Журнал № 1 - 2016(26), рубрика: "Наша малая Родина - Дальний Восток"

В каждой работе, сделанной с любовью, всегда остается что-то от самого автора…

С 29 января по 28 февраля 2016 года в Дальневосточном художественном музее (Хабаровск) проходила выставка работ мастера балетной фотографии и театрального критика Нины Аловерт. Конечно, редакция журнала «Мой университет» не могла пройти мимо такого события, поэтому мы решили рассказать нашим читателям подробнее о самом фотографе.

Мама была главным человеком

Нина Аловерт родилась 21 сентября 1935 года в Ленинграде в семье литературоведа Елены Александровны Тудоровской и химика Николая Николаевича Аловерта. Родители Нины познакомились и поженились в ссылке, на которую были осуждены за участие в студенческих волнениях в Ленинграде в начале 1920-х годов. После освобождения матери в 1935 году они с дочерью жили в семье деда Нины – Александра Илларионовича Тудоровского, уважаемого физика, одного из основателей советской оптики.

Сама Аловерт в одном из интервью говорила о своей матери: «Мама, Елена Александровна Тудоровская, была главным человеком в моей жизни, и оставалась таким до конца. Все, что я считаю не то что хорошим, но вообще своей позицией в жизни, я ей обязана, плохая она или хорошая. Я обязана маме, которая исполняла, выполняла, как она считала, свой долг перед теми, кто погиб в тех лагерях, все ее друзья. Они считали тогда, что бороться в тот момент с советской властью бесполезно, и надо, как они говорили, пронести огонь. То есть передать следующим поколениям какие-то нравственные принципы, вообще представления о жизни».

В каждой работе

После окончания школы в 1954 году она поступила в Ленинградский государственный университет: «Я пошла на истфак университета, на исторический факультет, на кафедру средних веков. И там я столкнулась с интереснейшими людьми, которые как бы жили немножко в стороне от общества и истории. Главное, конечно, с Матвеем Александровичем Гуковским, который как раз вернулся из ссылки, где он сидел с Левой Гумилевым». Позже Нина Аловерт по приглашению Николая Акимова поступила в Ленинградский театр комедии, занимала там должность заведующей музеем театра. Работала театральным фотографом в Драматическом театре имени В. Ф. Комиссаржевской, Театре имени Ленсовета и в Ленинградском Дворце работников искусств. Сама Н. Аловерт говорила, что вкусы и взгляды Акимова направляли ее пристрастия в искусстве.

С мамой и двумя детьми Нина эмигрировала в США в 1977 году, сейчас живет в Нью-Джерси и продолжает свою деятельность в области балетной фотографии, сотрудничает с российскими, американскими и другими международными издательствами. О своем переезде она говорит так: «На самом деле причина достаточно банальна: я не любила советскую власть. Я ведь даже диссиденткой не была. Просто я не хотела прожить всю жизнь, так ничего и не увидев, кроме этой страны».

 Начиналось все с любви… к танцовщику

Сейчас Нина Аловерт широко известна во всем мире как эксперт в балетном искусстве и мастер театральной фотографии. Ее выставки проходили в таких выставочных центрах, как «Ленэкспо» в Санкт-Петербурге, «Крокус-Экспо» в Москве и галерея Линкольн-Центра в Нью-Йорке.

А начиналось все, по словам Нины, с любви: «Так вот, началось все с любви, хотя и с другой. Я была безумно влюблена, не могу даже сказать, что влюблена – это была главная любовь моей жизни, как выяснилось потом. Я любила одного танцовщика и хотела иметь его фотографии. И я начала «из-под полы» снимать. Меня научил человек, который этим занимался (тоже для себя), что надо сесть во второй ряд партера, справа. В оркестре гремят тромбоны, трубы и все, что полагается, из директорской ложи тебя там не видно, а дальше уже как повезет: донесут, не донесут.

В каждой работе1

Я так снимала до отъезда. Где-то, значит, с начала пятидесятых до 1977-го года».

Она начала снимать на «Киев» – советскую копию «Лейки». Это шторный фотоаппарат, он тихий, поэтому могла снимать во время самого театрально действия, не привлекая при этом к себе внимания.

После переезда в США Нина Аловерт стала публиковаться в американских газетах и искусствоведческих журналах, таких как «Point», «Dance Magazine», «Ballet Review». Конечно же, ее работы были представлены и в русскоязычных изданиях: «Новый американец», «Русский базар», в московском журнале «Балет».

 «Друзей моих прекрасные черты»

Как уже сказано, с 29 января по 28 февраля 2016 года в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске проходила фотовыставка Нины Аловерт «Друзей моих прекрасные черты». На ней были представлены фотографии известных деятелей русской культуры, таких как Михаил Барышников, Сергей Довлатов, Иосиф Бродский, Диана Вишнева, Николай Цискаридзе и других.

В каждой работе2

Эта выставка особенна тем, что Нину Аловерт и героев ее снимков связывали теплые дружеские отношения. Поэтому на фотографиях можно увидеть всем известных личностей не только в официальной обстановке и во время выступлений, но и в привычном им свободном окружении. Все кадры живые, в них нет ни капли постановки.

«У меня практически нет постановочных снимков, фотографируя своих героев, я снимала документ, – говорит Нина Аловерт. – Мне всегда казалось очень важным запечатлеть часть истории русской культуры, которую в 1970-х и 1980-х помогла сохранить Америка. Я всегда была уверена, что она когда-нибудь воссоединится с культурой России. А значит, должны остаться документальные свидетельства того, как это было».

Анна Багина.

Фото автора.

Фотографии