Журнал № 3 - 2015(24), рубрика: "Книжный мир"

Данте – поэт земного мира. К 750-летию со дня рождения

…под стать Творцу лишь гении, таланты –

Они определяют смысл Вселенной.

Вот смысл ее: здесь был когда-то Данте!

Сергей Кирюта

Старая легенда рассказывает о том, что однажды на улице Вероны две женщины внимательно разглядывали проходившего мимо высокого худого человека. Он был весь в красном. «Смотри-ка, – воскликнула одна, – ведь это тот самый, который спускается в ад и выходит оттуда, когда захочет!» – «Должно быть, ты говоришь правду, – ответила другая. – Как закурчавились его волосы, как он загорел от адского жара и почернел от копоти!».

Тот, о ком говорили веронские женщины, был Данте Алигьери, творец величественной поэмы, которую он назвал «Комедией» и которую потомки нарекли «Божественной».

Уже при жизни Данте народ создавал легенды о нем, и это показывает, какое глубокое впечатление производила на современников его поэма. Если перелистнуть назад хрупкие и пожелтевшие страницы книги, которая зовется историей, то на той странице, где выведено имя Данте Алигьери, мы мало что сможем прочитать, так как мало сведений сохранилось о нем. Судьба его необычна, даже романтична. В мае 1265 года во Флоренции в доме дворянина Алигьеро ди Беллинчоне л’Алигьеро родился сын, которого назвали Дуранте, а сокращенно – Данте. Дата его рождения неизвестна, зато история зафиксировала день его крещения – 26 мая. Сам Данте никогда не вспоминал о своей семье. Никогда не упоминал он имени своей жены Джемы Донати, сыновей и дочери. Данте рано потерял мать, отец мальчика умер, когда Данте был совсем еще ребенком. Также мало известно и о том, где и как он учился. Бесспорным фактом остается лишь то, что в своих сочинениях он предстает перед нами обладателем самых разносторонних и глубоких знаний, человеком, который знал обо всех научных достижениях и открытиях своего времени.

Данте7

Пестрая разнообразная флорентийская жизнь многому учила, но она не могла исчерпать духовные запросы молодого Данте. Поэзия – вот что привлекало его прежде всего. Наиболее выдающимся событием молодости Данте была его любовь к Беатриче.

Чей дух пленен, чье сердце полно светом,

Всем тем, пред кем сонет предстанет мой,

Кто мне откроет смысл его глухой,

Во имя Госпожи Любви – привет им!

Однажды, когда Данте было всего девять лет, его отец был приглашен к своему соседу и приятелю Фолько Портинари. Он пошел, взяв с собой сына. Среди других детей он увидел восьмилетнюю девочку, дочь Портинари – Беатриче. Оживленная и нарядная, она показалась Данте ангелом, хотя не сказала ему ни слова. «Она показалась мне, – говорит поэт, – скорее дочерью Бога, нежели простого смертного», «С той самой минуты, как я ее увидел, любовь овладела моим сердцем до такой степени, что я не имел силы противится ей и, дрожа от волнения, услышал тайный голос: вот божество, которое сильнее тебя и будет владеть тобою».

Данте8

Девять лет он не встречал ее больше, потом случайно увидел ее на улице. С этого дня любовь, зародившаяся в детстве, крепнет, и Данте становится поэтом. На другой день он написал свой первый сонет:

Всем, чья душа в плену, чье сердце благородно,

Кто эту песнь прочтет и даст мне свой ответ,

Всем, чье суждение ко мне придет свободно.

Во имя их царя,more, шлю привет.

Потом Беатриче вышла замуж и, спустя некоторое время, умерла на 24-м году жизни. Данте так и не поговорил с нею.

Книга Данте Алигьери «Новая жизнь» рассказывает о юношеской любви автора к Беатриче. Это первое в истории автобиографическое произведение. На первый взгляд кажется, что это лирическая повесть, где правда перемешана с вымыслом. «У меня не было другого учителя в поэзии, – пишет он в «Новой жизни», – кроме себя и самой могучей наставницы – любви». «Новая жизнь» – произведение сложное: Данте придает своей лирической исповеди философское звучание. Когда мы начинаем читать эту книгу, то сразу обращаем внимание на необычность повествования: в прозу вставлены стихи. Любовь к Беатриче превращается в стремление к высшему благу, к которому Данте хочет приобщить все человечество. Возвеличивая Беатриче, Данте не только придал объективное значение чувству любви, он вместе с тем еще раз ответил на вопрос: что такое человек во Вселенной? Ведь, как бы он ни одухотворял Беатриче, все же нельзя забывать о том, что она не святая и не просто символ добродетели, а «дитя человеческое», которое Данте вознес своей волей.

Данте

…В веселье шла Любовь; и на ладони

Мое держала сердце, а в руках

Несла мадонну, спящую смиренно;

И, пробудив, дала вкусить мадонне

От сердца, – и вкушала та смятенно.

Потом Любовь исчезла, вся в слезах.

Данте не был родоначальником лирики XIII века, но в прозе он оказался первым. Проза «Новой Жизни» не поучает и не развлекает, она дополняет поэзию. Он писал ее после смерти Беатриче. Данте объясняет смысл названия произведения: «Новая Жизнь» – это начало истинной духовной жизни, наступившей после встречи с Беатриче, после встречи с любовью.

Над сферою, что шире всех кружится,

Посланник сердца, вздох проходит мой:

То новая Разумность, что с тоской

Дала ему Любовь, в нем ввысь стремится.

Перевод с итальянского «Новой Жизни» Данте был сделан Абрамом Эфросом. Все повествование сопровождают замечательные гравюры В. Фаворского.

Данте10

Академия наук СССР в серии «Литературные памятники» издала книгу «Данте Алигьери. Малые произведения». В это издание включены все произведения итальянского поэта, за исключением «Божественной комедии». Это – трактат «О народной речи», политическое произведение «Монархия», в котором он рассуждает, каким должен быть император, стихи из цикла «О Каменной Даме», переписка и многое другое. Переводы сделаны с текстов Итальянского Дантовского общества. Статьи о жизни поэта и его творчестве вместе с комментариями помогут читателям лучше понять одного из величайших гениев мировой литературы.

Данте1

После того как Данте написал «Новую Жизнь», кончился спокойный период в жизни Флоренции. Политическая борьба, кровавые перевороты напрямую коснулись Данте. В 1302 году его заочно судили и приговорили к сожжению и конфискации имущества. Так он стал изгнанником, потерявшим дом и семью.

Когда Данте начал писать свое главное произведение, которое он назвал «Комедией», точно не установлено. «Божественная Комедия» писалась почти 14 лет. Слово «божественная» прибавлено после смерти Данте его почитателями. Конечно, он преследовал поучительные цели и писал произведение не только религиозное, но и ученое. В рамках поэмы Данте есть все от современной ему культуры: наука, религия, политика, история. Летописец Джованни Виллами называл «Божественную комедию» трактатом и восхищался рассмотренными в ней нравственными, физическими, астрономическими, философскими и богословскими вопросами. Вместе с тем этот труд, созданный им, глубоко личный. Главный герой поэмы – он сам. Это он борется и воскресает. Его гениальность и величие в том, что он сумел почувствовать органическое единство мира. Данте считал, что существует некий общий закон высшей справедливости, царящий в мире. Реальной жизни с ее противоречиями он хотел противопоставить идеальный единый мир. Это мир земли, подземного царства и космоса, где царит справедливость. Данте придавал своей поэме особое значение – она должна была спасти мир. В последней песне «Рая» Данте восклицает:

О Высший свет, над мыслию земною

Столь вознесенный, памяти моей

Верни хоть малость виденного мною

И даруй мне такую мощь речей,

Чтобы хоть искру славы заповедной

Я сохранил для будущих людей!

«Божественная комедия» Данте – книга о вечном. О том, какой след оставляет человек на земле, как тяжко приходится расплачиваться ему за свои ошибки. В память врезался образ двух непримиримых врагов, которым определено вечное наказание: они вморожены в лед лицом к лицу, глаза в глаза. Может быть, Данте увлекается описанием ужасных сцен, но нужно учитывать эпоху, в которую он проживал.

Культурным прорывом стало и то, что «Божественная комедия» была написана на итальянском языке, а не на латинском. Ее мог прочитать любой человек.

Данте11

«Данте Алигьери. Божественная комедия» – книга серии «Библиотека всемирной литературы» – самое фундаментальное издание с подробнейшими примечаниями. В книге помещены иллюстрации, выполненные французским художником Гюставом Доре. Увидев эти потрясающие иллюстрации, становится понятным – почему художника называли Великим. Первые рисунки к «Божественной комедии», которая поразила его до глубины души, Доре начал делать еще в десятилетним возрасте. Все окружающие были потрясены его работами и продолжают восхищаться ими до сих пор. Чтобы создать настолько одухотворенные, фантастичные произведения, которые показывают, что происходит там, в другом мире, нужно обладать талантом от Бога.

Данте3

В 2002 году издательство «Эксмо» предложило свою версию серии «Библиотека всемирной литературы». Книга Данте Алигьери «Божественная комедия» была вновь издана, перевод с итальянского осуществил Д. Минаев.

Весной 1933 года в Коктебеле Осип Мандельштам написал работу «Разговор о Данте». Ему было за сорок, когда он решил перечитать Данте, в первую очередь «Божественную комедию» в оригинале. Мандельштам специально выучил итальянский язык. В «Разговоре о Данте» он предупреждает, что чтение поэмы «бесконечный труд, по мере успехов отдаляющий нас от цели». Осип Эмильевич писал, что немыслимо читать песни поэмы, не «оборачиваясь к современности». Они – «снаряды для уловления будущего». Мандельштамовский «Разговор» – это поэтический путеводитель для русских поэтов XX века. Стихи, в которых продолжается диалог о Данте, входят в так называемый «Небесный цикл» Мандельштама:

Я скажу это начерно, шепотом,

Потому что еще не пора:

Достигается потом и опытом

Безотчетного неба игра.

И под временным небом частилища

Забываем мы часто о том,

Что счастливое небохранилище –

Раздвижной и прижизненный дом.

И еще очень важные строки:

Заблудился я в небе – что делать?

Тот, кому оно близко, – ответь!

Легче было вам, Дантовых девять

Атлетических дисков, звенеть.

…Не кладите же мне, не кладите

Остроласковый лавр на вески,

Лучше сердце мое разорвите

Вы на синего звона куски…

И когда я усну, отслуживши,

Всех живущих прижизненный друг,

Он раздастся и глубже и выше –

Отклик неба в остывшую грудь.

Данте4

М.Л. Баткин писал, что в мировой литературе о «Божественной комедии» ничего подобного, написанному Мандельштамом, не было и нет. Он оставил свой «Разговор о Данте как пример мужественного осуществления нравственной свободы. Рукопись работы была скопирована и тем самым спасена от уничтожения во время последнего ареста поэта.

Часто, говоря о фантастическом мироздании Данте, созданном в «Божественной комедии», вспоминают о величии готических соборов. Нам, современным читателям, строгая и мужественная поэма Данте напоминает о высоком достоинстве человека, и мы благодарны автору, сказавшему когда-то, что люди «созданы не для животной доли, но к доблести и к знанью рождены».

Данте12

Одним из известных ученых, изучавших западноевропейскую культуру, был А.К. Дживелегов. Его можно назвать крупнейшим русским энциклопедистом XX века. По образованию Алексей Карпович историк. Активный деятель партии кадетов. После 1917 года отошел от политической деятельности и сосредоточился на преподавательской и исследовательской работе. При всей широте интересов любимая тема Дживелегова – итальянское Возрождение. В книге «Творцы итальянского Возрождения» с подлинным писательским мастерством он воссоздает яркие образы выдающихся личностей эпохи Возрождения.

Данте5

Большое внимание уделяет он жизни и творчеству Данте. Свою задачу А.К. Дживелегов понимал как приближение богатейшего идейного мира Данте к духовным ощущениям современного человека. Жизнь, творчество поэта он рассматривает в тесной связи с историей Италии. Мы видим Флоренцию до Данте, Флоренцию времен противостояния гвельфов и гибеллинов. Детство, юность, любовь, общественная жизнь, изгнание – все эти этапы жизни Данте преподносятся автором как занимательная история, но вместе с тем глубоко погружают читателя в мир средневековой жизни. В своей работе Дживелегов, конечно, большое внимание уделяет «Божественной комедии». Подробно он анализирует сюжет, содержание, поэтические приемы в комедии. «”Комедия” является фантастической аллегорией. Над ее чудесной, почти невероятной по точному расчету конструкцией сияет магия чисел, берущая начало у пифагорейцев, переосмысленная мистиками», – так пишет Алексей Карпович в главах, посвященных «Божественной комедии». Интересные подходы к трактовке «Комедии», непосредственность повествования и влюбленность в эпоху Данте отличают большой труд А.К. Дживелегова.

А.А. Асоян в книге «Почтите высочайшего поэта…» воссоздает творческую историю великого произведения. Еще при жизни автора поэма имела необыкновенную популярность. После смерти поэта ее известность то угасала, то снова росла. В конце XV века «Божественная комедия» была впервые отпечатана. Флорентийское издание поэмы стало знаменитым благодаря иллюстрациям Сандро Боттичелли (1246-1255). Грандиозный мир «Комедии» с ее природой, историей, человеком, моральной системой был воспринят сквозь призму идеи о страстях и движении души. Боттичелли по-своему воспринял текст «Божественной комедии». Его иллюстрации напоминают арабески, отражающие движение души к высшей духовности.

Данте6

Со времен книгопечатания «Божественная комедия» Данте становится одной из наиболее издаваемых в мире книг.

В России книга нашла своих многочисленных читателей. Среди них Жуковский, Пушкин, Гоголь, Белинский, Соловьев, Блок и другие деятели отечественной культуры. Во времена Пушкина в его окружении развился целый культ Данте. Его переводили, читали и почитали. П.Я. Чаадаев писал Пушкину: «Вот вы, наконец, и национальный поэт; вы, наконец, угадали свое призвание… Мне хочется сказать себе: вот, наконец, явился наш Данте».

О влиянии «Божественной комедии» на «Мертвые души» уже второе столетие пишут литературоведы.

Поэты серебряного века поклонялись Данте – это Александр Блок, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Анна Ахматова. Определяющим в «русском» Данте было неукротимая свобода, жажда духовного преображения.

Многие высказывания, фразы Данте стали по-настоящему известными:

•        Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных потрясений сохранял нейтралитет.

•        Корыстолюбие – искусственная нищета.

•        Страх не должен подавать совета

•        Горек чужой хлеб и тяжелы ступени чужого крыльца

•        Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как если тяжесть его окажется чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь.

Данте13

14 сентября 1321 года Данте умер от малярии. В истории мировой культуры он остался человеком, который не следовал за своей эпохой, а наоборот, увлекал ее за собой. Его произведения послужили источником вдохновения для многих поколений поэтов, скульпторов, музыкантов, художников.

Наше время нуждается в Данте. Он тот, кто внушал человеку, что зло безнадежно, что всякий поступок, преступающий нравственные границы, несет в себе воздаяние за грех. Данте показал и райские высоты, предполагающие возможность личного и общественного возрождения.

И за цветком поспеет добрый плод…

Ирина Дудко.

Фото Ольги Волкотрубовой

Фотографии