Журнал № 3-4 - 2016(28), рубрика: "Наука молодая"

КИНОМАНИЯ ПОЛИТЕНА. Научное кино – мучение, работа или удовольствие?

Как часто вы смотрите кино? А научное кино? Думаю, я знаю ответы на эти вопросы. Большинство из нас любит смотреть кино, ведь разнообразие жанров и сюжетов всегда позволяет найти что-то по душе. Но вот научные фильмы мы смотрим очень редко. Почему? Чтобы разобраться в этом, я решила посетить «Дни научного кино», которые в ТОГУ прошли с 5 по 9 декабря в рамках ФАНК – Фестиваля актуального научного кино.

КИНОМАНИЯ ПОЛИТЕНА

Обычно я не смотрю научные фильмы. Наверное, было бы даже странно, если бы я сказала, что каждый вечер только тем и занимаюсь, что выискиваю и просматриваю шедевры кинематографа, посвященные научному поиску. «Но, раз уж кино пришло прямо ко мне – в ТОГУ – пожалуй, стоит попробовать», – решила я и отправилась в Интеллектуальный центр библиотеки университета, который на целую неделю превратился в кинозал.

КИНОМАНИЯ ПОЛИТЕНА1

К просмотру было предложено шесть фильмов, которые организаторы постарались уложить в пять дней (по одному фильму с понедельника по четверг и два напоследок). Все абсолютно разные.

КИНОМАНИЯ ПОЛИТЕНА2

Неделя просмотра научного кино для человека, который в науке скорее дилетант, а в кино всегда превыше всего ценит захватывающий сюжет (стоит ли его ждать от научного фильма?), – это самый настоящий эксперимент. Тоже своего рода наука…

КИНОМАНИЯ ПОЛИТЕНА3

День первый

Я чуть-чуть опоздала. И вот уже минут пять я сижу перед экраном и не могу ничего понять. А самое главное, я не знаю потому ли это, что я попала в зал уже после начала фильма или просто потому, что эта картина не для меня. Где сюжет-то? То какие-то бактерии показывают, то пейзажи…

Украдкой смотрю на лица окружающих меня людей. Они в глубокой задумчивости. То ли уже очень прониклись фильмом, то ли, как и я, просто ничего не понимают.

Да, это самое настоящее мучение. Заставила сама себя прийти и смотреть научное кино, а теперь чувствую, что это явно для каких-то более умных людей. И самое главное, смогу ли я теперь, опоздав, хоть во что-то вникнуть или можно сразу собираться и уходить?

Стоп! Кажется, я выбрала совсем неправильный подход. Пришла как в кинотеатр, и давайте – развлекайте меня. Так не пойдет. Это ведь НАУЧНОЕ кино, значит, к нему надо относиться как, например, к научной книге. А что нужно сделать, чтобы научная книга стала интересной? Нужно заинтересоваться темой. Попробую для начала вызвать в себе интерес к тому, о чем мне рассказывают, а уже после пытаться понять.

Сработало! Как только я изменила свой подход, сразу многое стало понятней.

КИНОМАНИЯ ПОЛИТЕНА5

Фильм «Terra» («Земля») режиссера Яна Артрюса Бертрана (Франция, 2015 год), которым открылся фестиваль, и который я не сразу начала понимать, оказался очень даже интересным. В этом фильме кадры удивительные по красоте сочетались с ужасающими картинами убийств и насилия. Но иногда, как, например, в роликах, рассказывающих о жизни хищных цветов, и убийство вдруг оказывалось ужасным и прекрасным одновременно. Это фильм о жизни. О ее зарождении, развитии и будущем. Лейтмотивом шла фраза рассказчика: «Я закрываю глаза». Эта фраза произносилась от лица конкретного человека и от лица всего человечества. Человек закрывает глаза на многое и из-за его нежелания видеть случается ужасное – целиком исчезают отдельные виды растений и животных. В конце фильма фраза звучит иначе и заставляет иначе взглянуть на все, просмотренное ранее: «Однажды может исчезнуть человек. И тогда я закрою глаза навсегда».

Зрители уходили очень тихо, кажется, всех глубоко затронула эта картина. Казалось, всех по-прежнему продолжали мучить вопросы: «Кто мы? Хозяева планеты, которые могут по своему желанию использовать все ее богатства? Или песчинки, которые точно так же, как и многие редкие виды растений и животных, однажды могут просто исчезнуть?».

Но лично меня фильм заставил задуматься не только о жизни на земле. Он заставил меня задуматься и о том, как на самом деле нужно смотреть научное кино. Ведь, стоило мне перестать думать о том, что фильмы такого жанра я смотреть не люблю, и если уж я пришла сюда, то стоит отнестись к просмотру как к работе интеллекта, которую просто необходимо выполнить, как… фильм мне сразу понравился!

Так что же все-таки такое научное кино – мучение, работа или удовольствие?

День второй

На просмотр второго фильма я шла с большим интересом. Теперь я знала, как нужно подойти к просмотру научного фильма.

«Интересно, этот рецепт подходит только мне? Или так смотрят научное кино все?»

Во второй день зрителям был представлен фильм о проблеме междисциплинарности «Interdisciplinary» («За гранью дисциплин») режиссера Пола Магуайера и Александра Каганского (Великобритания, Россия, 2016 год). Как и в первый раз, первые минут 10–15 все вокруг было непонятно. Но, если накануне это непонимание ужасно меня раздражало, то теперь я спокойно смотрела на экран, запоминала детали и ждала, когда же эти разрозненные кусочки мозаики сложатся в красивую картину.

Понимание стало приходить довольно быстро. На экране была представлена работа группы ученых Эдинбургского университета. В научную команду вошли представители самых разных дисциплин – химики, нейробиологи, физики и множество других специалистов – и, пользуясь знаниями друг друга, они создают общий проект. Большая часть фильма состояла из их рассказов об экспериментах и разработках в рамках этого проекта.

КИНОМАНИЯ ПОЛИТЕНА6

Наблюдая за этой работой понимаешь, как полезно порой взглянуть на мир шире, к тому же глазами другого, совершенно непохожего на тебя человека. Ведь, замыкаясь в рамках одной дисциплины, нельзя увидеть всех нюансов конкретной проблемы. А междисциплинарный подход позволяет взглянуть на любую ситуацию с разных точек зрения и всегда оставляет возможность для открытий.

После окончания фильма состоялось его обсуждение с экспертами – доцентом кафедры прикладной математики Еленой Агаповой и доцентом кафедры маркетинга и коммерции Натальей Хальзовой. Также эксперты предложили гостям заполнить кейсы, в которых можно было поделиться впечатлениями от увиденного.

Мнения зрителей оказались самыми разнообразными, но все они сошлись в том, что представленный фильм, безусловно, очень интересен.

«Достаточно интересный фильм, который я сама бы не посмотрела и даже, возможно, не узнала бы о нем и об этой интересной и важной теме», – призналась студентка второго курса факультета экономики и управления Анна Деревягина.

«Мне запомнилось, что для многопрофильного взаимодействия нужно выходить из зоны комфорта», – отметила второкурсница факультета компьютерных и фундаментальных наук Екатерина Бальченко.

Ну а что до моего личного эксперимента, теперь я начала понимать, что просмотр научного кино – это никакое не мучение. Скорее – это работа, которая может даже принести удовольствие.

День третий

В третий день нас пообещали осчастливить. Фильм, предложенный к просмотру, так и назывался – «The Happy Film» («Счастливый фильм»). Режиссером картины был указан Хиллман Кертис (США, Австралия, Франция, 2016 год), но на деле режиссеров было два. Вторым оказался сам главный герой картины – успешный и талантливый графический дизайнер из Нью-Йорка Стефан Сагмейстер.

Однажды Стефан осознает, что в его жизни чего-то не хватает. Он решает изменить себя для того, чтобы понять, что именно дает человеку ощущение счастья. По совету психолога он пробует разнообразные методики – медитацию, терапию и химические препараты. Свой эксперимент он снимает на камеру, стремясь создать фильм о счастье.

Для начала стоит сказать о том, что этот фильм оказался наиболее художественным из всех. Позже в обсуждении даже возник спор, а можно ли отнести его к категории научного кино.

Смогли ли зрители картины понять в итоге, что такое счастье и как его достичь? Скорее, нет. Каждый раз результат эксперимента Стефана оказывался совершенно непредсказуемым. И в конце даже самому герою стало ясно абсолютно точно, что фильм его вовсе не о счастье, а о чем-то совершенно ином. Для него – это возможность проанализировать свою жизнь, для зрителя – отличный повод задуматься о собственной судьбе, сравнить ее с жизнью героя и понять, что же делает счастливым каждого из нас.

КИНОМАНИЯ ПОЛИТЕНА7

Эксперт фильма – доцент кафедры дизайна архитектурной среды Алина Иванова – предложила каждому высказать свое мнение о ленте. Многим картина не понравилась и даже показалась скучной, но кого-то по-настоящему увлекла и дала много тем для размышления. Для меня же эта картина оказалась, пожалуй, самой тяжелой и одновременно самой интересной за всю неделю. Посмотрев «The Happy Film», я поняла, что и научное кино может быть разным. Например, здесь был совершенно не размытый сюжет, и, если бы я достоверно не знала, что этот фильм документальный, я могла бы решить, что все это искусно написанный и отснятый сценарий. Это кино оказалось чем-то средним между документальным и художественным и потому, в отличие от предыдущих, захватило меня почти сразу.

И, кстати, я точно не могла сказать, что просмотр этого фильма оказался для меня работой. Тогда выходит, что документальное кино все-таки создано и для удовольствия?

День четвертый

В первые три дня зрителей на ФАНКе было не очень много. Даже опоздав, можно было легко найти себе удобное место, не мешая при этом остальным. Но в четвертый день в «кинозале» был аншлаг.

Самый короткий по продолжительности – всего 45 минут – «Against Method» («Против метода») режиссера Кароля Ялоховски (Польша) собрал наибольшее количество зрителей.

Это короткая история захватывала с первых минут. Здесь были и серьезные разговоры, и красивые пейзажи и интересные режиссерские ходы.

Главный герой – известный математик и эксперт в области информатики Грегори Хайтин – на протяжении всего фильма беседует со своей женой Жозефиной. В их разговорах речь идет обо всем: о науке и важных научных открытиях, о современности и об истории, о красоте и о любви. Они то гуляют по прекрасным улицам Рио-де-Жанейро, раскрывая зрителю секреты Бразилии, то сидят дома и обсуждают математику. И если в первых кадрах наука остается дома, а простая жизнь обсуждается на прогулке, то ближе к концу картины все словно перемешивается. И это не удивительно, ведь для главного героя эти темы неотделимы. «В детстве я часто путал чувственность и математику», – признается он.

КИНОМАНИЯ ПОЛИТЕНА8

Это фильм восхитил многих. В его обсуждении, которым вновь руководила Елена Агапова, приняли участие заведующий кафедрой «Информатика» Валерий Стригунов, старший преподаватель кафедры «Информатика» Лариса Сергеева, Наталья Хальзова, а также студенты экономических, гуманитарных и технических направлений ТОГУ. Кроме того, всем вновь было предложено заполнить кейсы.

«Мне запомнилась фраза-высказывание о жизни, творчестве. Кругом безумцы. Чтобы жизнь была нескучной, нужно идти против течения, ломать стереотипы и быть безумным», – написала студентка первого курса инженерно-строительного факультета Алина Ольхина.

«В фильме гармония и баланс человеческого состояния души с природой и наукой», – резюмировала четверокурсница ФЭУ Анастасия Гретченко.

Вспоминая об этом фильме через несколько дней, я с уверенностью сказала себе, что мне он очень понравился. Научная идея здесь была великолепно выражена с помощью художественных приемов, поэтому от просмотра можно было получить не только массу новых знаний и тем для размышления, но и большое эстетическое удовольствие.

Удовольствие. Все-таки пока я склоняюсь к этому слову…

День пятый. Заключительный

Мне было очень жалко, что неделя кино подходит к концу. Я уже привыкла ежедневно смотреть и обсуждать с другими зрителями научные фильмы, а дома подолгу обдумывать увиденное. Я все чаще ловила себя на том, что то или иное действие, которое я наблюдаю, носит междисциплинарный характер, а мое личное счастье таится в каких-то коротких мгновениях. И я отлично понимала, что все это – влияние научных фильмов. Это влияние мне нравилось.

Завершающими в Дни научного кино в ТОГУ стали фильмы «Racing Extinction» («Гонка на вымирание») режиссера Луи Психойоса (США, Китай, Индонезия, Мексика, Великобритания, 2015 год) и «Буквальная геометрия» режиссера Екатерины Еременко (Россия, Германия, 2015 год).

Несмотря на то, что я об ещала себе просмотреть все картины фестиваля, сумела посмотреть только один них – первый. Увы, но иногда просто не хватает времени на что-то…

Я знаю, о чем рассказывалось в фильме «Буквальная геоме трия». (В режиме включенного наблюдения зрители наблюдали историю о реальном исследовании, которое проводится в научно-исследовательском центре «Дискретизация в геометрии и динамике» Технического университета в Берлине. Туда постоянно приезжают математики русского происхождения, работающие по всему миру. Процесс ведения научных дискуссий, запечатленный на камеру, является материалом, уникальным по силе воздействия: зритель становится свидетелем размышлений ученых, возникновения гениальных идей, погружается в работу команды и разделяет весь спектр эмоций участников). Но этот фильм не вошел в мой личный эксперимент – я его пропустила...

КИНОМАНИЯ ПОЛИТЕНА9

Итак, последний фильм в моем личном фестивале научного кино – «Racing Extinction». Здесь речь шла об исчезающих видах животных и вине человека в их исчезновении. В центре картины были представлены наработки фотокорреспондентов, которые, рискуя жизнью, пробирались в убежища браконьеров и публиковали в СМИ шокирующие факты. Они снимали не только фото, но и видео. Они казались самыми ярыми (и при этом не фанатичными, а трезвомысляшими) защитниками природы. Но фраза одного из них просто поразила меня. Он говорил о том, что именно фотокорреспонденты и видеоператоры вредят своей деятельностью природе больше всего и «худшее, что ты можешь сделать для окружающей среды – снять фильм о ней». Но ведь именно их работа помогла остановить несколько преступлений и изменить отношение общества ко многим проблемам. Пожалуй, некоторые вещи все-таки нелегко понять сразу.

Понравился ли мне этот фильм? Сложно сказать. Он заставил задуматься, он определенно был интересным, но если бы я заранее знала, какие именно кадры мне придется увидеть, пожалуй, предпочла бы не смотреть его.

Но именно этот фильм дал мне ответ на главный вопрос: Что же такое научное кино – мучение, работа или удовольствие? Оно может быть всем! Как и любой фильм, любого жанра, как и любая вещь, разными людьми оно будет воспринято по-разному. И чем станет конкретный научный фильм – мучением, работой или удовольствием – зависит только от тебя!

Дина Непомнящая.

Фото автора 

***

Наша справка

Фестиваль актуального научного кино – это проект, организаторы которого собрали и сделали доступными для российских студентов лучшие документальные фильмы о науке, выдающихся открытиях и жизни великих ученых. С каждым годом количество участников фестиваля растет. В 2016-м в нем задействованы уже 180 вузов по всей стране. Показы в каждом городе уникальны – студенты и преподаватели сами выбирают фильмы, составляют расписание и определяют формат кинопоказов.

КИНОМАНИЯ ПОЛИТЕНА10

Проект проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Партнеры проекта: Русское географическое общество, СИБУР, РВК, Росатом, Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, Группа «Т Плюс», Фонд Сколково.

Фотографии