Журнал № 1- 2017(30), рубрика: "Образование XXI века"

КУРАТОРЫ: Почти родительская забота...

После окончания школы перед молодым человеком и его родителями встает вопрос «Куда же поступать?». Многие абитуриенты выбирают учебные заведения, расположенные в другом городе, иногда очень далеко от родного дома. Первые месяцы самостоятельной жизни зачастую бывают сложными для студентов, впервые в жизни оставшихся без родительской опеки. А мамы и папы переживают, как контролировать свое чадо, которое будет находиться за тысячи километров от них. К счастью, с этой проблемой родителям помогут справиться кураторы из университета.

Об этой нелегкой и важной должности журналу «Мой университет» рассказала заместитель директора Педагогического института ТОГУ по учебно-воспитательной и социальной работе кандидат педагогических наук Светлана Екимова.

КУРАТОРЫ

Кандидат педагогических наук Светлана Екимова


– Светлана Григорьевна, кто же такие кураторы?

– Институт кураторства – такое же древнее понятие, как само институциональное начало. Куратор в переводе с латыни – попечитель. Еще при учреждении Московского университета в 1775 году были поставлены два куратора в качестве защитников и ходатаев учебного заведения перед верховной властью. Первый официальный документ российской высшей школы, посвященный кураторской работе, был издан в 1903 году императором Николаем II. Это была инструкция для кураторов Томского технологического института «Положение о кураторстве». В инструкции говорилось, что «…кураторы служат посредниками между советом института и студентами, являются руководителями студентов, ходатаями перед академическими органами об их заявленных нуждах и созданы для удовлетворения духовных и материальных потребностей молодых людей». С тех пор практически ничего не изменилось – мы по-прежнему нужны, чтобы поддерживать студента и помогать ему адаптироваться к новым условиям обучения в вузе. Стоит отметить, что в ТОГУ на сегодняшний день работает 141 куратор.

 

– Получается, что куратор – ключевое звено в работе по адаптации студентов-первокурсников к новой воспитательно-образовательной среде?

– Да, ведь первокурснику и его родителям важно знать, что на протяжении всего первого года обучения в университете рядом будет человек, к которому можно обратиться за помощью и советом, позвонить или написать. Ребятам важно знать, что в вузе есть тот, кто их выслушает, подскажет и посоветует, к кому можно обратиться дальше для решения проблемы. Либо куратор сам примет участие в решении спорного вопроса или ситуации, при этом вся информация останется конфиденциальной.

Во-вторых, согласитесь, программа вуза очень отличается от школьной. Здесь не спрашивают каждый день, и создается иллюзия, что можно дать себе послабление, а то и вовсе не посещать занятия. Именно поэтому очень важно, чтобы рядом с первокурсником был человек, который не хуже родителей будет заботиться о его благополучии, об успеваемости! Это особенно важно для ребят, которые приехали поступать из городов, далеких от Хабаровска и даже Хабаровского края. Ведь такие студенты больше остальных проводят время в общежитии. Поездка домой, к примеру, на зимние каникулы, стоит очень дорого, поэтому многие ребята уезжают к семье только летом. В задачи кураторов входит не только оказание помощи в учебе и решении возникающих проблем, но и в организации досуга, а также поддержка работы студенческого актива, распределение групповых поручений, проведение групповых и университетских мероприятий.

 

– Как строится взаимодействие студента с куратором?

– Форматы самые разные. У нас есть множество примеров, когда кураторы начинают свою работу с того, что организуют чаепитие с группой. Таким образом они не просто знакомятся, но и начинают деловой разговор. У нас есть замечательный преподаватель с большим педагогическим и кураторским опытом – Светлана Алексеевна Золотарева. Ее подход к детям, как наставника, можно сравнить с материнским. Она напечет пирожков, и студенты за чашкой чая начинают осваивать азы экономики: «Ваша первая стипендия потрачена на что? А родителям вы что-нибудь купили в гостинец с первой стипендии? А хватает ли денег дожить до следующей стипендии? Хватает ли нормально питаться? На чем и как можно сэкономить, и какие блюда студентам, проживающим в общежитии, нужно приготовить, чтобы не остаться голодными». Такие «посиделки» или по-другому – кураторские часы – включены в расписание и проводятся раз в неделю. И от того, насколько неформально куратор может организовать свою работу, зависит доверие и расположение студентов. Задача куратора – не только познакомиться со студентами, но и провести анкетирование, заполнить дневник куратора, в котором будет зафиксирована информация о каждом: подробности о семье, увлечения, все контакты с родителями или опекунами для связи.

 

– Очень напоминает работу классного руководителя в школе. Так в чем же все-таки отличие?

– Да, вы правы, есть нечто схожее. Однако между ними существует значительная разница. Студент отличается от школьника, а значит и работа с ним проходит иными методами. Это совершенно иной возраст со своими психологическими особенностями и возрастными интересами. К нам приходят ребята 17–18 лет, уже достаточно взрослые и самостоятельные. За ними уже нельзя следить, как за подростками. У них есть право на принятие собственных решений, право на самоопределение. Все-таки школьник есть школьник  – он зависим от родителей, в том числе и в материальном плане, он строго должен выполнять определенные требования школьной программы, не имеет такой свободы, как студент. В школе идет процесс становления личности, к нам же ребята приходят уже сформированными, а значит, их вряд ли можно перевоспитать. Но помочь, подсказать, направить в нужное русло  – возможно.

 

– Куратором не рождаются – куратором становятся. Как научить преподавателя быть куратором?

– Знаете, для бывшего гуманитарного университета, а сейчас для Педагогического института ТОГУ, такая задача особо не стояла. У нас сформирована мощная педагогическая школа. Сегодня, объединившись с Тихоокеанским государственным университетом, мы в силах помочь коллегам постичь азы педагогического мастерства и поделиться опытом работы кураторов. Мы понимаем, что людям технической специальности сложнее: другая логика мышления, нехватка психолого-педагогических знаний. Мы активно выстраиваем диалог с преподавателями всех факультетов вуза. Обратная связь показывает, что у наших коллег есть потребность узнать больше из области педагогики, психологии и конфликтологии. В марте 2017 года мы провели курсы кураторов, где преподаватели пополнили свои знания в области педагогики, психологии. Кроме того, на этих курсах преподаватели научились методикам работы с «профессиональным выгоранием». Занятия предполагают не только теоретическую, но и практическую направленность – наряду с лекциями будут проводиться тренинги, мастер-классы, «мозговые штурмы».

 

– То есть в университете сформирован некий институт кураторства?

– В 90-е годы во многих вузах страны убрали систему кураторов. К нашей радости, мы, несмотря на самые разные сложности, от наставнического движения не отказались, и я считаю это огромным достижением. В 2012 году мы выиграли тендер, и бывшему Дальневосточному государственному гуманитарному университету разрешили проводить курсы кураторского мастерства для всей России. У нас обучались педагоги из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Участники курсов оставили замечательные отзывы. Сегодня мы вновь выступаем в качестве экспертов, поскольку система обучения кураторов вновь стала востребованной. Зачем отправлять преподавателей в центральные регионы на курсы, когда здесь, в своем университете, есть все ресурсы и возможности.

 

– Светлана Григорьевна, что бы вы хотели сказать студентам от лица кураторов?

– Ребята, мы вас любим! Мы работаем вместе с вами, для вас и для того, чтобы все сложилось в вашей жизни, и вы стали настоящими профессионалами своего дела. Ведь то, какими людьми вы станете в конце обучения, зависит, в том числе, и от нас. Уважаемые родители, знайте: в первый год обучения мы поддержим ваших детей, направим и будем с вами на связи!

 

Беседовали Яна Пестова, Алексей Завгорудько.

Фото Кристины Шаховой

***

Первокурснику и его родителям важно знать, что на протяжении всего первого года обучения в университете рядом будет человек, к которому можно обратиться за помощью и советом, позвонить или написать. Ребятам важно знать, что в вузе есть тот, кто их выслушает, подскажет и посоветует, к кому можно обратиться дальше для решения проблемы.

***

Мнение кураторов:

Юлия Лабзина, заместитель декана по социально-воспитательной работе факультета психологии и социально-гуманитарных технологий Педагогического института ТОГУ, старший преподаватель кафедры «Реклама и связи с общественностью»:

КУРАТОРЫ2

Не стоит понимать работу куратора однонаправленно, только как «информатора» и «контролера», то есть в качестве передаточного звена между деканатом, кафедрой и студентами. У куратора сегодня много функций. Но прежде всего он – наставник, а в современном смысле – менеджер, то есть тот, кто использует ресурсы и внутренний потенциал других людей для достижения конкретных общественно значимых целей.

Лично для меня привычнее роль «куратора-родителя», а может, в связи с напряженностью и тревожностью современного момента, и роль «куратора-психотерапевта». Это человек, который отвечает за вверенную ему группу студентов, учит их жизни и умению увидеть ее позитивные моменты, не проходить мимо прекрасного, учит находить возможности для самореализации и развития. Я постоянно практикую различную помощь студентам при решении проблем. Это касается и детско-родительских отношений, и их «первого чувства», и вопросов финансовой грамотности («Как правильно потратить стипендию?»).

Это очень сложная работа. И успех в ней приходит только тогда, когда сам воспитатель научится умело сочетать многообразие кураторских ролей, когда он нацелен на формирование и развитие личности будущего профессионала. Тем более в наш высокотехнологичный век, когда мы в основном используем компьютерные коммуникации – для экономии времени стараемся доносить информацию через телефон, e-mail, социальные сети. Я же, как куратор, предпочитаю живое общение: походы со студентами в кино, театры, музеи, посещение кафе, проведение тренингов на открытом воздухе. Однажды мы со студентами за 15 минут попали в «другой мир», посетив с экскурсией конный клуб «Арагон», катались на лошадях, фотографировались... Мы просто «взлетали» от замечательного настроения... И вообще, считаю, что свой удивительный мир мы должны создавать сами!

Денис Шелевой, доцент кафедры «Экономика и управление в строительстве», командира штаба студенческих отрядов ТОГУ:

КУРАТОРЫ1

Куратор – человек, важный для каждого первокурсника во многих сферах его повседневной жизни, а не только в обучении. Его задача совсем не в том, чтобы надзирать и следить. На первоначальном этапе куратор помогает создать в группе дружные позитивные отношения между студентами.

Осенью прошлого учебного года мы реализовали увлекательный проект сразу для нескольких групп первокурсников нашего факультета – проведение квест-игры «Форт Боярд». Ребята проходили различные нестандартные испытания. После испытаний, пройденных вместе, студенты ближе познакомились, подружились и научились сотрудничать друг с другом. Таким образом, мы смогли из группы разных ребят создать единый коллектив.

Кроме того, куратор помогает адаптироваться к правилам и условиям в университете. Это вопросы проживания в общежитии, вовлечение в общественную деятельность, творческие студии и спортивные секции, оформление прописки, ведение зачеток и других документов.

На втором курсе работа куратора включает профессиональную ориентацию будущих специалистов: экскурсии на предприятия по профилю обучения, знакомство с профессией. В этом году мы провели познавательный выезд будущих менеджеров и экономистов в строительстве на строящийся объект – жилой дом по улице Флегонтова в хабаровском микрорайоне «Строитель».

Фотографии