых молодыми учёными – кандидатами наук:

– Леонова Ю.А., ст. преподаватель кафедры «ЭТиНЭ»;

– Комков В.Г., доцент кафедры «ДМ»;

– Шеленок Е.А., преподаватель кафедры «АиС»;

– Гончаров С.В., ст. преподаватель кафедры «МОЛК»;

– Никитенко А.В., ст. преподаватель кафедры «ТИИС»;

– Бородулин В.В., преподаватель кафедры «ВТ».

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ - "ТОЛЬКО АКТУАЛЬНОЕ, ТОЛЬКО СОВРЕМЕННОЕ"

Беседовала Дина Непомнящая. Фото Михаила Бойко

Фотографии