Журнал № 2 - 2016(27), рубрика: "Книжный мир"

Постигший красоту К 545-летию со дня рождения Альбрехта Дюрерa-младшего

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.

 Микеланджело Буонарроти

Альбрехт Дюрер, золотых дел мастер, записал однажды в свою памятную книжку: «…В 1471 году после рождества Христова в шестом часу в день св. Пруденция во вторник родила мне моя жена Барбара моего второго сына, и назвали его в честь меня Альбрехтом».

Постигший красоту

У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер-младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое – Альбрехт, Ханс и Эндрес. Будущий художник был третьим ребенком и вторым сыном. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó – «дверь») буквально перевел на немецкий как Türer. Впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелегкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крестным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

Дюрер родился в Германии, где уже намечались качественные изменения в искусстве. Наступала эпоха Северного Возрождения. При совместном произношении слов «возрождение» и «север» мы вспоминаем образы Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Яна ван Эйка, Жана Фуке и, конечно же, Альбрехта Дюрера. В издании Н.В. Василенко «Северное Возрождение» представлены произведения великих мастеров Нидерландов, Германии, Франции. Листая альбом, мы понимаем, что в творчестве художников нашли свое отражение изменения, происходившие в то время: появились новые образы, пересмотрены художественные каноны прошлого. Духовной основой Северного Ренессанса стало религиозно-философское мировоззрение, почерпнутое из трудов ученых-мистиков. Главная идея: Бог пребывает во всех вещах, даже в очень простых. Человек соприкасается с божественным каждую минуту, созерцая окружающий мир. Поэтому особенностью северного искусства становится внимание к деталям в изображении природы и интерьера. Покой и красота – вот главные ценности искусства. В альбоме «Северное Возрождение» представлено творчество таких художников, как Дирк Баутс, Хуго ван дер Гус, Ганс Мемлинг, Иероним Босх, Лукас Карнах, Альбрехт Дюрер и другие.

Картины этих художников вводят нас в мир мистического искусства северных стран, позволяют увидеть, как человек эпохи Северного Ренессанса, постепенно освобождаясь от средневекового восприятия мира, заново создал для себя картину мироздания.

XVI век немецкого искусства принято называть «эпохой Дюрера» не только в связи с творчеством самого художника, но и благодаря его влиянию на культуру Германии того времени.

Дюрера также называли «северным Леонардо». Действительно, эти фигуры сопоставимы по масштабу, тем более что они современники.

Станислав Васильевич Зарницкий, который долгие годы работал дипломатом в странах Западной Европы, написал книгу «Дюрер».

Постигший красоту1

Книга была издана в серии «Жизнь замечательных людей». Это повествование о времени, в котором жил художник Дюрер, о людях, которые его окружали, о его трудных поисках красоты. Его отец был золотых дел мастером и учил Альбрехта своему мастерству, надеясь, что тот продолжит его дело.

Постигший красоту2

И Дюрер увлекался рисованием и живописью, работал в мастерской граверов при типографии его крестного отца Кобергера. Станислав Зарницкий в книге очень подробно повествует о жизни художника. Он рассказывает, как впервые Альбрехт задумался над тем, что такое красота, как путешествовал по Италии и понял, что к мастерству ведет долгий путь. Перед читателем проходит жизнь человека, талантливого художника на изломе времени. Рождался новый человек, стремящийся к знаниям, к разгадке неведомого. «Первый сеятель вышел в поле и бросил начальную горсть семян, еще не ведая того, что сеет ветер, который обернется сокрушительной бурей» – так пишет Зарницкий о гравюрах монументальной серии Дюрера «Страсти Христовы». Мастерски исполненные евангельские персонажи, казалось, говорили людям: на этой земле и сейчас распинают Христа и попирают оставленные им заветы. В гравюрах было то новое, тревожащее, что заставляло думать, задавать вопросы.

В конце XV века никто не сомневался, что большая часть человеческого рода обречена на вечные муки. Ждали второго пришествия Христа и Страшного суда. Среди книг Священного писания, к которым люди обращались в те тревожные дни, стремясь разгадать смысл происходящих перемен, особенно притягателен был таинственный и страшный «Апокалипсис» – «Откровения святого Иоанна». Неудивительно, что «Апокалипсис» стал первой большой темой художника Дюрера. Гравюры эти полны драматизма и экспрессии. Пятнадцать гравюр большого формата были созданы за несколько месяцев. В них есть все: трагическое содержание, борьба художника за совершенство, его человеческая мудрость и мысли о будущем. Дюрер воздвиг на листах своего «Апокалипсиса» каменные горы, могучие деревья, заставил течь реки, шуметь леса, шелестеть травы. А в небесах над этим прекрасным миром он поместил видения грозные, надвигающиеся на землю.

Мы не знаем, в какой последовательности создавались рисунки для гравюр Дюрера. Из них наиболее знамениты «Четыре всадника Апокалипсиса», несущие людям голод, смерть, неправедный суд и страдания. Представители всех сословий оказываются под копытами этих коней. Магическая сила «Четырех всадников» не столько в умелом рисунке фигур, сколько в мастерстве композиции. Гравюра привлекает своей жизненностью, внушает переживания происходящего как действительного события. Много часов надо было провести над «Апокалипсисом» и вызвать в своем воображении множество страшных картин, чтобы создать эту гравюру.

Постигший красоту3

У такого художника, как Дюрер, искусство и философия сливаются воедино, его художественные решения неотделимы от нравственных убеждений. Мрачен «Апокалипсис» Дюрера, но в нем живет тема света, тема надежды, без которой человек и художник существовать не могут. Уже одних листов «Апокалипсиса» было достаточно, чтобы признать их автора великим художником.

Книга «Дюрер» Станислава Зарницкого открывает многочисленные грани таланта великого мастера. Рассуждения автора о творчестве, о личности художника интересны, оригинальны и очень современны.

Книга А. Степанова «Мастер Альбрехт» не монография, всесторонне освещающая жизненный и творческий путь художника. Это – одна из книг о Дюрере, которая в случае ее успеха должна побудить читателя обратиться к другим. В каждой главе открывается новая грань мастерства Альбрехта Дюрера. Перед нами предстает мир художника как мир линий, всепроникающего света, воображения и композиционной изобретательности. Друг Дюрера, нюрнбергский гуманист Иоаким Камерарий, говорил: «У Альбрехта все было совершенным, точным и продуманным. Если и было в нем что-либо, что можно рассматривать как недостаток, то это его неистощимое усердие и чрезмерная требовательность к себе».

Постигший красоту4

Важное место в книге А. Степанова «Мастер Альбрехт» занимают рассуждения об очень известном произведении Дюрера – «Меланхолия». Сидит крылатая женщина в задумчивости, ее окружают предметы: измерительные, столярные инструменты. Неподалеку лежит шар. Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры. Она выделяется на общем плане, словно находится вне окружающего мира. События, жизнь проходят без ее участия. Песочные часы на стене усиливают это ощущение. И все это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несет летучая мышь. Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция!

Постигший красоту5

Дюрер создал «Меланхолию» в тяжелое время: в тот год умерла его мать, разгорались войны и восстания, Европа стояла на пороге Реформации. А. Степанов пишет в книге «Мастер Альбрехт», что «Меланхолия» Дюрера – это послание, адресованное узкому кругу просвещенных единомышленников, которым известно было рассуждение о меланхолии Аристотеля. Для философов того времени Аристотель был непререкаемым авторитетом. И если большинство людей тех времен считали меланхоликов людьми неполноценными, то, по мнению философов, учеников Аристотеля, «божественное безумие» является высшей, доступной лишь гению формой истины. Гуманистическое оправдание меланхолии повлекло за собой пересмотр древних поверий, связанных с планетой Сатурн. Считалось, что меланхолические существа принадлежали Сатурну – самой несчастливой из всех планет. Но теперь его покровительства искали все те, «чьи умы склонны к созерцанию». А. Степанов считает, что магический квадрат на картине Дюрера «Меланхолия» – астрологический талисман. Считалось, что, будучи выгравирован на оловянной пластине, этот талисман превращает зло в добро и рассеивает беспокойство и страх.

В Средние века замечали и тонкое душевное родство между людьми, занимавшимися геометрией, и меланхоликами. Альбрехт Дюрер уподобил свою «Меланхолию» именно геометрии. Его «Меланхолия» – окрыленная, но не имеющая сил подняться, окруженная орудиями ремесел и наук, но не находящая им применения, она украшена венком, но печальна. Она гениальна как личность, но создается впечатление, что она себя исчерпала и ей требуется преодолеть какие-то барьеры, чтобы идти дальше.

Своим волшебным резцом Дюрер сумел запечатлеть всю сложность духовной жизни своего поколения, когда вместе с переосмыслением старых представлений о мире и человеке, открытием нового во всех областях знания, вместе с верой в безграничные возможности человеческого разума зарождалось и неведомое прежде чувство затерянности отдельного человека в огромном, сложном мире. «Меланхолия» Альбрехта Дюрера не только пророчество о надвигающемся новом столетии, но и исповедь художника о своих собственных сомнениях и исканиях.

В гуманизме Дюрера не было ни гармонии Леонардо, ни жизнелюбия Тициана, ни ясного света Рафаэля. Художник из Нюрнберга – интеллектуал и скептик, Гамлет в живописи. Геометричный, тщательно выписанный мир полотен и гравюр Дюрера сложен, рассудочен, графичен и апокалипсичен. «Это художник, достойный бессмертия», – сказал о нем Эразм Роттердамский.

Профессиональные деятели искусства и простые любители живописи высоко оценили книжную серию «Галерея гениев». Это книжные альбомы  с репродукциями полотен лучших представителей мира живописи, признанных гениев художественного мастерства. В серии представлены книги, посвященные работам Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рубенса, Тициана, Босха, Веласкеса и многих других. Книга-альбом А.Ю. Королева «Дюрер», изданная в серии «Галерея гениев», содержит множество полезной информации о жизни немецкого художника, репродукции его картин, гравюр, рисунков. Известно, что в результате длительных опытов Дюрер изобрел совершенно новую, нетрадиционную технику для своих гравюр – так называемую технику сухой иглы. Об этом можно узнать, познакомившись с альбомом.

Одну из интересных страниц творчества Дюрера составляют хранящиеся во многих музеях мира листы с акварельными зарисовками. Многочисленные пейзажи и изображения разнообразных животных, зарисовки заморских диковинок – все они сделаны художником с восхищением перед творениями Бога. Альбрехт Дюрер всегда стремился постичь научные основы искусства. В альбоме А.Ю. Королева «Дюрер» мы познакомимся с удивительными иллюстрациями к трактату «Четыре книги о пропорциях». В одном из трактатов по искусству он писал: «Я надеюсь зажечь здесь маленький огонек. И если все вы будете вносить в это искусные улучшения, со временем из него может быть раздуто пламя, которое осветит весь мир».

Постигший красоту6

В серии «Жизнь в искусстве» была выпущена книга Сергея Львова «Альбрехт Дюрер». Это попытка воссоздать живой, сложный образ одного из самых замечательных художников Северного Возрождения. Вот что автор пишет в одной из глав о Дюрере: «Когда-то ему казалось, что человеческая красота в правильности пропорций. Понадобились годы, чтобы он понял – это заблуждение. Сила духа, ясность ума, волнения страстей, величие помыслов – вот истинная красота человека. У нее много обликов. Люди тем и прекрасны, что они непохожи один на другого». С такими размышлениями Дюрер принялся за новую картину. Альбрехт очень любил свой город Нюрнберг. Куда бы он ни уезжал, всегда возвращался в него. Свою любовь Дюрер решил выразить в подарке. Этим подарком стала картина, вошедшая в историю искусства под названием «Четыре апостола». Исследователи по сей день спорят, самостоятельное ли это произведение или створки ненаписанного алтаря. Однако все сходятся в оценке: это величайшее произведение мастера. Четыре героя, каждый по-своему несущий в себе веру Христову и его учение народу, обладают совершенно разными, непохожими характерами. Молва приписала им олицетворение четырех темпераментов: сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического. Вся сила мастера обычно уходит в последнее произведение, и оно становится образцом и его завещанием.

Постигший красоту8

Постигший красоту7

Постигший красоту9

В книге Сергея Львова «Альбрехт Дюрер» много внимания уделено работе художника над замечательным диптихом «Адам и Ева», особняком стоящим в творческом наследии художника. Автор книги позволяет нам открыть для себя Дюрера в его автопортретах. В них духовная практика подражания Христу, тема страданий в жизни человека на его пути к совершенству.

Постигший красоту10

Болезни, которые настигли Дюрера, он решил лечить работой. Он работал над трактатами по искусству. Есть мастера, которые свои секреты мастерства уносят с собой. Дюрер был не таким. Он хотел поделиться своим духовным, художественным богатством с теми, кто пойдет по его пути.

Во времена эпохи Возрождения художник, в отличие, например, от литератора или философа, не считался интеллектуалом. Редкие художники входили в круг элиты. Известны случаи, когда живописцы, расписывающие монастыри, питались объедками из монастырской кухни и воспринимали это как должное. Между тем и Леонардо, и Дюрер были универсально одаренными людьми. Это были и художники, и теоретики искусства, и ученые, обладавшие множеством знаний в разных областях. Дюрер прожил 57 лет, а создал столько, сколько многие не создают за несколько жизней.

Постигший красоту11

И Леонардо да Винчи, и Дюрер были военными инженерами. Альбрехт Дюрер интересовался фортификацией: в 1527 году у него вышел труд «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Он был математиком и анатомом: у Дюрера есть труд «Учение о пропорциях человеческого тела». Очень привлекала художника астрономия. Например, в 1515 году он выполнил три гравюры на дереве с изображением карт южного и северного полушарий звездного неба и восточного полушария Земли. Вместе с другими учеными он составлял географические карты.

Но рисовал ли Дюрер святых, ученых, крестьян, жену, мать или себя самого, он всегда искал ответы на самые главные вопросы жизни.

Из собственного погребенья,

Из заточения Себя,

Явилось внутреннее зренье:

Духовная взошла стезя.

Оставив, телом изможденный,

Кровавый след – во славу всех,

Христос, в твоей Душе рожденный,

Соединит Чело и Век.

Галина Журба

Постигший красоту12

В наши дни Альбрехт Дюрер воспринимается как замечательный философ и математик живописи, логик искусства, интеллектуал рисунка и гравюры. Его творчество энциклопедично настолько, насколько всеохватен был его ум. Творчество Дюрера заставляет размышлять над тем, насколько велики человеческие возможности. И они действительно велики.

Ирина Дудко.

Фото Ольги Волкотрубовой

Фотографии