Журнал № 4 - 2011(6), рубрика: "Книжный мир"

Как спасти вузы от информационного «окукливания»?

как спасти вузы [большая картинка]

как спасти вузы 2 [большая картинка]

В сентябре наш вуз посетил главный редактор Издательского дома «ИНФРА-М» (Москва) Владимир Прудников. Целью визита стали презентация электронных ресурсов издательства, ознакомление профессорско-преподавательского состава ТОГУ с выгодными условиями сотрудничества с ИД… Нам же удалось побеседовать с Владимиром Михайловичем о наиболее животрепещущих проблемах рынка учебной литературы, узнать его мнение и позицию ИД «ИНФРА-М» по ряду вопросов.

– Чем отличается Издательский дом «ИНФРА-М» от других издательств? В чем особенность его предложений?
– Первое, и самое главное – у нас профессиональный редакторский состав. Наши книги действительно проходят нормальный редакционный процесс, а не просто издаются в том виде, в каком их передают авторы. Особенно это касается учебной литературы. Мы стремимся к тому, чтобы все учебники, выпускаемые нами, соответствовали всем необходимым требованиям. Второе, мы стараемся издавать самые актуальные, самые нужные учебники и учебные пособия.
Что касается интересных предложений, то сейчас мы как раз активно продвигаем одно из них – издание научной литературы, прежде всего монографий. Как правило, издательства печатают такие работы за деньги авторов. Это общий тренд. Мы же пока на рынке единственные, кто публикует работы преподавателей и ученых за счет издательства. Это наше ключевое  отличие от всех остальных издательств в России.

как спасти вузы 3 [большая картинка]


как спасти вузы 4 [большая картинка]
– Вы упомянули, что стараетесь выпускать актуальные учебники. Как вам удается быть в авангарде?
– Во-первых, есть федеральные государственные образовательные стандарты, содержащие перечень дисциплин, которые должны преподаваться в вузах. Издательство ориентировано на выпуск учебников именно по стандартам соответствующих направлений и осуществляет поиск авторов, наиболее полно отражающих все те компетенции, которыми должен овладеть студент при изучении той или иной дисциплины. Во-вторых, мы приглашаем авторов с их новыми наработками, которые не вписываются в стандарты, но являются крайне актуальными на текущий момент, и предлагаем им создавать учебные пособия по вариативной части стандартов, то есть по тем дисциплинам, которые выбирает сам вуз. Как правило, такие авторские курсы возникают из научных исследований, проводимых преподавателями. Допустим, подготовлена монография, на ее основе и с привлечением других произведений уже можно разработать авторский курс, который отражает самые передовые достижения в определенной области и который явно должен быть интересен студентам. Так создается новое учебное пособие, которое через некоторое время может стать полноценным учебником.

– А как изменился российский книжный рынок за последнее время? И каковы, на ваш взгляд, перспективы его дальнейшего развития?
– Рынок изменился крайне сильно и, к сожалению, негативно. Современные IT-технологии – это, конечно, хорошо, но вот пренебрежение к авторскому праву… Хорошо подготовленная учебная литература уходит с рынка. Посмотрите, совсем не видно новых книг ряда издательств, специализировавшихся именно на книгах для высшего профессионального образования: «Высшая школа», «Медицина»... Коммерческие издательства разоряются.
Ситуация, наверное, скоро сложится достаточно непростая – что-то опубликовать в традиционном бумажном виде будет тяжело и дорого. Очень сильно способствуют этому, конечно, электронные издания. Даже не столько сами издания, сколько имеющийся несанкционированный со стороны правообладателя доступ к той литературе, которую он выпускает. Проще говоря – пиратство. Государство, к сожалению, не выказывает никакой политической воли этим вопросом заниматься… А это может привести к достаточно печальным последствиям.
Вот сегодня некоторые вузы задумываются о том, чтобы создать собственные электронные библиотечные системы (требования стандартов 3-го поколения содержат на сей счет четкое требование о наличии покупной или собственной ЭБС). А что это означает? Это означает, что всё больше мы переходим на «цифру», бумажных книг печатается всё меньше, они становятся всё дороже. Следовательно, если у нас есть собственные ЭБС, мы ничего не приобретаем или покупаем по минимуму. То есть будет происходить некое информационное окукливание каждого вуза внутри себя. И что, это движение к лучшему в образовании? Неужели наука будет развиваться, если каждый вуз будет сидеть в своем информационном коконе и не знать, что вообще выходит (если к тому моменту вообще будет что-то выходить) из печати? Вот об этом сценарии, кстати, никто не задумывается, а это уже четко видно сегодня. На рынке резко растут цены на книги, потому что падают тиражи, а затраты издательств никуда ведь не исчезли… За год книги подорожали на 30%, не меньше. По сути дела, всё идет к тому, что скоро от бумажных книг откажемся вовсе. В первую очередь я имею в виду учебную литературу. А что получим взамен?
 

как спасти вузы 1 [большая картинка]


– Кстати, об учебной литературе. Современный рынок буквально переполнен учебниками гуманитарной направленности, а число изданий для студентов инженерно-технических специальностей невелико. Каков ваш взгляд на эту проблему?

– Это действительно так. Книги технической направленности издавать крайне тяжело, крайне сложно и крайне затратно. Любой технический учебник по себестоимости дороже в два-три раза любого учебного пособия по экономике или политологии. И это объективно: больше трудозатрат.
Вот и судите: вкладываешь в два-три раза больше, студентов не так много, тиражи меньше, наименований больше. Соответственно, экономического стимула издавать такие учебники у издателей нет. А самое главное – их писать уже некому. В преподавательской среде есть разрыв между 60-70-летними преподавателями и молодыми, 30-летними, 40-50-летних нет, а это как раз тот возраст, который сочетает в себе  накопленный опыт и научную динамику, является самым плодотворным периодом научной и преподавательской деятельности. Поэтому даже и не знаю, что дальше будет. А с учетом тенденции сокращения тиражей скоро каждый такой учебник будет на вес золота.
Наше издательство издает инженерно-техническую литературу, но тоже, к сожалению, не так уж много.

– Электронно-библиотечные системы вы уже упоминали… Расскажите, пожалуйста, как в ИД «ИНФРА-М» формируются электронные библиотечные коллекции, каковы планы на будущее?

– ЭБС у нас работает второй год, сформирована на основе собственных изданий. В наш холдинг входят 10 издательств, специализирующихся на самой разнообразной учебной литературе. Мы также привлекаем ресурсы других издательств для нашей ЭБС. Напрямую работаем с авторами. Мы предлагаем, как я уже упоминал, публиковать за счет издательства монографии, а также размещать ранее опубликованные труды в ЭБС. Причем автору за использование в ЭБС этих работ выплачивается гонорар.
Для вузов у нас тоже есть особое предложение, связанное с ЭБС. Мы готовы серьезно снижать стоимость подключения к нашим электронным коллекциям, если учебное заведение предоставит свои информационные ресурсы в нашу ЭБС. Вуз будет получать вознаграждение за их использование. Наша цель – продвижение произведений вуза в учебной и научной информационной среде высшего профессионального образования (ведь, как правило, всё издается тиражом до 100 экземпляров), чтоб не было того самого кокона, о котором мы с вами говорили.

– Насколько серьезно в таком случае снижение стоимости подключения к вашим базам?
– Оно может доходить до 50%. Как видите, ощутимо.

– В нашей с вами беседе мы говорили и о традиционных книгах, и об электронных… А все-таки в каком формате вы предпочитаете чтение? И что читаете?
– В основном я читаю электронные рукописи (улыбается). И очень много. Не забываю и про бумажные книги. В последнее время много читаю в легальных электронных ресурсах, например Bookmate. Там достаточно приемлемые цены. И я думаю, что легальные электронные ресурсы, к коим относятся и ЭБС, являются одним из способов построения цивилизованного рынка электронных книг, и надеюсь, что всё меньше будет тех, кто всерьез будет требовать бесплатных электронных «хлеба и зрелищ». Всё-таки нужно понять одно: если мы не будем платить автору за его труд, нас накроет волна графоманства и информационного мусора. Либо мы погружаемся в информационные джунгли, либо мы живем в стране, где  есть информационные тропинки, за которые кто-то отвечает (за их безопасность, за их достоверность).

Беседовала Ольга Винайкина

На снимках:

  • Владимир Прудников
  • На встрече в Научной библиотеке ТОГУ шел заинтересованный разговор о проблемах современного книгоиздания
  • Преподаватели ТОГУ заинтересованы в сотрудничестве с «ИНФРА-М»
  • Доцент Р. Загидулин: «Вы готовы публиковать книги дальневосточных ученых?»
  • В. Прудников:  «Мы открыты для партнерства с вами» 

Фото Николая Климова

Фотографии