Журнал № 2 - 2012(9), рубрика: "Наша малая Родина - Дальний Восток"

С музыкой жизнь интересней!

Всегда приятно знакомиться с людьми, влюблёнными в музыку. А вдвойне приятно, если эти люди трудятся в Тихоокеанском государственном университете и при этом преподают сугубо технические дисциплины. Казалось бы, их голова должна быть забита формулами и цифрами, а они ещё умудряются пропагандировать любовь к классической музыке. Один из таких людей – старший преподаватель кафедры «Высшая математика» Любовь Владимировна Васильева. Любовь Владимировна работает в Политене почти 35 лет. Она уверяет, любовь к музыке у неё с самого рождения: «Как только я родилась, сразу запела». Мы встретились с Любовью Владимировной, чтобы поговорить, насколько сильной может быть любовь к классической музыке у студентов ТОГУ.

С музыкой жизнь интересней! [большая картинка]

– Любовь Владимировна, у вас есть музыкальное образование?

– Что вы вкладываете в понятие «образование»? Для меня наличие корочки – это не образование. Образование я рассматриваю как «делание себя», «образование своей личности». Самообразование – важная часть моей жизни. Когда человек ставит перед собой какие-то задачи и поступательно их решает – вот это образование. Я люблю музыку самых разных жанров и направлений. Классический вокал я осваивала во многом самостоятельно, слушая великих певцов. Иногда брала несколько уроков вокала у специалистов. На гитаре училась играть в первом общежитии ХПИ в 1977 году.

Я родилась в Хабаровске, но детство и школьные годы прошли в Забайкалье. Сколько себя помню – всегда была очарована пением, в том числе классическим. В 16 лет поступила в Иркутский государственный университет, закончила математический факультет. Там был замечательный хор, где мы пели восьмиголосные произведения. Вместо КВН у нас были музыкальные капустники, как сейчас – «Голосящий КиВиН». Здесь мне доставались главные роли и сольные партии. Нашим хором руководили педагоги из Ленинграда, и работу с его участниками они проводили очень серьёзную. Вот тогда я по-настоящему полюбила классическую музыку. А так как жили мы в общежитии, то вполне естественно, что вся молодёжь пела бардовские песени. Оттуда появилась любовь и к авторской песне. Я в своё время в нашем Политене была руководителем клуба «Поём все вместе студенческие песни». Хотелось поделиться своими знаниями музыки, донести те идеалы, которые несли Б. Окуджава, Ю. Визбор, наши родители, студенты моего поколения. Помню, какими яркими у нас были концерты серии «Студенты ХХ века – студентам ХХI века»! Мы на мониторах пускали тексты песен, раздавали в зале буклеты с текстами, чтобы все могли хором исполнить ту или иную композицию. Да и сам факт того, что пришедшие на концерт зрители домой уходили не с пустыми руками, а с текстами замечательных песен, уже грел душу. Занимаясь пением, я почувствовала в себе преобразования: повысилась коммуникативная компетентность, возросла самооценка, пришло переосмысление ценностных ориентиров. И как мне было приятно, когда подобные положительные изменения я видела и в своих студентах, которые приходили в наш клуб.

– Имеет ли  значение то, что человек поёт?

– Имеет! Я этим вопросом заинтересовалась с научной точки зрения, написала и опубликовала несколько статей. Для себя чётко уяснила: есть музыка разрушающая, и есть музыка созидающая. К созидающей относятся бардовская песня и классическая музыка, а вот рок-музыка, к сожалению, как наркозависимость. И у меня есть тому доказательства в виде научных исследований серьёзных авторов. Кто-то может меня упрекнуть, что, мол, это традиционная борьба поколений: наша музыка лучшая, а музыку молодых не приемлю. Никакой борьбы здесь нет. Просто давайте придём на рок-концерт и увидим, как она влияет на слушателей, посмотрим на их поведение после концерта. А потом сходим на концерт классической музыки и увидим совершенно другой настрой слушателей. Для меня критерий таланта – бегут ли от музыки мурашки по коже. От рок-музыки они у меня не бегут.

– Современный студент тянется к классической музыке?

– Студенты все разные. Приобщение к культуре идёт через всю жизнь. Я называю этот процесс «культурными прививками». Часто мне удаётся вести студентов за собой, приглашать на концерты классической музыки, пропагандировать великие музыкальные произведения. Не стесняюсь давать им «маленькие конфетки», чтобы привлечь их к классике. Я поняла, что сначала студентов нужно взять за руку и привести в концертный зал. Увы, воспитание большинства из них такое, что о классической музыке они очень мало знают. Средства массовой информации пропагандируют совершенно другую музыку, которую к высокой культуре не отнесёшь. Скорее наоборот. Конечно, классическая музыка принадлежит к элитарной культуре, её надо быть готовым воспринимать. Но ведь если не делать шаги в этом направлении, можно за всю жизнь так к ней и не приобщиться. Начинать нужно постепенно, с малого. Сразу серьёзную оперу не каждый поймёт. Я, к примеру, недавно повела своих студентов в краевой музыкальный театр на «Любовный напиток» (режиссёр-постановщик Павел Коблик). Это произведение понятно любому, даже неподготовленному к классике. С него хорошо начинать изучать оперное искусство. А потом мы с ними послушаем что-то более серьёзное.

– Мы с вами работаем не в музыкальном учебном заведении. Как нам сделать, чтобы установилась прочная связь между ценителями высокого искусства и студентами, для которых это искусство пока ещё далеко?

– Я считаю, что нужно обязательно вернуть в ТОГУ участие преподавателей в студенческих концертах. В Политене это было всегда. Сейчас почему-то преподаватели исключены из творческой жизни студентов. Кроме этого, нужно поставить настоящий рояль на сцену нашего актового зала. Он послужит толчком к изучению фортепьянной музыки и значительно сократит количество фонограммных концертов. Ну, хотя бы, для начала поставили бы кабинетный рояль в аудитории 315л и там стали проводить камерные концерты. Кстати, в аудиторию 403л (в кабинет высшей математики) я уже привезла своё собственное пианино, и там можно проводить мини-концерты. Надо видеть, как у ребят округляются глазки, когда, например, в кураторской группе на чаепитии споёшь: «В первые минуты Бог создал институты…».

За нынешнее поколение студентов у меня душа болит, и я делаю всё, что в моих силах, чтобы с помощью классической музыки и авторской песни трогать самые заветные струны души, прививать высокие человеческие ценности, как бы пафосно это ни звучало...

– Вы не устаёте от этого?

– Устают от работы, а от любимого дела получают удовольствие!

Беседовал
Сергей Хамзин.
Фото автора

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ КОНЦЕРТА

Одним прекрасным солнечным субботним днём произошло моё первое знакомство с классической музыкой. Всё началось с того, что наш преподаватель математики Любовь Владимировна Васильева рассказала нам о предстоящем благотворительном концерте и пригласила нас прийти в Дальневосточный художественный музей послушать настоящее живое пение. Её слова меня очень заинтересовали. Хотя я раньше не слушала камерное пение и совсем не разбираюсь в этом искусстве, но очень люблю живую музыку и считаю, что любому человеку необходимо открывать для себя что-то новое и прекрасное. Хотя бы потому, что так намного интересней жить. Современная молодёжь может сказать, что ей классическая музыка вовсе неинтересна, но ведь нельзя утверждать, нравится тебе что-то или нет, пока ты сам это не услышишь, не увидишь и не прочувствуешь... Мне хотелось узнать свои ощущения и просто приятно провести время.
И вот я уже в Дальневосточном художественном музее. Зал заполнен. Концерт ещё не начался, и по лицам людей можно легко различить тех, кто пришёл впервые, а кто является постоянным слушателем. Вторых отличает то, что они уже знают, что их сейчас ждёт, а первые, в том числе я и сидящие рядом солдаты, находятся в некой растерянности и смотрят по сторонам.
Шум в зале затихает, и перед нами появляется ведущая. Она всех радушно приветствует и начинает очень вдохновенно рассказывать историю создания оперы, а затем предлагает окунуться в волшебный мир музыки и пронестись через века и страны, слушая арии из опер композиторов тех времён. После познавательного и интересного вступления к слушателям вышли исполнительница Людмила Кириченко и аккомпаниатор Марина Цветикова.
В самые первые секунды, когда я услышала необыкновенный голос исполнителя, меня охватило чувство недоумения и потрясения: он был исполнен такой глубины и силы, что, казалось, где-то спрятан микрофон или другое техническое устройство. Даже заскучавшие зеваки сидели с вытянутыми шеями и внимательно слушали. Казалось, время замерло... Больше всего меня поразило то, что, не зная языка, на котором исполняется произведение, ты всё равно понимаешь душеное состояние героев, переживаешь вместе с ними. Создаётся ощущение, что музыка пронизывает насквозь, заполняет тебя изнутри, становится очень спокойно, но, в то же время, по телу бегают мурашки…
Концерт закончился, маленький зал разразился аплодисментами. Люди, выходя из зала, делились переполняющими их впечатлениями.
Концерт уже позади, я иду по улице, но хорошее настроение не покидает меня…
Наталья Шестёркина,
студентка ТОГУ



Беседовал Сергей Хамзин. Фото автора

Фотографии

Комментарии

Написать комментарий

Имя

Адрес электронной почты

Комментарий

Если что-нибудь введете в это поле, то ваш комментарий будет признан спамом