Журнал № 1 - 2012(8), рубрика: "Книжный мир"

Виртуальный мир: человек, культура, искусство

Виртуальный мир: [большая картинка]

 

С большим удовольствием представляю вниманию читателей журнала «Мой университет» science-проект – специфическую по способам реализации трилогию, состоящую из трёх монографий.

Первая монография – «Виртуальность как социокультурный феномен: Аретея и аретенты» была издана в издательстве Тихоокеанского государственного университета в 2010 году. Основное содержание её составил анализ результатов социологических исследований, проведённых с апреля 2009-го по март 2010 гг. в ряде вузов Дальневосточного региона, позволивший сформировать социально-психологический портрет «человека виртуального» с позиций межличностных отношений в виртуальных сообществах, ценностных ориентаций, мотиваций и степени участия молодёжи в социальных процессах. Интересным композиционным и стилистическим решением стало включение в текст монографии японских хайку, осмысленных в контексте виртуализации. В частности, введение начинается с эпиграфа Такахама Кёси:
Солнце садится –
головастики в тёмной воде
снуют без конца…
«Человек виртуальный» подобен головастику. Он головастый и часто хорошо образованный. Он молод и пока ещё не стал взрослой лягушкой. Он вёрткий и юркий, плавает в мутных водах web-пространства и пока достаточно безобидный. Он громко квакает и любит играть в «кваку». Ему нравится гулять в интернет-болоте по ночам (после захода солнца). Кроме того, головастиков – великое множество. Их голоса день ото дня становятся всё громче и громче…

Виртуальный мир:1 [большая картинка]
Великолепные строчки Масаока Сики, Кобаяси Исса, Мацуо Басё, Накамура Кусадао и даже Рубоко Шо (!!!) не только украсили научное издание, но и послужили поводом для личностных комментариев из жизни преподавателей кафедры информатики ТОГУ. Кстати, эту монографию можно найти в библиотеке нашего университета.

Виртуальный мир:3 [большая картинка]

Вторая монография – «Человек виртуальный» в информационном пространстве: генезис и формирование виртуальной культуры» издана в 2011 году. Она выполнена в арабском стиле, и её украшением стали оттоновские буквицы, арабские пословицы и образцы исламской каллиграфии. Например, раздел «Проблемы виртуальной реальности» начинается с арабской пословицы:

Если бы у моей тётки росла борода,
она была бы моим дядей.

Арабская пословица соответствует противоречивой, неустойчивой, алогичной, неоднородной, мнимой, многозначной, недостоверной природе «человека виртуального». Она же парадоксальным образом указывает на то, что технологии XXI века всесильны настолько, что в виртуальных мирах процесс превращения «моей тётки в дядю» – элементарен. Более того, медицинские технологии совершенны настолько, что это превращение (как, впрочем, и обратное) можно совершить без всяких чудес с помощью операции по смене пола. Впрочем, если превратить «тётку» в «дядьку» сегодня – не проблема, то решить разнообразные проблемы виртуальной реальности – весьма проблематично.
Данная монография есть, своего рода, продолжение ранее изданной книги «Виртуальность как социокультурный феномен: Аретея и аретенты». Изучение «человека виртуального» позволило прийти к выводу, что в web-пространстве происходят уникальные по масштабности и креативности процессы генерирования виртуальной мифологии. Мифологические герои нового, виртуального поколения, в отличие от древнегреческих титанов и олимпийских богов, немонументальны (мелки и мелочны), неестественны (гламурны), нефункциональны (бесполезны), неэротичны (порнографичны) и эстетически невыразительны. Тем не менее, как и мифологические герои античной литературы, они придают виртуальной реальности особое очарование. Как и почему это происходит, авторы пытаются выяснить на страницах этой книги.
И, наконец, начата работа над новой монографией «Конфигурации web-дизайна: искусство или ремесло?». Новая монография, выполненная в индийском стиле, посвящена исследованию принципиально новых – математических – форм искусства, построенных на основе уравнений фрактальных узоров, цифровых изображений, подвергнутых действию модификаторов и фильтров, ASCII-графики (text-mode-искусство), flash-мультипликации (искусство «дрожащих симулякров»), феррофлюидному искусству и другому.
Интеллектуально-виртуальная игра, реализованная в социологии (в японском стиле) – культурологии (в арабском стиле) – искусствознании (в индийском стиле), принесла подлинное наслаждение авторам.
 

Альбина Затулий

Виртуальный мир:5 [большая картинка]