Журнал № 3 - 2011(5), рубрика: "Наша малая Родина - Дальний Восток"

После пар – в картинную галерею

после пар 5 [большая картинка]

В Политене вряд ли найдется студент, не слышавший о строительстве в нашем университете бассейна. Мы читали статьи на портале «ТОГУ-лайф», придумывали ему название «ВКонтакте», словом, осталось только закупить плавки и шапочки. Но мало кто подозревает, что совсем рядом с нашим вузом еще в 2009 году ко дню рождения Хабаровского края должна была открыться Галерея современного искусства.

На дворе уже 2011-й. По идее, галерея через несколько месяцев должна бы отпраздновать свой второй день рождения… Но, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения, и недостроенное здание уныло смотрит на Северный микрорайон. Вы и сами его наверняка видели. Студенты, живущие в Центре и Южном, каждый день проезжают мимо него по дороге в университет. Вспомните здание краевого суда, а затем мысленно отведите взгляд немного вправо. Пустые оконные проёмы, кирпичные стены в обрывках зелёной материи – мало что выдаёт будущий культурный объект. Сказать с уверенностью, когда же галерея сменит статус «будущая» на «ныне действующая», не могут даже главные инициаторы проекта, в частности, директор Дальневосточного художественного музея Валентина Запорожская.
– Сегодня там всё поражено плесенью, всё в воде, – сетует Валентина Александровна. – На минус первом и первом этажах должны располагаться фонды, но сможем ли мы их разместить? Там же необходим безупречный микроклимат, чтобы картины не погибли от грибка.
Красиво снаружи – интересно внутри
Галерея современного искусства задумывалась как целый культурный комплекс, где посетитель может провести весь день. Как музей нового поколения, рассчитанный, прежде всего, на молодых людей. На десяти тысячах квадратных метров должны расположиться выставочные залы, хранилища, библиотека, кафе и даже небольшой кинозал на 200 мест.

после пар 1 [большая картинка]

после пар 2 [большая картинка]

после пар 3 [большая картинка]

после пар 4 [большая картинка]

– Мы уже всё спланировали, – рассказывает Валентина Александровна. – К примеру, в январе в художественном музее была выставка графики Марка Шагала. Я представляю, сколько бы людей посетило этот вернисаж, пройди он в галерее... Тогда и билет бы стоил не 300 рублей, а дешевле. Или Сальвадор Дали. Мы могли бы его показать сначала в самом музее, а потом перевезти в новое здание. Выставочный зал нашей галереи – это целых 1000 квадратных метров. Оттуда открывается замечательная панорама Амура, храма Серафима Саровского. Ну а на верхнем этаже – студенческое кафе, где ты можешь сидеть, пить кофе и в это же время наблюдать за открытием выставки. Не сомневаюсь, мы бы всё сделали как надо.
Причин для сомнений, действительно, нет. На данный момент в запасниках Дальневосточного художественного музея содержится примерно 14 тысяч картин. И только около тысячи из них может увидеть посетитель – для всех экспонатов места в залах просто нет. Кроме того, музею приходится работать и в выставочном варианте, а здание на это также не рассчитано.
Получается, что большая часть коллекции пылится в ожидании лучших времён. Образцы русской и зарубежной живописной классики, отечественный авангард начала XX века, коллекции икон, скульптур, керамики – посетители удивились бы, узнав, сколько всего интересного, а главное, редкого и ценного скрывается в старом добром художественном музее. Чего стоит один Петров-Водкин! Да-да, место в необъятных запасниках нашлось и для него. Музей также располагает уникальной коллекцией современного искусства, в частности, фотографии, что было бы особенно интересно студентам.
Достойна внимания и библиотека музея, насчитывающая более 10 тысяч редких искусствоведческих изданий. В будущей галерее найдётся место и для неё. Посетители смогут увидеть уникальные фолианты начала XIX века и даже прикоснуться к ним руками, естественно, в специальных перчатках. Ну а после будет приятно посмотреть кино, благо идти придётся совсем недалеко. В здании планируется небольшой кинозал для просмотра редких, культовых фильмов с дальнейшим их обсуждением. Также галерею было решено снабдить суперсовременным оборудованием, дабы экспонаты не пылились на деревянных стеллажах. Такую технику раньше мы видели лишь в голливудских блокбастерах. В новой галерее каждый желающий смог бы своими глазами увидеть, до чего дошёл прогресс: фонды планируется сделать открытыми для посетителей.
Организаторы решили, что если уж проект назван «культурный», то должен соответствовать ему целиком и полностью: от тщательно подобранных экспонатов и грамотно организованных мероприятий – до красивого здания и со вкусом оформленного интерьера. В проекте задействовали и прилегающую территорию: здесь решено разбить небольшой сад со скамейками и скверами, чтобы нам, посетителям, было уютно и комфортно не только внутри, но и снаружи.
Искусство –
в массы!
Неужели при слове «музей» вам на ум до сих приходят лишь скучающие бабушки- экскурсоводы? Если да, то вам срочно нужно пересмотреть свои взгляды. Современный музей – это творческий организм, место, где к прекрасному можно приобщаться разными путями, то есть не только посещать выставки, но и ходить на занятия, семинары, концерты. Будущая галерея видится создателям именно в таком свете, причём аналогов подобного проекта в мире на данный момент нет.
Организаторы не скрывают, что в первую очередь они надеются привлечь внимание именно студенческой аудитории. Не случайно расположить будущий культурный объект решили именно недалеко от ТОГУ и Академии экономики и права.

после пар 6 [большая картинка]

после пар 7 [большая картинка]

– Сегодня нужно по-иному посмотреть на Северный округ, где живут, учатся, работают студенты, преподаватели, их дети, – продолжает Валентина Александровна. – Если мы хотим воспитывать элиту общества, то она не должна мыслить однобоко. Только в союзе с культурой, с настоящим высоким искусством мы можем получить хороших специалистов и, что не менее важно, грамотных и разносторонних людей.    
Нужно признать, что диплом о высшем образовании, даже в красной корочке, не является признаком образованности. Человек, будь он инженером, архитектором или экономистом, общаясь с искусством, получает знания и эмоциональный заряд, которых не найти в учебниках и на лекциях.
Сегодня СМИ пестрят лозунгами о том, что уровень культуры в стране неотвратимо падает и его нужно срочно «поднимать» и спасать молодое поколение от нахлынувшей волны безграмотности, хамства, одним словом, «бескультурья». Часто на подобные заявления реагируют только те, кто их провозглашает. Тому самому терпящему бедствие поколению обычно от них ни холодно, ни жарко. Кто, каким образом и куда собирается их «поднять», так и остаётся загадкой, а «очаги культуры», которые и задумываются как трамплины в культурное пространство, часто непривлекательны для молодых людей или же малодоступны.
Например, в том же самом Северном, где, как верно отметила Валентина Александровна, студенческой молодёжи неимоверно много, сходить фактически некуда. В скором времени будет вновь открыт после реконструкции кинотеатр «Хабаровск», но до него нужно ехать несколько остановок, да и показывают сейчас в кинотеатрах в основном фильмы проходные и попсовые. Конечно, если человек любит искусство, то лишние 50 минут дороги до музея для него не столь важны. Он накопит денег на культурный отдых, доедет до центра. Но это всё только в том случае, если ему это действительно нужно и нравится. Самая же большая проблема состоит в том, что у нас  постепенно отмирает потребность в искусстве и прекрасном. Средний студент бывает в музее не чаще раза в год, а возможно, и реже. Нет у него внутренней тяги ходить туда чаще.

после пар 8 [большая картинка]

после пар 9 [большая картинка]

Очевидно, чтобы изменить ситуацию, нужно предложить что-то действительно более интересное, современное, чем просто музей, более доступное по цене и близкое по интересам. Этим «чем-то» и могла бы стать будущая галерея. Конечно, это не способ решения всех проблем, но шаг вперёд, уж точно.
Некоторые могут сказать: «Да кто вообще пойдёт в вашу галерею?» Многие. Вспомните хотя бы ежегодную майскую акцию «Ночь в музее». Если бы людям это было неинтересно, то туда бы никто и не ходил. Но каждый раз художественный музей буквально сносят толпы желающих попасть на ночные экскурсии и экспозиции. Значит, людям действительно хочется узнать что-то новое, значит, действительно такой культуры не хватает.
Так быть или не быть галерее?
Ещё Екатерина II говорила, что страна без картинной галереи подобна деревне. Так неужели наш Хабаровск – большая деревня?
– На Дальнем Востоке, чтобы закрепить население, нужно строить культурные учреждения и расширять их, делать очень доступными, – делится Валентина Александровна. – У нас же нет ни общества композиторов, ни художников, окончивших художественные вузы и академии Санкт-Петербурга и Москвы, известные писатели уже в очень преклонном возрасте. Слой интеллигенции становится тонким, и никто не задумывается, что нужно выращивать свою интеллигенцию. Поэтому от нас все и уезжают…
Действительно, из-за внутренней миграции в центральную и западную части России население Сибири и Дальнего Востока за последние 20 лет уменьшилось на 2 миллиона. Причём в ближайшее время ситуация вряд ли изменится, как это следует из доклада Института демографии ГУ-ВШЭ «Миграция в развитии России» от 5 марта 2011 года.
Люди не едут к нам ни за туманом, ни за запахом тайги. Да и тем, кто здесь родился, данных изысков часто недостаточно. Конечно, из-за одной галереи все покинувшие город хабаровчане не вернутся обратно, но ведь начинать всегда нужно с малого, с закрепления оставшегося населения. Хотя, наверное, слово «малое» здесь неуместно. В масштабах страны наша галерея, возможно, и не так весома, но для отдельно взятого Хабаровска, Хабаровского края очень важна. Важна для студентов, людей среднего и старшего возраста, школьников, в общем, для всех, кто хотел бы стать ближе к чему-то прекрасному (причем в оригинале, а не в репродуцированном виде). Важна для тех, кто захотел создать в нашем городе что-то действительно весомое и уникальное. К сожалению, желания сбываются далеко не всегда.
После приостановки строительства в 2009 году спонсоров для продолжения работ так и не нашли, хотя проектно-сметная документация на здание полностью готова. ДВХМ обращался за помощью в Министерство культуры РФ, но, так как наш музей местного подчинения, то и деньги на строительство должны выделяться из краевого бюджета. А там их, по всей видимости, нет. По крайней мере, на культуру.
Пока же, в сложившейся ситуации, художественный музей мог бы предоставить нашему университету экспозицию постеров, репродукции произведений, находящихся в выставочных залах музея. Её делали специально для поездки по городам Хабаровского края.
– Нужна инициатива вашего руководства. Если вы нам предоставите зал и дадите гарантию сохранности экспонатов, то всё возможно. Конечно, вывесить подлинники мы не сможем: необходимы смотрители, температурный режим, это понятно, – говорит Валентина Александровна. А затем грустно добавляет: – Хотя, с другой стороны, воспитывать аудиторию на таком низком уровне, как постер... Хотелось бы, чтобы это всё-таки были подлинники.
Этого хочется не только организаторам проекта, но и тем, для кого он, собственно, создаётся. Возможно, и вы, прочитав эту статью, заразитесь желанием пройтись по залам всё-таки достроенной галереи. А пока – по залам Дальневосточного художественного музея. Не сомневайтесь, живое искусство лучше, чем журнальные иллюстрации.


Соня Коренева.

На снимках:

  • Директор ДВХМ Валентина Запорожская.
  • Так могли бы выглядеть интерьеры галереи
  • Увы... Именно так выглядит Галерея современного исскуства сейчас.
  • Полки музейной библиотеки до отказа заполнены книжными редкостями.
  • Татьяна Лаврова, библиотекарь ДВХМ, показала студентам редкие издания начала XX века.
  • Минея общая для церковной службы, выпущенная в 1810 г.

Фото Михаила Бойко

Фотографии