Журнал № 4 - 2012(11), рубрика: "Книжный мир"

Сокровенная Россия

Рецензия на новую коллективную монографию, одним из авторов которой стал профессор кафедры «Архитектура и урбанистика» ТОГУ, доктор  архитектуры, член-корреспондент РААСН Николай Петрович Крадин.

Сокровенная1 [большая картинка]

Книги по деревянному зодчеству выходят если и не часто, то достаточно регулярно. Однако иллюстрированные подарочные издания посвящены преимущественно традиционному набору «а ля рюс» (Кижский ансамбль и томское барокко), а учёные труды чересчур специализированы
и оставляют равнодушной непрофильную аудиторию.

Сокровенная [большая картинка]

Рецензируемая монография удачно совмещает академическую добросовестность, уникальность материала и в то же время хорошо понятную каждому русскому читателю интонацию безысходной печали по гибнущей красоте. Когда, листая страницы альбома, смотришь на бесконечные заливные луга, тёмные еловые силуэты, отражающиеся в холодной воде, заснеженные тысячевёрстные пространства, ни на йоту не изменившиеся со времён известных художников Васильева и Саврасова, невольно повторяешь: «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые, как слёзы первые любви». Деревянная народная архитектура естественно прорастает в этих ландшафтах, как подберёзовики в рощах и подснежники на солнечных склонах. Часовни, церкви и погосты, амбары, избы и мосты идеально вписаны в мягкий среднерусский рельеф.

Главная цель книги – обзор существующих памятников деревянного зодчества. Наряду с хрестоматийными постройками Суздаля, Карелии и Костромы, в ней рассматриваются малоизвестные и совершенно уникальные объекты, чудом сохранившиеся на самых дальних окраинах нашего необъятного Отечества (например, конные мельницы, уцелевшие в якутских острогах и обмеренные профессором Н.П. Крадиным; интерьеры деревянных церквей с расписными потолками типа «небо», которые сумел сфотографировать А. Афанасьев в Поонежье и прочее). Авторы рассказывают об истории построек, особенностях архитектурных и конструктивных решений, заостряя внимание на драматичном современном состоянии объектов, фиксируя утраты многих из них. Иные страницы читаются как мартиролог: пожары, разрушения, вандализм беспощадно уничтожают самую хрупкую часть отечественной культуры.

Сокровенная2 [большая картинка]

Профессор Н.П. Крадин

***

Основной текст книги сопровождается автономными очерками, содержащими общие сведения по деревянному зодчеству: анализ конструкций и строительных технологий (Н.П. Крадин), формы и композиции зданий, различные типы построек, планировка поселений и многое другое. Особый интерес вызывают разделы «Строительная обрядность», «Символика декора» и «Декоративное убранство крестьянского дома», типология которого укладывается в триаду «функция, канон, украшение» (А.Б.  Пермиловская).

Часто авторы не могут полностью выдержать академический стиль изложения, и вслед за профессиональным анализом объёмно-планировочной структуры объектов проскальзывают лирические пассажи: «Пригнувшись, чтобы не задеть дверной косяк, и войдя внутрь часовни, мы ощущаем как будто дыхание другого мира, веками отдалённого от сегодняшнего дня». Или: «Покидая деревню и бросив у поворота прощальный взгляд, можно увидеть, как теряется узкая полоска берега, и часовня кажется плывущей по воде лодкой». Именно эта человеческая интонация делает чтение особенно увлекательным.

Сокровенная3 [большая картинка]

Мельница-столбовка в музее деревянного зодчества под Новгородом

***

Против ожидания, в альбоме мало образцов прорезной резьбы: полотенец, наличников, подзоров, солярных петушков и других атрибутов декоративного экспортного варианта русского стиля, придуманного А. Штакеншнейдером для великосветских забав и растиражированного В.А. Гартманом по выставкам и дачным посёлкам. Исследуемые авторами монографии объекты завораживают тихой, неброской красотой: идеальные пропорции, органичная связь с пейзажем, монохромность и функциональность. Ворота и заборы, колодцы, лавки и завалинки, бани, поленницы, погосты с покосившимися крестами выступают неделимым органичным ансамблем с архитектурой жилых зданий. Предметы народного быта покоряют безупречным дизайном.

Весь колоссальный материал, собранный в архивах и полевых исследованиях, структурирован по географическому принципу; рассказ о памятниках ведётся от центра России к окраинам: Средняя Россия (Московская, Калужская, Тверская, Ярославская, Владимирская области), Южнорусские земли, Северо-западные земли, Север, Сибирь.

Андрей Борисович Бодэ рассказывает о Русском Севере так, как говорят о первой и последней любви. Поожье, Поморье, Поважье, Заонежье и Снегозерье – волшебные топонимы потаённой, скрытой России; сказочные пейзажи, тонущие в тумане, потрясающая душу архитектура, – наверное, это самый завораживающий раздел книги.

Николай Петрович Крадин – автор сибирского 70-страничного блока, посвящённого преимущественно оборонительным сооружениям периода русского освоения восточных окраин России. Читатель открывает для себя Албазинский и Нерчинский, Селенгинский и Казымский, Илимский и Братский, Бельский остроги, Мангазейскую и Якутскую крепости – деревянные цитадели, возведённые безымянными казацкими «вобанами», героические вехи многовекового движения русского народа «встречь солнцу», к берегам Тихого океана. Н.П. Крадин приводит описание Комарского острога на Амуре, державшего оборону от богдойских войск (1655 г.), резко углубляя историческую перспективу русского освоения Дальнего Востока. Детально описаны элементы городских укреплений: тыны, срубы, тарасы и городни, обламы и надолбы, частики, рогульки и «другие хитрые приспособления» деревянной фортификации.

Сокровенная4 [большая картинка]

Албазинская крепость на Амуре. Реконструкция и макет Н.П. Крадина

***

В связи с недавними акциями совриска (так называемый крестоповал и прочее), вызвавшими бурные дискуссии в блогосфере и медиапространстве, особый интерес вызывает очерк «Деревянные кресты Русского Севера» (А.Б. Пермиловская). Сотни лет моряки, уцелевшие в штормах, сойдя на берег Белого моря, ставили обетные кресты. Высокие, с двухэтажный дом, собранные из толстых, хорошо вытесанных брусьев, восьмиконечные обетные кресты Мезени и Поморья до сих пор служат навигационными знаками. Но «главная ценность северных деревянных крестов заключается, наверное, в том, что они являются своеобразным местом, которое в культурно-генетическом коде связывает “век нынешний и век минувший”», считает автор очерка, и с этим мнением трудно не согласиться.

Последний раздел книги посвящён музеям под открытым небом: Кижи, Витославицы и Малые Корелы, Коломенское, Новый Иерусалим, Кострома и Суздаль, Хохловка, Тальцы, Черкехский музей в Якутии. Наряду с архитектурными объектами (зачастую вырванными из родного ландшафта и перевезёнными за сотни, а то и тысячи километров), в экспозициях воспроизводятся аутентичные интерьеры деревенских изб, реконструируются градостроительные и планировочные приёмы русских селений, однако во всём этом чувствуются некие маркетинговые стратегии, нацеленные преимущественно на развитие туриндустрии, что несколько настораживает.

Как положено академическим изданиям, монографию заключают словарь специальных терминов и библиография, насчитывающая 1690 позиций. Безусловно, главное достоинство рецензируемого фолианта – великолепный визуальный ряд. Воспроизводятся (часто впервые) подлинные чертежи, планы и развёртки как отдельных построек, так и градостроительных ансамблей.

Фотографии, выполненные на высоком профессиональном уровне, фиксируют не только архитектуру, но и дают представление о многообразии русского пейзажа. Как правило, авторы снимков предпочитают не золотую левитановскую осень, а серенькую, достоевскую, погоду. Пожухлые межи, низкие дождливые небеса, болота, косогоры, мокрые дороги, кувшинки на прудах, еловые чащи, отблески робкой радуги в облаках – на этом фоне часовенки, неотличимые от амбаров, церквушки с ёлочными силуэтами, деревни, вросшие в землю, смотрятся особенно пронзительно.

Сокровенная5 [большая картинка]

Проездная башня Николо-Карельского монастыря в Коломенском под Москвой

***

Кроме фотографий (отдельно хотелось бы отметить карельские работы П. Степанова) издание содержит множество иллюстраций: сказочные исторические стилизации с живописным стаффажем В.М. Неделина, классические перфекционистские реконструкции А. Бодэ, пронзительная ностальгическая графика Ю. Ушакова, дождливые акварели Л. Лавренова, лаконичные и в то же время чрезвычайно эффектные работы Г. Дионисьевой, отсылающие к раннему Н. Рериху и мирискусникам. Иногда на страницах монографии попадаются иллюстрации И. Билибина, органично дополняющие визуальный ряд.

Русское деревянное зодчество как по масштабу распространения, так и по многообразию композиций, приёмов и форм не имеет аналогов. Уникальная деревянная цивилизация, развивавшаяся в течение многих веков, достойна не меньшего уважения, чем римский травертин и петербургский гранит. Рецензируемое издание открывает читателю заветный пласт русской культуры, исчезающий на наших глазах, буквально уходящий в землю, как Китеж на дно потаённого озера. Переоценить значение этой книги невозможно. Читать, листать и смотреть – обязательно!

Алина Иванова.

Фото автора и Николая Крадина

Несколько иллюстраций и разворотов рецензируемой книги доступны по адресу: vk.com/album-10577267_158680166#/photo-10577267_28763.

Фотографии