Журнал № 1 - 2015(22), рубрика: "Книжный мир"

Александр Грибоедов: жизнь и творчество К 220-летию со дня рождения

Я как живу, так и пишу – свободно и свободно.
А.С. Грибоедов

«Его рукописная комедия «Горе от Ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще, он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился на той, которую любил… Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Сама смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна».
А.С. Пушкин. Из «Путешествия в Арзрум во время похода 1829 года»

Александр Грибоедов:

Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве 15 января 1795 года. Его судьба была необыкновенно яркой и трагичной. Личность этого человека, получившего прекрасное образование, обладавшего многими способностями, притягивала к себе и интриговала современников и потомков, которые отличали в нем «светлый ум, страстную любовь к Отечеству и огромное дарование». А.С. Грибоедов был не только автором величайшей комедии, но и выдающимся оратором, дипломатом и даже композитором.

С ранних лет Грибоедов пробует себя в сочинительстве: в 14 лет он написал трагикомедию, которая понравилась товарищам, при этом он не относился к этим опытам серьезно. Несколько лет спустя он переводит одну французскую пьесу – так появляется комедия «Молодые супруги», вскоре ее поставили в петербургском театре. У молодого автора появились поклонники, но не меньше было и недоброжелателей.

Александр Грибоедов: 10

Перу Грибоедова принадлежала и комедия «Студент», которая впервые изобразила нравы петербургского общества.

1812 год перевернул всю его жизнь. Пройдет много лет, и Грибоедов, уже автор знаменитой комедии, задумает написать трагедию, тема которой – война 1812 года. Но он ее не написал. В 1818 году Александр Сергеевич был назначен секретарем персидской дипломатической миссии в Тейране, как тогда называли Тегеран. К месту новой службы он едет, оставляя позади столицу, друзей, театр, любимую поэзию. Новые встречи, наблюдения разнообразили жизнь поэта. В это время он задумывает написать трагедию о времени Святополка, зачитывается летописями. Однако в 1820 году у него возникает замысел не трагедии, а комедии.

Александр Грибоедов: 1

В 1821 году на Кавказ приезжает поэт Вильгельм Кюхельбекер. Он писал в своем дневнике: «Грибоедов писал «Горе от ума» почти при мне, по крайней мере, мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано».
В конце марта 1823 года Грибоедов приехал в Москву. В Москве бурлила жизнь. Но главное, с чем приехал Грибоедов в Москву, это начало комедии «Горе от ума». Грибоедов наслаждается успехом и точно знает, что комедию надо печатать и ставить на сцене. У Грибоедова «голова вихрем идет». Он постоянно работает над комедией: выверяет диалоги, дописывает, переделывает. Но дело с печатанием комедии затягивается и вообще не улаживается. Несмотря на то что комедия была принята обществом восторженно, она так и не была пропущена цензурой. Не сбылась мечта Грибоедова увидеть ее на сцене. Да и как иначе: всю старую Россию вывел он на сцену. Так и закончилась неудачей попытка автора напечатать «Горе от ума», и комедия осталась рукописной. Не увидело свет произведение, которое сделало своего создателя классиком русской литературы и вошло в ее историю как первая реалистическая комедия! Впервые «Горе от ума» со значительными сокращениями было опубликовано уже после смерти автора, в 1833 году, а полностью – лишь в 1862 году.

Александр Грибоедов: 3

А ныне нет ни малого города, ни дома, где просто любят словесность, где бы ни было «Горе от ума». И совсем неважно, скромное ли это издание для школьников или прекрасно оформленное собрание сочинений А. С. Грибоедова. И на полках нашей библиотеки его книги занимают достойное место.

А. С. Грибоедов. Полное собрание сочинений в трех томах
. Это прекрасно оформленное, настоящее полное собрание сочинений А.С. Грибоедова, выпущенное Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, является вторым изданием сочинений писателя, включающим все его известные художественные произведения и письма, которые были подготовлены на основе критического изучения всех выявленных печатных и рукописных источников текста.

Александр Грибоедов: 4

Существует и первое издание сочинений А. С. Грибоедова в трех томах, вышедших в свет в 1911 – 1917 годах. Но со времени появления этого издания был обнаружен ряд неизвестных ранее грибоедовских текстов (художественные произведения, деловые бумаги и письма), а также новые рукописные источники, которые позволяют точнее комментировать его сочинения.

Творческое наследие Александра Грибоедова невелико по объему, но до сих пор представляет собою достаточно сложную текстологическую проблему. Кроме того, существует неверный взгляд на Грибоедова «как на автора одного произведения», и поэтому усилия издателей первого издания сочинений сосредоточивались на установлении «канонического текста «Горе от ума». Все было многократно перепроверено. А вот другие его произведения остались без столь пристального внимания. Представленное в библиотеке второе издание содержит все известное к настоящему времени наследие писателя: художественные произведения, статьи, путевые заметки, письма и деловые бумаги. В этом издании тексты сочинений Грибоедова публикуются по правилам современной орфографии и пунктуации.

Редакция издания собирается продолжить свою работу по произведениям, письмам, документам Грибоедова, доселе неизвестным.

Александр Грибоедов: 5

А.С. Пушкин, предсказывая судьбу комедии, писал: «Половина стихов должна войти в пословицы». «Горе от ума» оказалось одним из самых цитируемых текстов в русской культуре. Очень многие фразы из пьесы, включая ее название, стали крылатыми. Мы и сейчас учимся у Грибоедова меткости и чистоте русского языка.

В этой связи обращает на себя внимание «Словарь языка А.С. Грибоедова», ориентированный на филологов, занимающихся изучением творчества писателя, русской литературой и литературным языком. Данный словарь представляет собой первое полное лексикографическое описание языка великого русского писателя, который включает в себя более 12 тысяч словарных статей и охватывает все слова, встретившиеся во всех опубликованных текстах Александра Грибоедова.

Словарь создан на основе принципиально новой методологии подготовки словарей языка писателя. Ряд указателей – алфавитный, частотный, обратный, грамматический, а также алфавитно-частотный конкорданс к текстам Грибоедова – делает словарь удобным в работе. Это действительно уникальное издание по полноте охвата и детальности анализа лексического материала.

Александр Грибоедов: 6

Как уже сказано, мечта Грибоедова увидеть свою комедию на сцене оказалась неосуществимой при жизни автора. А в наше время его знаменитая пьеса не сходит с театральной сцены, хотя прошло более полутора столетий со дня ее создания. Только в 1831 году в Петербурге впервые были сыграны в искаженном цензурой виде все четыре действия «Горе от ума». И после этого, постепенно освобождаясь от цензуры, «Горе от ума» стало одной из наиболее репертуарных пьес в Петербурге, Москве и во всех других городах. Лучшие актеры России, начиная с Василия Каратыгина, Павла Мочалова, Михаила Щепкина, выступали в ней. Участие в этой комедии для актеров превратилось в школу сценического мастерства. В этой пьесе играли актеры разных поколений, считая за честь участвовать в ней.

В книге Ю. Зубкова «Михаил Царев в Малом театре» автор прослеживает сложный, богатый творческий путь в Малом театре народного артиста СССР Михаила Царева, творчество которого составляли роли классического репертуара. Дебют Михаила Царева на сцене Малого театра состоялся 17 ноября 1938 года. На сцене показывали комедию «Горе от ума». Роль Чацкого в исполнении Царева была отмечена чертами искреннего и глубокого вдохновения. В роли Чацкого Царев был пылким и страстным. При этом он умело и ловко высмеивал то или иное явление окружавшей его жизни. Чацкий-Царев не упивался словами, не любовался собственным красноречием, но был увлечен, захвачен возможностью высказать свои мысли о царящих вокруг нравах. Артист был очень точен в определении ударных мест монолога «А судьи кто?».

Александр Грибоедов: 7

Давая волю гневу своего героя, его благородным патриотическим чувствам, Царев никогда не забывал о лирической линии. Талант актера в этой пьесе сверкал все новыми и новыми гранями.

Автор книги характеризует артиста как яркого представителя нового типа художника сцены, блестящего и яркого исполнителя.

Сценическая и литературная жизнь творения Александра Грибоедова продолжается сегодня. И мы с полным основанием повторяем слова писателя Ивана Гончарова о судьбе бессмертной комедии: «Она, как столетний старик… ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и ее черед».

Александр Грибоедов: 8

Заслуга А.С. Грибоедова перед русской литературой основана на одном произведении. «Грибоедов сделал свое дело – он написал «Горе от ума», такими словами Пушкин подвел итог жизни своего замечательного современника.

Александр Грибоедов: 9

Познакомиться с изданиями о жизни и творчестве А.С. Грибоедова, почитать его произведения можно, обратившись в библиотеку ТОГУ на абонемент художественной литературы (аудитория 218п).

Надежда Зенченко,
зав. сектором библиотеки ТОГУ


Фотографии