Журнал № 1 - 2011(3), рубрика: "Наше духовное наследие"

Мир красок: от Шагала до нонконформистов

Дальневосточный художественный музей радует эксклюзивными выставочными проектами.

Мир красок от шагала до нонконформистов_1 [иллюстрация к статье]Этой зимой хабаровчане, желающие обогатиться духовно, могли не метаться в раздумьях: в театр или в библиотеку… Ну, хотя бы потому, что ответ был треть­им: в музей. Дело в том, что выставки, проходившие в Дальневосточном художественном музее, были поистине уникальны.

В декабре в ДВХМ открылась выставка графики «Марк Шагал. Библейские сюжеты». 76 черно-белых и цветных литографий из частных немецких собраний, объединенные общей темой – Священное писание, были созданы великим художником в 30-е годы прошлого века по предложению французского издателя Амбруаза Воллара. Правда, изданы они были намного позже – в 1956 и 1960 годах. Ветхий завет, сакральные сюжеты, библейские персонажи и древние заповеди многократно воспроизводились Марком Шагалом в разные годы и в разных техниках: в живописи, в оригинальной и печатной графике, керамике и витражах, книжных иллюстрациях и стихах. Цикл «Библейские сюжеты» раскрывает мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой форме. Глубина смысла, рассказанная на первый взгляд наивно, так понятна даже полвека спустя. Жизнь – это цветущее, плодоносящее райское древо, на котором птицы вьют гнезда и поют. А изгнание из рая – это не морализаторство, не насупленные брови Творца, а сфера, из которой торчит Его стопа, давшая только что нашим предкам пинка. И – милые сердцу Шагала козочки, четко прописанные или угадывающиеся зрителем...

Для Хабаровска подобная выставка стала сенсацией. Особенно принимая во внимание тот факт, что до этого Шагал в подлиннике был представлен в дальневосточной столице лишь однажды – в 2008 году, с единственной картиной «Портрет брата Давида с мандолиной» из собрания Приморской картинной галереи. А тут – целая экспозиция. Неудивительно, что желающих познакомиться с творчеством великого российского художника, одного из самых известных представителей художественного авангарда XX века, было столько, что выставку продлили – первоначально заявленная до середины января, она прошла с аншлагом до февраля.

Мир красок от шагала до нонконформистов

Параллельно с этой выставкой в ДВХМ были представлены работы свободных художников-бунтарей из Санкт-Петербурга. Экспозиция «Санкт-Петербург. Свободная культура в пространстве Сибири и Дальнего Востока» продемонстрировала хабаровчанам творческие эксперименты художников-нонконформистов, которых объединяет известнейший адрес: Пушкинская, 10… Арт-центр (так и названный – «Пушкинская 10») тесно ассоциируется со столпами русского рока, такими как БГ – Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов и Юрий Шевчук, с фотографами и режиссерами (к примеру, Борисом Смеловым и Борисом Понизовским) и, конечно же, художниками, творящими в самых разнообразных жанрах. Кстати, Хабаровск стал шестым городом после Ханты-Мансийска, Омска, Новосибирска, Барнаула и Красноярска, в котором побывала экспозиция. В середине февраля она была представлена и во Владивостоке. В состав экспозиции вошли произведения восьми петербургских художников, творчество которых прочно связано с отечественным андеграундом второй волны – 70-80-х годов прошлого столетия. Это, в частности, работы Евгения Тыкоцкого, Роланда Шаламберидзе, Андрея Чежина, Юлия Рыбакова, Сергея Ковальского. Перечислять всех художников, наверное, нет смысла. Достаточно будет сказать, что все они уже имеют признание. К тому же хабаровчанам были представлены не все привезенные работы: каждый музей, где проходила эта выставка, отбирал те работы, которые можно было представить ценителям искусства, исходя из имеющегося выставочного пространства.

Вообще, анализировать и оценивать и ту и другую экспозицию нет смысла – классиков не судят, а современников не критикуют. Тем более что любое мнение будет ангажировано – художник не оценит своего собрата объективно, возможно, потому что сам бы хотел представить свои работы, а смотрит сейчас на чужие. Ну, а человек, далекий от искусства, может либо немотивированно восхититься, либо столь же беспричинно ужаснуться (мол, ничего я не понимаю и не вижу в этом смысла). Но плюрализм мнений на то и существует, чтобы каждый решал для себя, что он почерпнул в том или ином культурном событии. А то, что эти выставки были событием, которое невозможно было пропустить, – несомненно. Журнал «Мой университет» продляет на своих страницах эти экспозиции – хотя бы в виде фотографий нескольких работ.

 

Анна Сидорова, Ольга Винайкина.

Фото Анны Сидоровой и предоставлено

Дальневосточным художественным музеем

НАШ АНОНС

Дальневосточный художественный музей приглашает посетить следующие экспозиции:

ФЕВРАЛЬ

16.02 – 3.03 – Персональная выставка В. Смирнова (графика), г. Хабаровск

МАРТ

3.03 – 20.03 – фотопроект «Золотая черепаха», г. Москва

25.03 – 1.04 – «Новый имена Хабаровского края» (региональный проект: детское творчество)

АПРЕЛЬ

7.04 – 22.04 – юбилейная выставка Хабаровской организации Союза художников России

С 22.04 – выставка копий русских и зарубежных художников (конец XIX – начало XX века) из фондов ДВХМ

Фотографии