Журнал № 5 - 2011(7), рубрика: "Книжный мир"

Сибирь как Terra Nova

Сибирь как Terra Nova 1 [большая картинка]

Сибирь как Terra Nova 2 [большая картинка]

Минувшим летом в книжных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга появился монументальный фолиант под лаконичным названием «Градостроительство Сибири». Эпохальный труд, открывающий русскому народу собственную страну, создавался в течение многих лет профессорами из Иркутска, Новосибирска, Красноярска и других городов. Хабаровск и Владивосток представлены именами Николая Петровича и Николая Николаевича Крадиных.

Идея объединения пришла в голову одному из авторов – ­В.И.­ ­Цареву, который и взял на себя функции редактора. В книгу вошли не только опубликованные ранее работы, но и те, что лежали в авторском портфеле.

Авторы работали практически самостоятельно, каждый над своей тематикой. В монографии, написанной на основе этих исследований, выдвигается и обосновывается очевидный для сибиряков и дальневосточников, но неожиданный для столичной интеллигенции тезис о том, что градостроительное наследие Сибири – это национальное достояние, имеющее самостоятельное культурное значение, требующее изучения и охраны.
Почти 800-страничная книга поражает необъятностью материала, охватывающего историю территорий, лежащих к востоку от Урала, от древности до нашего времени. Особенное внимание уделено периоду освоения Сибири русскими. Ничего подобного ранее не издавалось, во всех архитектурно-градостроительных монографиях Сибири и Дальнему Востоку вместе взятым отводилась пара абзацев, в лучшем случае (например, в многотомнике «Градостроительство России» под редакцией Н.Ф. Гуляницкого) несколько страниц, как и следует по закону 80/20*.
Чтобы далеко не ходить, обратимся к собственному преподавательскому опыту: восемь лет подряд читая курсы лекций по истории градостроительства и русской архитектуре, мы (кандидаты архитектуры доценты А.П. Иванова и Д.С. Масленникова) всегда ощущали зияющую лакуну в отечественной научной литературе и несовершенство рекомендуемых учебников; все, что не касается русских столиц, городов центральной России и Одессы, трактуется более чем скромно, а приводимые картинки случайны и немногочисленны.

Вместе с тем особенностью рассматриваемой монографии является великолепный визуальный ряд – 595 (!) иллюстраций. Эту книгу интересно не столько читать (не каждый продерется сквозь академический текст), сколько разглядывать, листая этот фолиант страницу за страницей. Сибиряки зафиксировали чуть ли не все исторические здания, сохранившиеся в Барнауле, Бийске, Енисейске, Минусинске, Улан-Удэ, Тобольске, Томске, Омске; в книге приводится множество типологических таблиц, сотни архивных фотографий и бесчисленное количество генпланов населенных пунктов, схем расселений, панорам, фотографий и зарисовок современников, дающих максимально возможное представление о развитии сибирских городов. Но, прочитав  «Градостроительство Сибири»  от корки до корки, мы нашли всего лишь одну страницу, посвященную Дальнему Востоку.

За разъяснением этого тревожного факта мы обратились к доктору архитектуры, члену-корреспонденту Академии архитектуры и строительства РАН, профессору кафедры «Архитектура и урбанистика» ТОГУ Николаю Петровичу Крадину.
 
– Николай Петрович, поздравляем вас с долгожданным изданием монографии. Но почему обойден вниманием Дальний Восток?

– Спасибо за поздравление. Действительно, книга подобного рода – это событие. Дальний Восток обойден по той причине, что монография посвящена другой территории – Сибири. Есть идея сделать подобную книгу специально о Дальнем Востоке (поэтому готовые «дальневосточные» материалы и не вошли в «сибирскую» монографию). Я уже консультировался на сей счет с руководством Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства и получил одобрение. Так что будем работать над воплощением этой идеи в жизнь. Рассчитываю и на вашу помощь.


Сибирь как Terra Nova 3 [большая картинка]

– Какие разделы монографии «Градостроительство Сибири» написаны лично вами?

– Я не стану перечислять всего, что написано мною, поскольку на отдельной страницы монографии отмечен вклад каждого из авторов. Скажу только, что из восьми глав я принимал участие в написании первых семи. Причем общий объем моих материалов составляет более 200 страниц.

– Сколько лет вы собирали материалы? Наверное, всю жизнь?

– Ну, не всю жизнь, конечно, а ее значительный период, начиная примерно с 1975 года.

Как удалось выпустить такой грандиозный проект?

– В течение нескольких лет редактор В.И. Царев подавал заявки на получение издательского гранта, и, наконец, в 2010 году такой грант был получен. В петербургском издательстве «Коло» книга была подготовлена и издана буквально за полгода. Это были средства гранта Российского гуманитарного научного фонда. Подчеркну еще раз – средства только на издание книги. Работая, занимаясь научными исследованиями, я, кстати, тоже неоднократно получал гранты – РГНФ, РФФИ, президентский и другие, да и остальные соавторы тоже, в частности, сын мой постоянно получает гранты на свои архе­­­ологические исследования.

– Существующий тираж в 800 экземпляров явно недостаточен, за считанные месяцы книга превратилась в библиографическую редкость. Можно ли достать эту книгу в нашем городе?

– В Хабаровске ее пока нет, и я не знаю, будет ли она здесь. Понимая, что книга нужна студентам, я обратился в нашу университетскую библиотеку с просьбой, чтобы они заказали ее в издательстве. Сотрудники отдела комплектования это сделали, и, надеюсь, скоро книга появится у нас.

– Помимо монографии по дальневосточной архитектуре, вы планируете новые книги?

– Да, есть в моем портфеле и новые книги. В принципе готовы рукописи следующих монографий: «Зодчие Хабаровска», «Русские художники в Китае», «Архитекторы и инженеры Дальнего Востока», «Русские инженеры в Китае», «Хабаровск – Харбин: люди и судьбы». Работаю и над другими книгами, в частности, о деревянном зодчестве Забайкалья, Якутии и Дальнего Востока, о модерне на Дальнем Востоке.

– Уму непостижимо! Поделитесь, пожалуйста, секретами своего тайм-менеджмента: как вам удается столько успевать? Наши студенты жалуются на адскую нагрузку, говорят, что спят по три часа и все равно не укладываются в сроки. Да и мы сами вечно пропускаем дедлайны. Есть ли заветные правила, выполняя которые можно научиться контролировать время?

 – Какие правила? Правило одно – надо работать, постоянно работать – для души, чтобы эта работа стала потребностью. Я ведь практически не отдыхаю, никогда не был ни в санаториях, ни в Домах отдыха. Рецептов давать не стану. У каждого он должен быть свой. Каждый выбирает именно свой путь, так что рекомендовать кому-то мой путь – это просто бессмысленно, да и ни к чему.

– Каковы ваши прогнозы относительно будущего Дальнего Востока вообще и Хабаровска в частности? Чего нам ждать от строящегося на Уссурийском острове мегаполиса? Вот, например, профессор Леонид Ефимович Бляхер предсказывает Хабаровску неизбежную стагнацию, предвидя, что весь российский дальневосточный бизнес уйдет на китайскую территории, где налоги гораздо ниже и не надо платить откаты. А вы что думаете по этому поводу?

– Трудно сказать однозначно. Есть мнение, что эта стройка станет «потемкинской деревней». Знаю совершенно точно – за китайцами нам не угнаться. Будущее Дальнего Востока, надо сказать, зависит во многом не от самих дальневосточников. Ни для кого не секрет, что наблюдается отток населения, значит, власти делают что-то не так. У людей должны быть привлекательные условия для комфортной жизни здесь, для работы, отдыха, занятий спортом, должны быть нормальные, ощутимые льготы.

– Благодарим вас за ответы, желаем вам счастья и здоровья! С нетерпением ждем новых книг.

– Спасибо. И вам всех благ.

Пока верстался номер, стало известно, что монография «Градостроительство Сибири» получила Диплом I степени на международном смотре-конкурсе дипломных проектов в Ереване.

Мы уверены, что это не последняя награда, которую суждено получить замечательному Мастеру – профессору Николаю Петровичу Крадину.

Беседовала
Алина Иванова.

На снимках:

  • Н. Крадин
  • Это лишь малая часть трудов профессора Н. Крадина
  • Н. Крадин представляет свои монографии на III Хабаровской краевой выставке-ярмарке

Фото Натальи Никитиной.

Фотографии