Журнал № 3-4 - 2016(28), рубрика: "Наша малая Родина - Дальний Восток"

ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ МОСТУ, НАЗВАННОМУ «АМУРСКИМ ЧУДОМ»

Сто лет назад, 18 октября (5-го – по старому стилю) 1916 года, было открыто движение по железнодорожному мосту через Амур возле Хабаровска.

Этот юбилей столь заинтересовал Татьяну Глотову, студентку 3-го курса Хабаровского банковского колледже Банка России, что она занялась изучением истории моста. А 16 ноября 2016 года выступила с докладом на эту тему на студенческой научно-практической конференции.

Современная молодежь не часто обращается к событиям прошлого, поэтому мы и попросили Татьяну поделиться своими историческими открытиями с читателями журнала «Мой университет».

ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ МОСТУ

– Татьяна, чем вызвано обращение к истории вековой давности?

– Студенческая конференция была посвящена актуальным вопросам развития Дальневосточного региона. Но настоящее и будущее всегда «опирается» на прошлое. Поэтому на примере Амурского моста я рассказала о влиянии крупных инфраструктурных проектов на экономику страны. Ведь для того, чтобы оценить отдаленные последствия, необходимо время. При подготовке доклада я из учила множество источников – исторических и современных – и узнала много нового о таком, казалось бы, привычном и знакомом с детства сооружении. Являясь неотъемлемым компонентом Транссиба, Амурский мост был важным звеном транспортной инфраструктуры, помогавшей решать грандиозные задачи в 30-е годы ХХ века; осуществлять переброску войск, техники и продовольствия в военные 1940-е. Железнодорожная магистраль значительно сокращала расходы на перевозку основных природных ресурсов и открывала невероятные возможности для освоения Дальнего Востока. Кроме того, юбилей – хороший повод обратиться к истокам.

– После недавней реконструкции одна из пролетных ферм мостового перехода стала самым большим экспонатом музея истории Амурского моста. О чем он может напоминать потомкам?

– В истории строительства моста было несколько драматических моментов, связанных с мостовыми фермами, ведь строилось сооружение в годы первой мировой войны. В рамках различных мероприятий по подготовке к юбилею Амурского моста были опубликованы результаты исследований, позволивших уточнить информацию об истории «злоключений» нескольких его ферм.

Долгое время считалось, что открытие мостового прохода через Амур было задержано в связи с тем, что «торговое судно с двумя последними фермами было потоплено торпедой с германского крейсера «Эдмен» осенью 1914 года». Однако, в ходе исследования архивных материалов, А. Лисицину удалось доказать, что корабль «Пермь», на котором перевозились фермы, был не потоплен, а подтоплен во время стоянки в порту Коломбо (остров Цейлон, ныне Шри-Ланка), чтобы избежать подрыва взрывоопасных материалов, которые на том же корабле везли в порт Владивостока. Ввиду стратегической важности груза, вполне вероятно, что пожар на судне произошел в результате диверсии с германской стороны. Позже мостовые фермы были доставлены во Владивосток на другом судне, при этом часть материалов была потеряна при перегрузке.

ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ МОСТУ5

Последняя ферма также не сразу «добралась» к месту назначения. Детали для мостового сооружения изготовлялись акционерным обществом «Машиностроительный и чугунолитейный завод «Рудзский и Ко», о чем упоминается на памятной доске, восстановленной к юбилею моста. Один из заводов располагался в Ново-Минске Варшавской губернии, которая до революции входила в состав Российской империи. В ходе военных действий Ново-Минск был захвачен германскими войсками. И, хотя оборудование завода отправили вглубь страны, последнюю ферму, уже прошедшую контроль, так и не успели отправить в Одессу, откуда груз дальше через два океана должны были доставить во Владивосток. В результате детали фермы пришлось заказывать заново, что было очень непросто в условиях перегруженности заводов военными заказами. Поэтому последняя ферма была установлена через четыре месяца после торжественного открытия мостового перехода.

Как я узнала из других источников, и после постройки мост долгое время не функционировал. Во время гражданской войны 1918-1922 годов, в связи с захватом Дальнего Востока японскими интервентами, командование отступавшими из Хабаровска партизанскими частями приняло решение взорвать мост, чтобы отрезать противнику путь на левый берег. Выполняя эту задачу, подрывники стремились нанести минимальный ущерб мосту, чтобы в дальнейшем его можно было восстановить с наименьшими затратами.

ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ МОСТУ7

В течение пяти лет движение поездов через Амур совершалось зимой по льду, а летом – на паромах. Работы по восстановлению моста начались вскоре после окончательной победы Советской власти на Дальнем Востоке (в ноябре 1922 г.). Одну ферму (№13) собрали из частей поврежденных пролетных строений, упавших одним концом в воду. Вместо другой (№ 12) была установлена запасная железная ферма, снятая с моста через реку Ветлугу (приток Волги). Эта ферма внешне отличалась от прочих, но подходила по своей величине и конструкции.

ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ МОСТУ9

– А зачем уже в наше время потребовалось реконструировать мост?

– С каждым годом нарастал объем грузоперевозок по Транссибу, поезда шли с интервалом в несколько минут. Пролетные строения моста были рассчитаны по нормам дореволюционного времени. Фактическая же нагрузка на него во второй половине ХХ века существенно увеличилась и в несколько раз превышала проектную мощность. Кроме того, Амурский мост оставался единственным однопутным участком на всей Транссибирской магистрали, что ограничивало скорость движения поездов. Часть нагрузки взял на себя тоннель под Амуром, построенный в 1942 году. Но к началу 1980-х Амурский мост исчерпал ресурс пропускной способности, превратившись из «венца» Транссиба в его «слабое звено». После бурных дискуссий решено было мост реконструировать – не заменять, а лишь расширить мостовые опоры, проложив на них одноколейный рельсовый путь. Эти работы заняли 6 лет.

ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ МОСТУ8

– Каково значение Амурского моста в настоящее время?

– Движение поездов по реконструированному мосту открылось в июне 1998 года. А через год вошел в эксплуатацию новый автомобильный мостовой переход, став завершающим элементом федеральной трассы Чита-Хабаровск.

7 ноября 2009 года завершились работы по 2-й очереди реконструкции Амурского мостового перехода, в результате пропускная способность его увеличилась в полтора раза.

Реконструкция Амурского моста стала стимулом для проектирования и реализации новых проектов, направленных на развитие Дальневосточного региона. Как известно, Хабаровский край является транспортным транзитным центром Дальнего Востока и всей Российской Федерации. Его роль возрастает благодаря увеличению межрегионального грузооборота и развитию экспортно-импортных связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В первую очередь – с КНР, на долю которой приходится свыше 70% регионального товарооборота.

ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ МОСТУ10

Одним из новых, перспективных проектов является «Строительство мостового перехода через реку Амур в районе села Нижнеленинское и Тунцзяна. Это будет первый постоянно действующий железнодорожный мостовой переход через реку Амур на границе России и Китая. Он объединит железнодорожную сеть Северного Китая и Транссиба в единый путь международного сообщения и позволит повысить конкурентоспособность продукции дальневосточной промышленности на рынках АТР за счет значительного сокращения транспортных издержек. Благодаря этому и другим проектам, наш Амурский мост становится неотъемлемым компонентом постоянно развивающейся транспортной системы страны.

Дарья Назаренко, студентка  3-го курса

Хабаровского банковского колледжа. Банка России.

***

В публикации использованы фото Екатерины Давыдовой

из Музея истории Амурского моста, а также архивные снимки с интернет-ресурсов

ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ МОСТУ11

***

 Историческая справка

Как строили мост сто лет назад

Возведение моста через Амур сто лет назад имело важное стратегическое значение, возросшее в условиях военного времени. Были предприняты значительные усилия для завершения строительства в кратчайшие сроки. Чтобы ускорить строительство правительство выделило значительные по тогдашним временам финансовые ресурсы – 13, 5 млн рублей.

ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ МОСТУ4

Стройка велась ударными темпами. В условиях дефицита рабочей силы удалось не только освободить квалифицированных рабочих от мобилизации на войну, но и мотивировать их за счет повышения заработной платы на выполнение большего объема работ в условиях строгого контроля за их качеством. Условия военного времени также расширили возможность применения труда каторжан для проведения земляных работ.

ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ МОСТУ3

Возникающие в ходе строительства вопросы на уровне правительства помогал решать Приамурский генерал-губернатор Н.Л. Гондатти, человек незаурядных способностей, кстати, не только администратор, но и этнограф, и историк.

ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ МОСТУ2

Трудно переоценить в строительстве моста и всего Транссиба роль беззаветно преданных своему делу инженеров-путейцев. Большинство из них после окончания Петербургского института путей сообщения были готовы работать на всех этапах строительства железных работ – от геологоразведки до строительства и управления дороги. Престиж инженерной профессии тогда был очень высок. Ярким примером этого является судьба Александра Васильевича Ливеровского. Он поступил в Петербургский институт путей сообщения, уже имея степень кандидата физико-математических наук. В 1893 году во время преддипломной практики забил первый костыль на торжественной церемонии начала строительства западной части Транссиба от Челябинска. Через двадцать два года, в 1915 году, он, уже в должности руководителя строительства Восточно-Амурской железной дороги, забил последний «серебряный» костыль Великого сибирского пути.

ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ МОСТУ1

 ***

Историческая справка

На протяжении своей вековой истории Амурский мост несколько раз менял название

Открытие мостового перехода через Амур 5 октября 1916 года было приурочено ко дню рождения наследника престола Российской империи, поэтому мост был назван Алексеевским. После революции 1917 года его долгое время называли просто Амурским, поскольку он был единственным железнодорожным мостом через Амур.

Изображение моста, реконструированного в начале XXI века, на 5-тысячерублевой купюре сделало его одним из самых узнаваемых мостов нашей страны и стало одной из самых ярких «визитных карточек» Хабаровска. Это способствует и повышению туристической привлекательности города. Как поется, в песне группы «Марлины»: «Дело не в архитектуре, а в том, что он на пятитысячной купюре».

Сегодня мост чаще всего называют Хабаровским, хотя старое название тоже продолжает жить благодаря открытию в 2010 году музея истории Амурского моста.

В большинстве статей, посвященных истории Амурского моста, содержится упоминание о том, что «проект моста через Амур, разработанный Л.Д. Проскуряковым, был награжден золотой медалью на всемирной выставке в Париже в 1908 году».

На самом же деле, всемирная выставка в Париже в 1908 году не проводилась. А Проскуряков получил большую золотую медаль и гран-при конкурса на всемирной выставке в Париже в 1900 году за проект Красноярского моста через Енисей, который ко времени проведения выставки уже был построен. А в 1901 году тот мост упоминался в изданной в США книге «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов» в разделе «Россия» наряду с Кремлем и Петродворцом.

Работая преподавателем в Московском императорском инженерном училище, которое в то время было вторым высшим учреждением Министерства путей сообщения, Л.Д. Проскуряков участвовал в конкурсе по разработке проектов мостового перехода через Амур. Проект нового моста он разработал на основе моста Красноярского, но с учетом местных особенностей. Амурский мост получился почти в три раза длиннее аналога. Вместе с подъездной железобетонной арочной эстакадой, спроектированной будущим академиком Г.П. Передерием, протяженность моста составила почти 4 километра. Таких больших сооружений тогда не было во всем восточном полушарии планеты. Поэтому неудивительно, что мост, как и его прототип, стали называть чудом, но с приставкой «Амурский».

  ***

Историческая справка

Строки из истории Амурского моста

«Мост наследника цесаревича Алексея Николаевича через реку Амур, отверстием 1141,41 саж[ени], общей длиной 1217,81 саж[ени], сооружен в царствование Его императорского Величества государя Николая II в лето от Р.Х. 1913 – 1916 при министрах путей сообщения С.В. Рухлове и А.Ф. Трепове, Приамурском генерал-губернаторе Н.Л. Гондатти, начальниках управления по сооружению железных дорог инженерах путей сообщения Е.Д. Вурцеле, Г.О. Паукере и А.В. Ливеровском, начальниках работ по постройке Восточной Амурской железной дороги инженерах путей сообщения М.С. Навроцком, А.В. Ливеровском и Д.С. Бирюкове, заведующем постройкой моста инженере путей сообщения Б.И. Хлебникове, старшем производителе работ инженере путей сообщения В.А. Пинусе, младших производителях работ инженерах путей сообщения В.В. Маменинове и М.И. Малышеве, подрядчиком казны, обществом «К. Рудзкий и К», при доверенном общества инженере-технологе М.Ф. Хиерополитанском, инженерами А.А. Лушниковым и Н.И. Крыловым, при доверенном их инженере-технологе В.И. Крылове и хозяйственным распоряжением. Закладка моста совершена 30 июля 1913 года, открытие для движения 5 октября 1916 года».

Надпись на памятной доске, установленной на Амурском мосту

в честь открытия и восстановленной в 100-летний юбилей

Фотографии