Журнал № 2 - 2015(23), рубрика: "Книжный мир"

Фантастика, воплощенная в жизнь

Зачастую, услышав о чем-то необычном, неосуществимом, мы думаем: это фантастика! Фантастичное является синонимом чего-то заманчивого, но недостижимого, а книги фантастического жанра часто заменяют сказки – их герои способны совершать чудеса и получать необыкновенные результаты с помощью хитроумных приспособлений и устройств.

Фантастика11

Заглянув в словари, узнаем, что термин «фантастика» означает:

«1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Ф. народных сказок.

2. Собир. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная ф. (в литературе, кинематографе: моделирующая события далекого будущего на основе достижений науки и техники).

3. Что-н. невообразимое, невозможное (разг.). Найти друг друга через столько лет! Ф.!» (Толковый словарь Ожегова).

Фантастика – это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором чудесном мире, на изображении странного и неправдоподобного. Фантастическая образность присуща таким фольклорным и литературным жанрам, как сказка, эпос, аллегория, легенда, гротеск, утопия, сатира (Словарь литературоведческих терминов).

Читая фантастические книги, мы мечтаем о таких же волшебных устройствах, с помощью которых могли бы сделать свою жизнь значительно комфортнее и разнообразнее, но… это фантастика!

Между тем писатели-фантасты не только придумывали необычные миры, но и могли предугадывать дальнейшее развитие науки и техники.

2015 год – юбилейный для трех мэтров фантастического жанра: 95 лет исполнилось бы А. Азимову и Р. Брэдбери, 90 – А. Стругацкому. Также в этом году отмечают юбилей двух произведений, занимающих достойное место в мировой научной фантастике: 90 лет назад был издан роман А. Беляева «Голова профессора Доуля», 120 лет назад – роман Г. Уэллса «Машина времени». Герои произведений жили в далеком будущем, придумывая которое, авторы предсказали появление многих современных технических устройств. Какие же изобретения, рожденные воображением писателей-фантастов, воплотились в жизнь?

***

Брэдбери Рей Дуглас – американский писатель, классик научной фантастики. Родился в 1920 году. Его детство и юность прошли во времена Великой депрессии. Из-за финансовых трудностей Рей не смог получить университетское образование и вынужден был несколько лет продавать газеты. «Университетами» для Брэдбери стали книги, подарившие ему знания во многих областях. И они же подвигли его стать писателем, создавать свои фантастические миры. «Жюль Верн был моим отцом, Герберт Уэллс – мудрым дядюшкой, Эдгар По – двоюродным братом. …моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Шелли, создательница «Франкенштейна»“. Ну кем же я еще мог стать, как не писателем-фантастом, при такой семейке».

Фантастика

В одном из интервью писатель так ответил на вопрос о том, какие из его предсказаний сбылись: «Практически все, описанное в «451 градус по Фаренгейту», сбылось: влияние телевидения, рост значимости местных телевизионных новостей, пренебрежительное отношение к образованию...». Повесть была издана в 1953-м году, а десятки лет спустя многие идеи Брэдбери стали реальностью.

Автор описал прообраз нынешнего скайпа – стену-телевизор, позволяющую людям общаться, не покидая своих домов. Его герои пользовались радиоприемниками, напоминающими современные наушники. «В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки».

Круглосуточные банкоматы («…деньги лежали у него в кармане (он уже побывал в банке, открытом всю ночь – его обслуживали механические роботы)»), сенсорные замки («Он сунул руку в специальную скважину во входной двери... В ответ на прикосновение его пальцев дверь открылась»), сотовые телефоны («…и главное орудие пытки – радиобраслет: жена и друзья вызывают меня каждые пять минут») – все эти явления, рожденные фантазией писателя, теперь служат нам.

Фантастика3

***

Айзек Азимов – американский писатель-фантаст, популяризатор науки. Родился в 1920-м году под Смоленском. Когда мальчику было три года, семья перебралась в Америку. В 11 лет он окончил школу, в 15 – колледж, в 19 – университет, в 21 год получил степень магистра, а в 28 лет – доктора, после чего стал профессором.

Фантастика1

Азимов писал научно-популярные книги о достижениях науки и техники, раскрывая и популяризируя проблемы химии, физики, биологии, астрономии, истории. Также он считается одним из крупнейших научных фантастов второй половины XX века.

Так писатель представлял будущее:

«Вы сможете видеть человека, которому звоните. Дисплей можно будет использовать для просмотра документов, фотографий и чтения отрывков из книг». Любой современный гаджет обладает такими функциями.

«Роботы появятся, но управлять ими будут люди. Равно как и компьютерами, которые будут функционировать не самостоятельно, а на основе программ, заложенных людьми». Уже невозможно представить нашу жизнь без компьютеров, а роботы стали незаменимы во многих сферах.

«Что касается телевизоров (огромных ящиков, которыми они были в те годы), то на смену обычным аппаратам придут настенные экраны, и начнут даже появляться прозрачные кубы, позволяющие видеть картинку в трехмерном изображении». Плоские экраны заменили обычные телевизоры, а функция 3D позволяет наслаждаться объемной картинкой.

Фантастика2

Также автор предсказал появление мультимедийных проекторов: «На экране проектора появились старые и новые графики: шесть пар ломаных линий», и атомных часов – самых точных часов в мире.

***

Аркадий Натанович Стругацкий родился в Батуми, жил в Ленинграде. В 1942г. эвакуировался из блокадного города. В 1943-м окончил артучилище, в 1949-м – институт иностранных языков по специальности «Переводчик с английского и японского языков». Преподавал в школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 г. Работал в «Реферативном журнале», затем в Детгизе и Гослитиздате. В соавторстве с братом Борисом писал научно-фантастические произведения.

Фантастика4

В своих романах братья Стругацкие предсказали многое из того, что сегодня прочно вошло в нашу жизнь.

Так называемый «ляпник»  напоминает современное оружие для игры в пейнтбол. «Это было что-то вроде игрушечного автомата – с удобной рифленой рукояткой и с плоским прямоугольным баллончиком, который вставлялся снизу, как магазин… – Ляпник, – сказал я. – Которым, значит, ляпают. А если бы ты в меня попал?.. Надо же, теперь это за год не отмыть».

Фантастика5

ГМО «…лаборатория генетики занималась самыми сумасшедшими экспериментами и служила постоянным источником некоторых трений между фермой и перерабатывающим комбинатом – работники комбината… приходили в неистовство, обнаруживая в очередной партии коров чудовищную скотину, по виду и, главное, по вкусу… напоминающую тихоокеанского краба».

Скайп «В самый разгар этой дискуссии, в 19.33, закурлыкал видеофон. Андрей, сидевший ближе всех к аппарату, ткнул пальцем в клавишу. Экран осветился, но изображения на нём не было... Потом появилось лицо…». «Сидит он перед своими экранами, на каждом экране – по рылу, а то и по два, и он со всеми этими рылами разговаривает».

Уклад современной жизни во многом тоже был предсказан братьями Стругацкими. «В городе было шестьдесят тысяч телевизоров, пятьдесят кинотеатров, восемь увеселительных парков, два салона хорошего настроения, шестнадцать салонов красоты, сорок библиотек и сто восемьдесят парикмахерских автоматов. Восемьдесят процентов населения было занято в сфере обслуживания, а остальные работали на двух частных кондитерских синтез-комбинатах и одном государственном судоремонтном заводе».

Фантасты задолго до запуска космических аппаратов предсказали, что кольцами окружен не только Сатурн, но и другие планеты-гиганты. После миссии Вояджера кольца обнаружили у Юпитера, Урана и Нептуна.

«Фантасты – никудышные предсказатели-прорицатели, – говорил Борис Стругацкий. – Да этого от них и не требуется. Они не сеют, они в лучшем случае разрыхляют почву под посев». И действительно, инженеры, создавая технику для будущего, зачастую следуют за полетом мысли писателей-фантастов.

***

В 1925 году вышел в свет роман Александра Беляева «Голова профессора Доуэля», главный герой которого – хирург Керн – проводил опыты по оживлению человеческой головы.

Фантастика6

«“Голова профессора Доуля”, – писал автор в одной из своих статей, – произведение в значительной степени автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни “головы без тела”, которого я совершенно не чувствовал… Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытывать “голова без тела”».

Фантастика8

Советский фантаст, рассуждая о пересадке жизненно важных органов, предвосхитил современные достижения трансплантологии. В XX веке проводились научные исследования и опыты, достойные беляевского героя.

Выдающийся советский физиолог С. Брюхоненко, изобретатель аппарата искусственного кровообращения, в 1928 г. провёл опыт с оживлением собачьей головы. С помощью резиновых трубок автожектор (система искусственного кровообращения), имитирующий сердце, соединялся с ампутированной головой животного в большом круге кровообращения и ампутированными лёгкими в малом круге. Ожившая собачья голова реагировала на внешние раздражители и даже ела предлагаемый ей сыр.

Возможно, одним из почитателей таланта Беляева был основоположник мировой трансплантологии – известный хирург В.П. Демихов, проводивший в середине XX веке эксперименты по пересадке внутренних органов. Фантастическими были его операции по пересадке головы одной собаки на туловище другой. Причем одна из собак с двумя головами жила почти месяц.

Роман Беляева предвосхитил самое фантастическое направление современных научных исследований – борьбу со смертью. Без знаний, полученных в результате этих опытов, немыслимы современные реаниматология и трансплантология.

***

В 1895 году был издан роман Г. Уэллса «Машина времени», ставший одним из первых литературных произведений, описывающих путешествие во времени с помощью техники.

Критик, исследователь научной фантастики Ю.И. Кагарлицкий считал, что Уэллс «…в известном смысле предвосхитил Эйнштейна». В 1891 году Герберт Уэллс написал эссе «Неподвижная Вселенная», в котором задолго до создания теории относительности объяснял концепцию четырехмерного мира. Позже он создал свой первый роман – «Машина времени» – о путешественнике, отправившемся в будущее.

Фантастика9

Используя в книге этот прием, Уэллс пытался предугадать, каким станет человечество спустя века. В многом ему это удалось. Люди стали реже умирать от болезней и от голода, жизнь стала проще, век человека дольше. Казалось бы, все ближе заветная беззаботная жизнь, о которой уже много лет грезят люди. Но возможно ли будущее у человечества после воплощения главной мечты? Уэллс показывает деградировавшее общество, призывая нас задуматься над тем, куда мы идем и к какому финалу приведет нас путь к мечте о комфортной жизни.

Фантастика10

Писатели-фантасты, создавая свои миры, пытались представить будущее – идеальное или пугающее – но именно такое, каким его сделает человек, вооруженный знаниями. Ученые доказали, что фантастика может стать реальностью, нужно только не переставать мечтать.

Екатерина Давыдова.

Фото из Интернета

Фотографии