Журнал № 3 - 2013(15), рубрика: "Книжный мир"

Энциклопедия жизни

Несмотря на постоянно движущийся поток событий вокруг нас, на будничные заботы, проблемы на работе или учёбе, все мы в состоянии найти часок-другой, чтобы остаться наедине со своим внутренним «я», со своими мыслями. Когда усталость давит на плечи, недосып слепляет веки, а вы больше не хотите употреблять кофеин, мы советуем вам… нет, не спать. Мы советуем вам сварить этот самый кофе и вспомнить о том, что такое вечернее чтение.

Энциклопедия жизни

Эрих Мария Ремарк


Однажды я точно также взяла в руки случайную книжку. А теперь хочу порекомендовать её вам. Эрих Мария Ремарк, «Три товарища». Поразила, впечатлила, заставила задуматься над многими вопросами и, как бы это громко ни звучало, увидеть мир под другим углом.

Я бы отнесла Ремарка к разряду писателя-учителя, а его книгу – к романам-энциклопедиям. В лёгкой, ненавязчивой форме совершенно простым, привычным для нас языком автор открывает перед читателем заповеди жизни хорошего человека. Много героев и характеров попадаются нам на глаза, но с помощью лёгкости, юмора и простоты писатель заставляет нас доверять только самым положительным персонажам.

И даже удивительно, как Ремарку удаётся так ясно и необременительно писать о достаточно тяжёлом историческом периоде.

Германия. 1928 год. Кризис – период после Первой мировой войны. Перед нами, под увеличительным стеклом Ремарка – Роберт Локамп, Отто Кестер, Готтфрид Ленц – потерянное поколение.

Потерянное поколение – понятие, возникшее в период между двумя мировыми войнами. Оно стало лейтмотивом творчества таких писателей, как Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эзра Паунд, Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Потерянное поколение – молодые люди, призванные на фронт в возрасте 18 лет, часто ещё не окончившие школу, рано начавшие убивать. После войны такие люди часто не могли адаптироваться к мирной жизни, спивались, заканчивали жизнь самоубийством, некоторые сходили с ума.

Энциклопедия жизни1

Именно такую давящую, душащую, нездоровую обстановку разворачивает перед нами Эрих Ремарк. Может быть, именно поэтому главная героиня романа, Патриция Хольман, впоследствии оказывается безнадежно больной. Некий символ трагической атмосферы, безысходности. Однако небольшую надежду на страницах романа, в сердцах героев, а, следовательно, и читателей автор оставляет.

«Три товарища» – книга о том, что настоящая дружба и подлинная любовь способны залечить любые раны. «Любовь зарождается в человеке, но никогда не кончается в нём», – пишет Ремарк в своём романе.

Любовь становится спасением для Робби и Патриции. Это единственное сокровище, которое есть у героев, это их пристанище, уют, их вечность. Патриция становится для Робби не только любимой женщиной, но и настоящим другом. Их связывает не только страсть, но и уважение, терпение, забота.

«Женщина – это вам не металлическая мебель; она – цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова».

«Три товарища» – это учебник, энциклопедия на предмет того, как нужно относиться к жизни и к любви, о том, как нужно дружить, как нужно любить и ценить то, что у тебя есть. Особенно хорошо эта книга вклинивается в череду нашего времени, в череду современных событий, в тот самый хаос, из-за которого порой мы не видим самого главного.

«Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме. Выпьем за тьму! Кто хоть раз попал в грозу, тому нечего объяснять, что такое электричество. Будь проклята гроза! Да будет благословенна та малая толика жизни, что мы имеем! И так как мы любим её, не будем же закладывать её под проценты! Живи напропалую!».

«Три товарища» – книга о человеке, о взаимоотношениях между людьми, о добре и зле, о смерти, о войне, о жизни во всех её проявлениях.

«Человек вспоминает о своих скудных запасах доброты, обычно когда уже слишком поздно. И тогда он бывает очень растроган тем, каким благородным, оказывается, мог бы он быть, и считает себя добродетельным. Добродетель, доброта, благородство…».

Эту книгу нужно читать и осмысливать самостоятельно. Единственное, на что я бы хотела обратить пристальное внимание – образ Фердинанда Грау. Присмотритесь к нему! Именно этот персонаж, на мой взгляд, поможет современному читателю задуматься над весомой проблемой – проблемой бездуховности, усиления потребительских настроений.

«Меланхоликом становишься, когда размышляешь о жизни, а циником – когда видишь, что делает из неё большинство людей».

Вместе с книжными страницами пред нами будут мелькать персонажи, статус которых можно легко определить как «дно» общества. На самом деле все эти проститутки, безработные и одинокие – жертвы истории, жертвы войны, жертвы несправедливости, человеческой злости. А душа их – светлая, лёгкая и чистая, как небо после дождя, пусть и немного хмурая.

Можно тщательно  анализировать темы, поднятые в романе, образы героев, их поступки, каждую проблему, каждый вопрос... Но я думаю, что каждый должен сам открыть для себя ремарковскую «энциклопедию жизни» и провести свой собственный анализ, причём в контексте современности.

Так что наливайте чай, укутывайтесь в плед и берите в руки книгу. А главное, не забывайте при этом думать и рассуждать.

Приятного вечера!

Анастасия Мишина.
Фото из интернета

Фотографии