Журнал № 1- 2017(30), рубрика: "Образование XXI века"

ТОГУ: перезагрузка факультетов в институты

Нет ничего более постоянного, чем временное и нет ничего более изменчивого, чем то, что нам кажется уже давно устоявшимся. Сфера образования – прямое тому доказательство. Только ты подумаешь, что все уже налажено и менять больше нечего, как приходят новые изменения. Разные. Но часто действительно необходимые. Как, например, преобразование ряда факультетов Тихоокеанского государственного университета в институты.


Зачем это нужно и что принесет вузу реорганизация, рассказал директор Института социально-политических технологий и коммуникаций (еще недавно – Социально-гуманитарного факультета) профессор Илдус Ярулин.

перезагрузка факультетов в институты

Профессор Илдус Ярулин


– Илдус Файзрахманович, несколько лет назад в ТОГУ уже существовали не только факультеты, но и институты. Примерно в 2010 году произошла реорганизация, в результате которой остались только факультеты. А сейчас мы наблюдаем обратный процесс. С чем это связано?

– Действительно, еще несколько лет назад некоторые факультеты, входящие в состав ТОГУ, были преобразованы в институты. Однако по сути своей они так и оставались факультетами со свойственными им функциями и задачами. Это и стало основной причиной того, что в 2010 году было принято решение убрать институты из состава университета.

Но практика перехода на институты или высшие школы в составе университета уже много лет успешно применяется в крупнейших зарубежных вузах. Прижилась такая форма и в России. Сами названия структурных подразделений – Институты – говорят о том, что вуз расширяет границы, меняет профиль. Хорошо это или плохо? Это необходимо!

В первую очередь потому, что сегодня, в Дальневосточном федеральном округе, как и во всей стране, происходит «чистка» высшего образования. Из-за неэффективности один за другим закрываются вузы, потерявшие доверие ответственных властных структур, – просто необходимо создавать для молодежи условия, при которых они могли бы получить достойное и желанное высшее образование «дома». С этой задачей могут справиться только крупнейшие учебные заведения, зарекомендовавшие себя на рынке образовательных услуг. А ТОГУ здесь, как известно, в числе лидеров. Переход на систему институтов позволяет совершить переход от профильности – к многоформатности и возможности оказания образовательных услуг большему количеству абитуриентов.

Еще одной причиной реорганизации стало резкое сокращение контингента студентов и, как следствие, появление малочисленных факультетов. 250–350 студентов или 15–20 ставок профессорско-преподавательского состава больше соответствует масштабу одной крупной кафедры. В результате реорганизации и укрупнения численность студентов в институтах находится в диапазоне от 600 до 1300 человек. Количество кафедр сокращается в целом по университету, но при этом количество преподавательских ставок на каждой кафедре, как правило, не менее 10. Учитывая большой контингент студентов и увеличенное количество преподавателей, директор института является освобожденным работником и полностью концентрируется на вопросах управления и развития по всем направлениям деятельности института.

– Получается, что система управления вновь созданным институтом отличается от факультетской…

– В институтах на базе деканатов и специалистов кафедр формируются дирекции, подчиненные директору института и решающие все основные задачи по обеспечению работы кафедр и института. Следует отметить, что в рамках реорганизации было решено, что объединение происходит при условии, что все кафедры института должны размещаться в одном или, в крайнем случае, соседних зданиях. Таким же образом должен быть организован и учебный процесс. Меняется принцип назначения на должность руководителя. Раньше деканы факультетов избирались самими факультетами. Факультеты могли зарабатывать деньги, а цели университета, в худшем случае, игнорировать. Сейчас же директора институтов будут назначаться ректором, по согласованию с Учеными советами факультетов или институтов.

– Задачи нового института становятся шире?

– Возникновение в 90-е годы новых факультетов было связано с тем, что необходимо было зарабатывать деньги. Но не только. С самого начала перед этими факультетами ставились определенные задачи. Например, для журналистов  – освещать научные достижения, для юристов – курировать вопросы собственности и интеллектуального права. Не все эти задачи реализованы до настоящего времени. Перед институтами ставится более обширный круг задач. Им необходимо заниматься и наукой международного уровня.

– А как эти изменения коснутся самую многочисленную часть «населения» университета – студентов?

– Для студентов практически ничего не меняется. Они, как и прежде, будут получать диплом Тихоокеанского государственного университета по выбранным направлениям бакалавриата и магистратуры.

– Давайте вернемся к СГФ, вернее теперь уже к ИСПТК. Как сейчас выглядит структура института?

– На сегодняшний день в состав института входят кафедра журналистики; кафедра рекламы и связи с общественностью; кафедра философии и культурологии; кафедра социологии, политологии и регионоведения; кафедра социальной работы и психологии; кафедра социально-культурного сервиса и туризма; кафедра русской филологии. Все они продолжают готовить студентов по тем же направлениям, что и раньше.

– Почему так сильно изменилось название? Логичнее было бы ожидать, что Социально-гуманитарный факультет превратится в Социально-гуманитарный институт. Как это произошло с Инженерно-строительным, Юридическим и Институтом архитектуры и дизайна. Однако, вы теперь возглавляете Институт социально-политических технологий и коммуникаций...

– СГФ был реорганизован в институт прежде всего из-за того потенциала, которым он обладает. Из названия ушла «гуманитарная» составляющая, а именно лингвистическая, поскольку все-таки наша изюминка – это социально-политический и коммуникативный блоки. От этого и отталкивались при определении новых задач. Например, созданный при институте Центр анализа социально-политических процессов в Дальневосточном федеральном округе призван объединить научный потенциал института для решения важнейших проблем, связанных с новым освоением Дальнего Востока. Речь идет об исследованиях в политической и социальных сферах, в частности, об исследовании проблем социально-политической, межэтнической напряженности как на старожильческих, так и на вновь осваиваемых территориях. Дальнейшее развитие института, возможно, будет связано с устранением дублирования в направлениях подготовки, возникшим в результате объединения ТОГУ и бывшего ДВГГУ.

Беседовала Дина Непомнящая.

Фото из архива редакции



О проблемах и задачах Инженерно-строительного института ТОГУ (созданного на базе одноименного факультета) подробно рассказал его директор профессор Игорь Пугачев.

перезагрузка факультетов в институты1

Профессор Игорь Пугачев


– Игорь Николаевич, в университете раньше был факультет, а теперь целый Инженерно-строительный институт. С чем связано это изменение? И каким содержанием будет наполняться новая структура?

– Это веление времени, сегодня во многих университетах происходит трансформация образовательных форм – факультеты превращаются в институты. Функции этих подразделений схожи, отличия состоят только в финансовой ответственности. Положение о факультете не предусматривает ответственности его руководителя за уровень зарплаты сотрудников. Высшее руководство (ректорат) напрямую отвечает за то, чтобы все структурные подразделения и их сотрудники были обеспечены необходимым уровнем зарплаты и, соответственно, работой. Теперь вся полнота ответственности ложится на директора института. Поэтому решение о том, какое количество сотрудников будет задействовано в том или ином структурном подразделении – кафедре, лаборатории, – решается на этом уровне, в увязке с финансовым положением университета. Эта ответственность и определяет задачи перед руководством. В этом основная разница.

Количество структурных подразделений после реформирования осталось прежним – на сегодняшний день у нас четыре кафедры, три из которых крупные. Кафедра «Автомобильные дороги» вобрала в себя бывшие кафедры «Мосты и тоннели» и «Строительные материалы». Сегодня это – большой коллектив, возглавляемый доктором технических наук, профессором Аполенаром Ивановичем Ярмолинским. Бывшая кафедра «Строительные конструкции» теперь называется «Промышленное и гражданское строительство», она вобрала в себя три кафедры: «Строительные конструкции», «Строительное производство», «Механика деформируемого твердого тела». Возглавляет ее кандидат технических наук, доцент Николай Егорович Медведев. В состав еще одной крупной кафедры – «Инженерные системы и техносферная безопасность» – вошли кафедры «Гидравлика и водоснабжение» и «Теплоснабжение и вентиляция». Кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Михаил Николаевич Шевцов. Четвертой кафедрой, «Геодезия и землеустройство», заведует кандидат технических наук, доцент Алла Владимировна Вдовенко.

Наш институт представляет собой образовательный центр, выпускающий специалистов для всех направлений строительной отрасли.

– Насколько сегодня востребованы инженерно-строительные специальности?

– Это самый сложный вопрос, который нам постоянно приходится решать. Экономическая ситуация в стране проецируется на ситуацию в регионе и на финансовое состояние университета. Продолжая готовить специалистов, бакалавров, магистров по той же системе, что и десять-двадцать лет назад, мы понимаем: она стала неустойчивой. Это связано с тем, что прежняя система государственных предприятий разрушена. Сегодня стратегические партнеры вуза – крупные бизнес-организации, у которых новые интересы. Для того, чтобы развиваться и получать новую прибыль, им необходимы новые производства и новые специалисты. В этих условиях должна эффективно работать, решать острые вопросы, прежде всего, система, обладающая полным комплексом заявок от всех предприятий. Это уровень, как минимум Министерства строительства Хабаровского края. На данный момент такой системы нет. Поэтому, с учетом динамичного развития края, тяжело понять, что будет происходить даже через пять лет.

Мы сами задумались об этих проблемах. 1 марта на расширенном заседании общественного совета при Министерстве строительства решался вопрос о необходимости создания центра компетенции, позволяющего обеспечивать строительную отрасль в научно-техническом и кадровом отношении. Создавая его, мы берем на себя обязательства по работе со всеми предприятиями, которые так или иначе связаны со строительной отраслью. Одной из задач центра будет определение необходимого количества кадров на разную временную перспективу. Это будет нужно, поскольку у развивающихся сейчас ТОСЭР появляются новые резиденты, создаются новые производства, которые требуют все новых специалистов. Для этого будут открываться новые направления бакалавриата, магистратуры и профили уже открытых направлений.

– Насколько сами студенты заинтересованы в поступлении на эту специальность? Какие у них в будущем перспективы?

– Сегодня видно, что строительная отрасль на подъеме. Мы оцениваем это по растущим микрорайонам, объектам точечной застройки, по центру Хабаровска. Если изучить генеральный план города, можно увидеть, насколько широко будет продолжаться строительство. Несмотря на разную экономическую ситуацию и спрос, рынок недвижимости востребован всегда. Поступающие в Инженерно-строительный институт абитуриенты уже ориентированы на это. Самое сложное для них – сдача ЕГЭ, потому что очень мало ребят выбирает экзамен по физике. А на инженерное направление без физики и математики поступить невозможно.

Самое большое количество бюджетных мест в крае на это направление выделено ТОГУ. Поэтому все желающие, кто сдал физику и пришел к нам, как правило, поступают на бюджетные места. Это снимает огромную финансовую нагрузку с родителей абитуриента. Важно правильно сориентироваться, не бояться сдавать физику, набирать необходимое количество баллов и гарантированно поступать на бюджетное место. В ТОГУ только на профилях по направлению «Строительство» около ста бюджетных мест. При поступлении абитуриент высказывает свои пожелания, на какой профиль бы хотел поступить, и при максимальном количестве желающих мы открываем эти группы.

Мы всегда запрашиваем максимальное количество бюджетных мест, но кроме ТОГУ образовательный процесс по данному направлению ведут ДВГУПС, КнАГТУ, ДВФУ и другие университеты. Министерство образования и науки России, выделяя контрольные цифры, выделяет их на регион, а уже Министерство образования Хабаровского края распределяет их в существующих пропорциях. Но факт в том, что максимальным количеством мест на технические специальности располагает ТОГУ.

перезагрузка факультетов в институты2

– Какие направления обучения в основном выбирают поступающие?

– В основном – а это около 50% поступающих – идут на «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС). Другие профили (теплоснабжение, вентиляция, мосты, строительные материалы) также востребованы у абитуриентов и их родителей. Но они «штучные», и мы готовим по одной группе (по 10–13 человек) – в количестве, востребованном производством и бизнесом. Уже в период учебы студенты этих групп работают по специальности и получают зарплату. При этом необходимо понимать, что учиться на этом направлении сложно, там много курсовых проектов. Однако студенты выходят хорошими специалистами, которых не нужно доучивать, о чем знает бизнес и принимает их на работу.

– Почему абитуриенту стоит поступать именно в ТОГУ?

– Наш вуз предоставляет возможность всех форм и уровней образования, в числе которых: бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. Не все университеты могут этим похвастаться. Мы ведем целевую подготовку конкретных специалистов, она составляет 15% от всех поступающих. Словом, наш вуз предоставляет абитуриентам и студентам массу возможностей, несоизмеримых с возможностями других университетов региона, возможно, за исключением ДВФУ. Но и с ним мы можем во многом соперничать. Речь идет о научной, творческой, спортивной деятельности. Время, проведенное в ТОГУ, для человека, имеющего активную жизненную позицию, пролетит быстро, с пользой и запомнится надолго.

– На какие вопросы себе должен ответить абитуриент, чтобы точно решить, что строительная отрасль для него?

– Для начала это понимание уровня заработной платы. Оканчивая вуз, человек рассчитывает, что будет достаточно зарабатывать. И на любом строительном направлении зарплата составляет 60 до 150 тысяч рублей уже на начальном этапе.

Строительство – отрасль, которая никогда не умрет. Потребность в жилье, промышленных и культурных зданиях, в дорогах, объектах нефтегазового комплекса была, есть и будет всегда. Это отрасль, которая имеет огромнейшие перспективы, особенно на Дальнем Востоке. Кстати, и в связи с выделением «дальневосточных гектаров».

– А как студенты задействованы в реализации проекта по безопасности дорожного движения, о котором неоднократно сообщали хабаровские СМИ?

– Они уже задействованы. Что касается безопасности дорожного движения, мы разработали ее концепцию для Хабаровского края до 2025 года. В ней прописаны все основные задачи. Первый акцент – с?ерьезное изменение в подходе к структуре участников безопасного дорожного движения. Сегодня это ключевые министерства и предприятия общественного транспорта. На самом же деле сюда входит и огромное число других предприятий: это и станции техобслуживания (СТО), и страховые организации, и предприятия, где транспортная деятельность не является основной, а также частные водители. В концепции мы четко структурировали предприятия на всех уровнях, прописали их функции и поставили под контроль единого центра безопасности дорожного движения. Центр призван давать конкретные рекомендации каждому предприятию и получать информацию для контроля за выполнением этих поручений. Для этого необходимо создание интеллектуальной системы управления, которая свяжет всех в on-line режиме и в различных ситуациях, возникающих на дорогах, будет принимать рациональные решения.

Второй аспект концепции заключается в самом создании этой интеллектуальной системы. Это очень сложная вещь, имеющая огромное количество блоков. Это и уже имеющиеся элементы подсистем: фото- и видеофиксации нарушения правил дорожного движения, норм весогабаритного контроля, технические средства позиционирования и мониторинга автомобиля в on-line режиме, средства передачи этой информации, а также контроля за состоянием дорожной сети. На сегодняшний день этого еще нет нигде в России. А в крае объявлен тендер на эту работу, и в ближайшие годы будет создана «Интеллектуальная система управления дорожно-транспортным комплексом Хабаровского края».

Нами также создана программа безопасности дорожного движения. В ней прописаны все мероприятия для разных групп участников, причем со сроками их выполнения и с необходимым финансированием. Для создания концепции было привлечено около шестидесяти студентов ТОГУ.

Была проведена большая работа и в рамках модернизации системы общественного транспорта Хабаровска. Нами разработана структура, позволяющая сделать более безопасным дорожное движение: за счет создания и сохранения четкого расписания и интервалов движения транспортных средств, снижения дублирования маршрутов. Также предложено введение транспортной карты, позволяющей снять социальную напряженность за счет возможности экономии при оплате за проезд. В этой работе тоже принимали участие студенты ТОГУ. Причем кроме профессионального опыта, они получили и оплату за свою работу. Так что студенты участвуют во многих проектах: например, ведут мониторинг на ключевых перекрестках, собирают информацию об интенсивности движения во всех направлениях, обрабатывают эти материалы, составляют математические модели, работают с компьютерными программами.

– Кто в этих проектах выступает вашими партнерами? И как в них участвует Центр космических технологий ТОГУ?

– В числе партнеров внутри вуза – администрация ТОГУ, все профильные кафедры университета. В числе внешних – все ключевые министерства Хабаровского края: строительства, транспорта и промышленности, образования, социально-экономического развития, финансов. А также – администрации городов края и других муниципальных образований.

Центр космических технологий играет ключевую роль. Это – центральная площадка, на которой можно собрать любых специалистов по любой тематике. Он является своеобразным офисом, в котором появляется проект, вокруг которого объединяются самые разные люди самых разных специальностей и направлений.

– Помимо высококвалифицированных специалистов, какую техническую базу имеет вуз для реализации перспективных проектов?

– У нас создано два крупных подразделения: центр сейсмостойкого строительства и единственный на Дальнем Востоке – аккредитованный на федеральном уровне – сертификационный центр строительных материалов, в котором 12 лабораторий с современным оборудованием.

– Расскажите, пожалуйста, и о вашем инновационном центре.

– Государство должно иметь полную информацию о деятельности строительной отрасли. Московский государственный строительный университет является головным в этом отношении, «законодателем моды», им была инициирована подготовка доклада на Государственный совет РФ по вопросам строительного производства. По результатам прошедшего совета было принято решение о создании инновационного центра строительства на базе МГСУ, а в регионах – о создании филиалов для сопровождения любых начинаний на существующих предприятиях строительной отрасли. Сегодня эта смычка между производством и наукой существует за счет личных контактов. Пока нет понимания того, что именно в университете есть центр сопровождения, куда можно обратиться и получить всю необходимую информацию. В любом производстве имеются какие-то проблемы, решить их самим сложно по разным причинам: из-за отсутствия специалистов, специализированных лабораторий, из-за непонимания, как это можно сделать. Инновационный центр позволит решить эти проблемы, предлагая инновационные решения и проекты, готовя кадры для конкретного предприятия. На базе ТОГУ будет создан пилотный проект инновационного центра. Далее наш опыт будет транслироваться на другие российские регионы. Но пока это в стадии обсуждения.

– Какие преимущества получит ТОГУ благодаря всем упомянутым вами проектам?

– Полный доступ к отраслевой информации, в том числе о том, какое количество необходимо специалистов и на какую перспективу. Мы рассчитываем на рост научной составляющей нашей работы, когда бизнес будет финансировать решение своих проблем на базе наших научных школ. Все это поспособствует развитию научно-технического и производственного потенциала региона в целом.

– И вопрос напоследок. Профессия инженера-строителя считается преимущественно мужской. Как много девушек учится на этой специальности в ТОГУ, насколько успешно они строят свою профессиональную карьеру после получения диплома?

– Обычно девушек и парней на курсах примерно равное количество. Но на некоторых девушек даже больше половины. Строительная отрасль – это в том числе и проектирование, преимущественно девушки находят себя в этом направлении. Нередко они работают и в административно-управленческих структурах, даже в руководстве крупных предприятий. Порой даже встречаются мастера–дорожницы, которые выезжают и на долгие вахты.

Беседовали Кристина Шахова, Кирилл Зельцер.

Фото Кристины Шаховой и из архива редакции

Фотографии