Журнал № 1 - 2016(26), рубрика: "Наша малая Родина - Дальний Восток"

«Дальний Восток» живет и развивается

Презентация нового номера журнала «Дальний Восток» состоялась в феврале в Дальневосточной государственной научной библиотеке (Хабаровск). О самых интересных публикациях рассказала главный редактор «Дальнего Востока» Александра Николашина, а редакторы разделов прозы (Тамара Савельева) и поэзии (Елена Добровенская)представили опубликованных авторов, среди которых есть и дебютирующие молодые таланты.

«Дальний Восток»

«Журнал изначально и задумывался как гостеприимный литературный дом, под крышей которого всегда рады произведениям авторов Хабаровского края, Приамурья и Приморья, Камчатки и Сахалина, Якутии и Магаданской области», – писала о «Дальнем Востоке» Александра Николашина.

За свою более чем восьмидесятилетнюю историю журнал развивался, отражал на своих страницах историю нашей страны со всеми ее победами, достижениями, лишениями и испытаниями. И представлял России красоты и таланты Дальнего Востока.

Журнал менялся с годами, вместе с вкладом каждого редактора, вместе с творчеством каждого нового автора. Первоначально он назывался «На рубеже» и выходил как альманах. Первый номер, затеянный по инициативе группы писателей, увидел свет и своих читателей в октябре 1933 года. Редактором нового издания на общих началах стал Иосиф Шацкий. Возглавлял журнал Иосиф Исаакович только два года: за публикацию в 1935 году романа Д. Амурского «Гордость» редакция получила выговор, а главного редактора сняли с должности и арестовали.

«Дальний Восток» 1

В 1935-1937 годах ответственным редактором был писатель Александр Фадеев, до 1939 года – поэт и прозаик Михаил Алексеев, а затем до 1940 года журнал подписывала редколлегия.

Поэт, публицист, критик Анатолий Гай (литературный псевдоним – Александр Плешков) был редактором в 1940-1941 годах. Это было сложное время – с репрессиями, идеологическими чистками, жестким диктатом цензуры. Доходило до того, что уже из вышедших в свет книжек журнала иногда изымались целые страницы. Зато наблюдался небывалый подъем патриотизма и писательского энтузиазма.

В годы Великой Отечественной войны журнал практически не издавался. В 1942 году был выпущен один номер литературно-художественного альманаха тиражом 5000 экземпляров, который открывала подборка стихов Петра Комарова «Дальневосточные стихи». В 1944 году вышел в свет еще один номер, в котором были опубликованы произведения Дмитрия Нагишкина, Николая Рогаля, Анатолия Гая, Николая Задорнова.

7 января 1946 года вышло распоряжение, разрешавшее Хабаровскому отделению Союза советских писателей возобновить издание журнала под названием «Дальний Восток». Его редактором до 1948 года вновь стал Анатолий Гай, а после него – журналист и писатель Андрей Пришвин.

При Андрее Сергеевиче в журнале оформились рубрики: «По Дальнему Востоку», «Публицистика», «Критика и библиография». «Дальний Восток» с этого момента стал выходить шесть раз в год тиражом в 5000 экземпляров.

«Дальний Восток» 2

Так, в 1948 году на страницах «Дальнего Востока» были напечатаны роман Василия Ажаева «Далеко от Москвы», повесть Джанси Кимонко «Зарево над лесами», «Амурские сказки» Дмитрия Нагишкина, стихи Петра Комарова и молодого, еще никому не известного поэта Николая Наволочкина.

Редакция журнала всегда вела плодотворную работу с молодыми писателями и поэтами, давая им путевку в литературу. Как правило, публикация в «Дальнем Востоке» являлась рекомендацией для издания произведения отдельной книгой. Подавляющее большинство молодых авторов именно так и стали членами Союза писателей СССР.

С 1955 года главным редактором журнала стал писатель и литературный критик Николай Рогаль, в 1940-1955 годы являвшийся ответственным секретарем Дальневосточного, а затем Хабаровского отделения Союза писателей РСФСР. Произведения многих писателей и поэтов Николай Митрофанович, возглавлявший журнал на протяжении двадцати двух лет, вплоть до 1977 года, заметил и оценил по достоинству, открыв им путь в литературу.

При нем в журнал пришли авторы, впоследствии получившие всесоюзную и мировую известность: Борис Можаев, Петр Проскурин, Римма Казакова, Игорь Золотусский. Самое первое произведение мэтра отечественной фантастики (и военного переводчика-япониста, служившего на Камчатке, а затем в Хабаровске) Аркадия Стругацкого «Пепел Бикини» было опубликовано на страницах «Дальнего Востока». Теперь эти имена составляют гордость российской литературы.

В журнале активно публиковались и произведения национальных писателей и поэтов: Григория Ходжера, Андрея Пассара, Владимира Санги, Антонины Кымытваль и многих других.

В те времена тираж журнала вырос до 10000 экземпляров.

На страницах издания публиковались не только литературно-художественные произведения, но и материалы, посвященные общественно-политическим, социально-экономическим, научным, производственным, техническим, культурно-эстетическим вопросам.

В 1977 году журнал стал ежемесячным. В том же году его возглавил Николай Наволочкин, трудившийся затем на должности главного редактора 10 лет. Творчество Николая Дмитриевича хорошо знакомо и взрослым читателям, и детям, для которых им написаны интересные и поучительные сказки. Вслед за Н. Наволочкиным главным редактором «Дальнего Востока» долгое время, до 2001 года, проработал писатель, поэт и публицист Валентин Федоров. Именно при нем, в девяностые годы, «Дальний Восток» чудом и невероятными усилиями редакции и авторов остался на плаву, будучи единственным к востоку от Байкала периодическим литературно-художественным журналом.

После 1992 года во время обвала экономики «Дальний Восток» потерял свою высокую рентабельность и стал убыточным. Многие журналы в данный период прекратили свое существование. В «Дальнем Востоке» сократили штат, минимизировали расходы, а главный редактор Валентин Федоров выступал во всех СМИ, просил помощи. На выручку журналу пришли спонсоры, читатели, администрация Хабаровского края.

Десять лет (с декабря 2001 года) главным редактором журнала был заслуженный работник культуры, член Союза писателей СССР (России) Вячеслав Сукачев. При нем в 2004 году «Дальнему Востоку» присвоили звание «Лучший провинциальный журнал России». Изменился внешний облик издания, увеличился его тираж, выходили даже иллюстрированные приложения к журналу – «Родное Приамурье» и «Наш семейный очаг».

Активно публиковались талантливые авторы со всего Дальнего Востока: Ирина Левитес с Сахалина, Владимир Нечаев из Петропавловска-Камчатского, Станислав Олефир из Магадана, Юрий Кабанов и Елена Супранова из Владивостока, Александр Драбкин из Биробиджана и многие другие.

Получили возможность обнародовать свои произведения и русские литераторы, жившие за границей, в числе которых и бывшие дальневосточные писатели и поэты. Например, Александр Хрулев  из Японии.  Под руководством Вячеслава Сукачева журнал впервые в своей практике стал публиковать так называемые тетради – Восточную, Немецкую, Израильскую, Новозеландскую и другие. Кроме того, Вячеслав Викторович ввел еще одно новшество: на внутренних сторонах обложки стали печатать цветные репродукции картин дальневосточных художников с последующим рассказом об их жизни и творчестве.

«Дальний Восток» 3

Клуб друзей журнала «Дальний Восток» был основан В. Сукачевым около десяти лет назад, но и сейчас это сообщество все еще собирается и проводит презентации каждого только что вышедшего из печати номера.

В журнале всегда шел и идет поиск новых талант­ливых, перспективных авторов. Свои произведения присылают писатели и поэты со всех уголков Дальнего Востока, бескрайней России и заграницы. Также не забыт и не потерян круг старых и проверенных авторов.

В феврале 2016 года отметила свой восьмидесятилетний юбилей постоянный автор и член редакции журнала Валентина Катеринич. Поздравили юбиляра и на презентации нового номера «Дальнего Востока».

Валентина Николаевна родилась в Читинской области, высшее образование получила в Ленинградском университете имени А.А. Жданова, окончила аспирантуру в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, а работать преподавателем латинского языка стала в Хабаровском медицинском институте.

С тех пор Валентина Катеринич связана с Хабаровском не один десяток лет. Более 30 лет преподавала в мединституте, а последнее десятилетие занималась литературным краеведением. Является автором предисловий ко многим литературным изданиям, пишет статьи, исследования о библиотечных раритетах, открывая многие забытые или неизвестные имена. За сборник статей о поэтах и писателях Дальнего Востока «Двенадцать сюжетов» удостоена премии администрации города Хабаровска в области литературы в номинации «Научные исследования».

С «Дальним Востоком» Валентину Николаевну связывают многие годы сотрудничества. Здесь она публиковала свои произведения, а благодаря плодотворной работе редактируемого ею раздела критики и библиографии стала лауреатом премии им. П.С. Комарова за 2012 год.

«Она сегодня одна из немногих, кто отслеживает местный литературный процесс. Не по долгу службы и не за деньги. По стремлению души», – писал о Валентине Катеринич журналист, писатель Кирилл Партыка в 2002 году. Спустя 14 лет почти ничего не изменилось.

«Дальний Восток» 4

Долгая и плодотворная история журнала «Дальний Восток» наглядно показывает, что свой, родной «толстый» литературный журнал необходим не только дальневосточным писателям, поэтам, критикам, но и их читателям.

С 1 января 2016 года редакция журнала вошла в состав Дальневосточной государственной научной библиотеки.

Так пусть журнал живет и развивается дальше, на радость и на пользу всему Дальнему Востоку!

Александра Порываева, Инесса Школьная.

Фото предоставлено ДВГНБ.

Фотографии