Журнал № 4 - 2013(16), рубрика: "Наша малая Родина - Дальний Восток"

ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ, ЖИВЁМ НАСТОЯЩИМ

Бережно хранить прошлое и поддерживать современное искусство» – таких принципов придерживается Дальневосточный художественный музей (ДВХМ) в Хабаровске.
В его выставочных залах можно увидеть и всемирно известные шедевры, и произведения современных авторов, и экспозиции, раскрывающие историю культуры народов мира. Если вы до сих пор считаете, что музеи это скучно – приходите в ДВХМ! Сентябрьские выставки показали, что музей готов и дальше оставаться современным музеем, сохраняющим многолетнюю историю и традиции.

«Лики красоты. Знаки мудрости»

Фото. Искусство Приамурья3

Со 2 по 27 сентября в Дальневосточном художественном музее экспонировалась выставка «Лики красоты. Знаки мудрости. Традиционное искусство XIX – начала XXI веков народов Дальнего Востока». На выставке были представлены предметы быта людей, чей мир соткан из мифов и традиций. И посетители смогли оценить оригинальные произведения культуры аборигенов Приамурья из художественных и этнографических коллекций Дальневосточного художественного музея, Хабаровского краеведческого музея имени Н.И. Гродекова, Краеведческого музея Нанайского муниципального района (Хабаровский край, с. Троицкое), Межпоселенческого краеведческого музея имени В.Е. Розова (г. Николаевск-на-Амуре), Музея изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре), ведущих государственных музеев Сахалинской области – Краеведческого и Художественного музеев (г. Южно-Сахалинск).

Проект проходил в рамках Третьего Дальневосточного международного фестиваля художественных ремёсел «Живая нить времён», призванного представить традиционную культуру коренных народов, издревле населяющих Дальний Восток.

Культура малых народностей Хабаровского края тем уникальна, что продолжатели народного искусства и стараются сохранять традиции, и привносят новое. Можно ощутить ту нить времён, которая вплетена в эти произведения. Предметы коллекций выполнены в самых разнообразных ремёслах – от бересты до вышивки текстильных ковров. Интересным является то, какие цвета используются в их культуре.

– Они всегда подобраны с очень тонким чувством. Все оттенки природные – реки, неба, растительности, – рассказывает научный сотрудник Дальневосточного художественного музея Анастасия Берковская.
Выставка представила около 300 произведений декоративно-прикладного искусства, художественного творчества и традиционных ремёсел нанайцев, ульчей, удэгейцев, нивхов, орочей и других народов Приамурья и Сахалина. Каждый экспонат имеет свою душу, а может и несёт частичку души самого автора, ведь берестяные коробки, халаты, ковры – всё бережно сделано вручную. И каждый завиток хранит в себе целую историю.

– Нанайская внучка спросила бабушку: «Почему орнамент такой особенный?». На что бабушка ей ответила: «Потому что орнамент растёт». И действительно, если присмотреться – он плавный и текучий, как растение, он непрерывно движется.

Кстати, искусство у аборигенов Приамурья делится на женское и мужское.

Женское – изготовление одежды, вышивка. Вышивка была представлена халатами из рыбьей кожи – произведениями искусства конца XIX века. Нужно отметить, что традиции передаются из поколения в поколение,и до сих пор сохранились мастерицы, выделывающие рыбью кожу.

Фото. Искусство Приамурья1


– Люди с Запада украшают халат спереди, а коренные малочисленные народы – с обратной стороны. Потому что рисунок несёт охранные функции, защищает от злых сил и дурного взгляда. Чаще всего орнамент изображает птицу, рыбу, тигра, медведя, – описывает традиции создания одежды Анастасия Берковская.

Женщины народов Севера с детства постигают искусство обработки меха. Самой кропотливой работой является выделка птичьих шкурок. Ведь такой ковер по толщине получается, как шёлковая ткань, при этом нет ни единого повреждения покрова!

«Выставка традиционного искусства коренных народов Дальнего Востока поражает своей красотой и самобытностью. Особенно хочется выделить ковры – это целая сказка! Яркая, красочная, жизнерадостная сказка! Не перестаёшь удивляться тому, насколько талантлив человек», – восхищаются выставкой посетители в книге отзывов.

Мужским искусством можно считать резьбу по дереву. Славится мастерство народов Приамурья в вырезании тончайших предметов из цельного куска дерева. Две палочки для еды, соединённые между собой цепочкой, – и всё это выполнено из одного небольшого цельного куска дерева. Это ли не высший творческий пилотаж?

Фото. Искусство Приамурья7

Фото. Искусство Приамурья5


Картины выставки имеют огромное историческое значение. На них запечатлён быт народов Приамурья, их обычаи. Так, на картине «Нанайская художница режет орнамент» (1932 г.) изображена молодая девушка, вырезающая орнамент для национальной одежды. Жилище, убранство дома, традиция заплетать незамужним девушкам одну косу – все эти мелочи помогают нам постигнуть творческую душу аборигенов Приамурья.

Выставка дала возможность не только посмотреть на культуру народов Приамурья, но и нам самим приобщиться к ней. Экспозиция сопровождалась интерактивными мероприятиями: мастер-классами по конкретным видам традиционного прикладного искусства, индивидуальными консультациями у ведущих специалистов в области традиционного прикладного искусства, встречами с художниками, в произведениях которых отразились искусство, религия и легенды аборигенов Дальнего Востока.

Фото. Искусство Приамурья2


Кстати, у тех, кто не успел посетить выставку, есть возможность попасть на экскурсию в Интернете:
http://www.khabonline.com/cultura/afisha/yanvar/liki_krasoty_znaki_mudrosti/

«CUT ART»

(Искусство вырезания)
Благодаря Дальневосточному художественному музею можно окунуться в культуры других народов и стран. Сколько здесь проведено выставок, знакомящих нас искусством Японии! Вот только некоторые из них: выставка японской игрушки, «Красота ремёсел земли Тохоку», выставка японского оружия.
С 23 августа по 14 сентября Дальневосточный художественный музей радовал любителей искусства и японской культуры выставкой работ японского художника Ютака Такахаши. Профессиональный живописец Ютака Такахаши родился в префектуре Гифу, на острове Хонсю. Постигал он и дизайнерское искусство, и искусство графики. Но нашел себя Ютака в такой технике как «исекатагами» – японское искусство вырезания из бумаги.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Для катагами нужен трафарет, специальная рисовая бумага и нож. Но канцелярский или кухонный тут не подойдут –нужен специальный нож для катагами.
– Для вырезания несколько слоёв бумаги помещают на относительно мягкую подложку и тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально. Преимущество этого способа, который и предпочитает Ютака Такахаши, состоит в том, что можно одновременно сделать несколько узоров, – делится секретами техники Анастасия Берковская.

При работе ножом используется четыре основных метода резки. Вначале необходимо вырезать мелкие детали – те, что находятся внутри, потом браться за детали побольше – те, что снаружи. Для катагами используется три слоя тонкой бумаги васи, обработанной специальным клеем, извлечённым из хурмы; получается крепкая и гибкая бумага коричневого цвета. Бумага имеет особенные свойства: она может сама разглаживаться и отлично смотрится на ткани. Коричневый цвет является традиционным, современные же художники используют разнообразную бумагу – чёрную, красную, белую, зелёную.
Ютака Такахаши мастерски владеет искусством катагами – кажется, будто рисунок вырезан не человеком, а машиной. Края бумаги идеально ровные, а следов клея просто нет! Но есть то, что отличает человека от машины – это утончённость техники и виртуозность исполнения. Обычная бумага, которая становится лёгким и воздушным произведением искусства.

Фирменный знак Ютака Такахаши – чёрная бабочка. Её можно встретить во многих его произведениях. Чёрный цвет вообще является традиционным для искусства Японии. Силуэт получается более чётким и выразительным.

Фото. Искусство Приамурья14


Часть выставки Ютака Такахаши посвятил Веронике Миллер – балерине, чьи мемуары вдохновили его на создание целой коллекции бумажных фигур. В них представлена вся жизнь Вероники – первые шаги, достижения, семья, любовь. Своей техникой автор подчеркнул воздушность балета. Плюс мастер применил интересное решение – коллекция подвешена к потолку на тонких верёвочках, то есть всё парит в воздухе, как в балетных па.

Темы работ автора различны – посвящены они и искусству каллиграфии, и спорту, и японским самураям, но самая любимая – животный мир. Его невесомые бабочки, пчёлки, котята – всё невероятно изящно.
В рамках выставки Ютака Такахаши проводил для желающих мастер-класс по катагами. Для него он привёз с собой специальную японскую бумагу и шаблоны. Взрослые и дети вместе с мастером делали стилизованные снежинки. После чего Ютака Такахаши для желающих вырезал их портреты из бумаги. Точной руке автора необходимо было всего 15 минут, чтобы создать чей-либо портрет.

Ютака Такахаши – участник многочисленных выставок в Японии и за её пределами (в Нью-Йорке, Париже, Хо Ши Мине, на Бали). В настоящее время художник проводит персональные выставки в различных галереях мира, продолжает расширять своё творчество в сфере дизайна и сценического искусства. В будущем автор хотел бы использовать игру света и тени в своих выставках, чтобы подчеркнуть многогранность искусства катагами.

Екатерина Щукина.

Фото представлено Дальневосточным художественным музеем

 

***

 

НАША СПРАВКА:

Исе катагами (Ise Katagami) или просто катагами (Katagami) - японское искусство вырезания из бумаги, традиционно сосредоточено вокруг города Исэ в префектуре Миэ. Возникнув в восьмом веке, в период Нара, катагами использовалось вначале для нанесения узоров на кимоно, позже преобразовалось в отдельный вид искусства. Специальными ножами из специальной бумаги вырезаются удивительно красивые картины, настоящие произведения искусства. Это не только женское занятие, профессионально в Японии катагами занимаются мужчины. Темы разные – от цветов, птиц, животных и карпов до исторических сюжетов.

Фотографии