Журнал № 3 - 2013(15), рубрика: "Наша малая Родина - Дальний Восток"

Покой им только снится

Маяки не бегают по всему острову, выискивая,
какую бы лодку спасти, они просто стоят и светят.

Энн Ламотт

***

Самый большой остров Дальнего Востока России – Сахалин – известен неповторимостью и многообразием своей флоры и фауны. Большинство туристов приезжают сюда, чтобы посмотреть и оценить именно эту исключительность. А вот об исключительности такого феномена, как маяки, знают не многие. Маяк Лопатино, расположенный на юге острова, уже 101 год бесперебойно посылает светлые лучи в бескрайние морские просторы.

Покой им только снится

Каждый невельский моряк знает характеристики берегового 17-метрового сооружения. Маяк на мысе Лопатина строили японцы для освещения южной части Татарского пролива. Требовалось осветить подходы к строящемуся новому незамерзающему порту Хонто (ныне – Невельск).

В качестве образца для нового маяка был выбран американский проект, где маячная башня совмещалась с маячно-техническим зданием. Необходимо также отметить, что при строительстве башни использовалась традиционная японская система «инакама», где площадь дома измеряется циновками «татами». Изначально вращение прожектора осуществлялось механическим способом – с помощью системы противовесов. Эту технологию долгое время использовали и после, в советское время.

Сейчас здание маяка электрифицировано, но на протяжении долгого периода вращение осветительного аппарата осуществлялось при помощи часового механизма. Внизу были гири, их добавляли или убавляли, чтобы сохранить временную характеристику. Но нынешний смотритель маяка Владимир Иванович Комаров каждую ночь трижды поднимался на самый верх и накручивал механизм.

Все данные о маяке отражены в особом документе – формуляре. Он состоит из нескольких разделов: правила ведения формуляра, общий вид маячной башни, общие данные маяка, состав маячной установки, произведённое переоборудование, капитальный, аварийный и средний ремонты, неисправности и аварии оборудования, учёт работы маяка.

Керосинокалильная горелка, которая начинает работать при отсутствии электроэнергии, – дублёр маяка. Питание электролампы производится от городской сети районного центра, Невельска. Ещё одним дублёром является резервный огонь, фонарь АМ-300, установленный на балконе маяка. Дальность его действия – 7,5 мили.

Хотя маяк переведён на электропитание, работы у Владимира Ивановича, 83-летнего смотрителя объекта, по-прежнему хватает. Ночные дежурства, уборка территории, ежемесячная замена ламп… Владимир Иванович следит за маяком уже 39 лет, с 1964. Сегодня Лопатинский маяк считается самым ухоженным во всей области.

За всё время единственный сбой в работе берегового маяка произошёл в 2007 году, во время августовского землетрясения. Тогда световой сигнал прервался на один час. За 60 минут Владимир Иванович вместе с семьёй расчистил завалы из бетонных глыб и деревянных досок от развалившейся пристройки, пробрался к аккумулятору и запустил дублирующее электропитание.

Благодаря заботе Владимира Ивановича маяк, которому в прошлом году исполнилось 100 лет, выглядит совсем как новенький. Характерная чёрно-белая окраска снаружи, начищенные, бережно хранимые японские перила и свежевыкрашенные лестницы внутри.

Покой им только снится1

Этот маяк уже давно перестал быть просто средством навигации. Это не только маяк, это настоящая реликвия! Богатая история позволяет ему считаться достопримечательностью Невельского района и всей Сахалинской области.

Гости из разных стран (Японии, Америки, Китая) приезжают на остров, чтобы посмотреть на этот вековой памятник; приходят и взрослые, и дети.

Сегодня особенностью сахалинских маяков является также и то, что маяки в большинстве своём являются обитаемыми, обслуживаемыми постоянным персоналом. А вот большинство развитых стран, имеющих маячное хозяйство, давно перевели световые маяки на автоматический режим.

История маячного строительства острова – явление уникальное. Именно на Сахалине маяки возводились представителями различных школ – дореволюционной русской, японской и советской. Фарология сахалинских и курильских навигационных знаков и сооружений – оригинальное сочетание различных стилей и течений, отражающих основные тенденции в обеспечении безопасности мореплавания на протяжении полутора столетий. Но это уже история для другого материала.

Анастасия Мишина.
Фото предоставлено автором

***

НАША СПРАВКА

Из формуляра:
Построен в 1912 году.
Над уровнем моря возвышается на 67 метров.
Географическая дальность
видимости составляет 22 мили.

Пункт установки – Татарский пролив.

Положение маяка:
Широта – 46 градусов 36 минут северной
Долгота – 141 градус 48 минут восточной

***

НАША СПРАВКА

Всего на острове Сахалин расположено 10 маячных установок (6 на севере и 4 на юге): Елизаветы, Валуевский створный знак, Жонкиер, Терпение, Тонин, Лопатино, Кузнецово, Анива, Крильон, Камень опасности.

На Дальнем Востоке маячные установки начали возводить в 1830-х годах. Однако на Сахалине первый маяк появляется только в 1860-м, в посту Дуэ. Он представлял собой деревянную маячную башню. В 1864 году на её месте поставили новую четырёхугольную маячную башню высотой 12 метров, снабжённую отражательным осветительным аппаратом с 9 аргантовыми лампами, заправляемыми маслом. Огонь маяка был белый, постоянный, его высота над уровнем моря составляла 114 метров.

В истории маячного строительства Сахалина можно выделить 4 последовательных этапа: период уголовной каторги на острове, 40-летнее японское правление (губернаторство Карафуто), начало промышленной добычи нефти на Северном Сахалине, осуществление обширной программы маячного строительства в Советском Союзе с 1950-х годов.

Фотографии