Журнал № 1 - 2011(3), рубрика: "Книжный мир"

Отодвинь мышку - почитай книжку!

Не надо спасать книгу,

она сама еще нас всех спасет…

Дмитрий Быков

 

Сегодня очень остро стоит проблема не просто развития России, но её выживания. Сохранится национальная культура – выживет нация. Современные информационные технологии – это и необходимо, и интересно, и современно. Если при этом не забывать, что одной из базовых составляющих мировой культуры была и есть, прежде всего, книга. Поэтому всех, кого интересует будущее страны, волнует проблема падения интереса соотечественников к чтению.

Отодвинь мышку - почитай книжку!

Очень беспокоят российских интеллектуалов данные опроса ВЦИОМ, посвященного читательским предпочтениям россиян, проведенного в 2009 году. Выводы впечатляют. Число наших сограждан, вообще не берущих книгу в руки, возросло с 20% в 1996 году до 35% – в 2009 году. Известный отечественный ученый и популяризатор науки профессор Сергей Капица даже выдвинул предположение о том, что за последние 15 лет мы воспитали «страну идиотов». Очень не хочется с этим соглашаться. Нас, библиотекарей, волнует не только падение читательского спроса на литературу (художественную в том числе), но и невероятное сужение круга чтения, отсутствие читательского вкуса. Анализ формуляров позволяет сделать вывод, что большинству наших студентов из имён современных писателей известны только Паоло Коэльо и Харуки Мураками, писатели, может быть, неплохие, но и далеко не самые лучшие. Большинство читателей ждёт от книги развлечения, выбирая на полке только мистику, триллеры, фэнтези, детективы, эротику. Многие просто не готовы к восприятию действительно умной и глубокой книги. Только некоторые студенты имеют сформировавшийся с детства читательский вкус и способны самостоятельно выбрать качественную литературу. Поэтому сегодня мы хотим обратить внимание молодых читателей на лучшие отечественные произведения, отмеченные премиями.

Самые весомые и значимые в России литературные премии – «Русский Букер» и «Большая книга». Может возникнуть вопрос: «А зачем и кому нужны эти премии, в чем их смысл и значение?». В современной России их насчитывается больше двухсот, но Пушкин и без премии Пушкин. И всё-таки знать немного об истории поощрения писателей не помешает. Для писателя (особенно начинающего) – это прежде всего престиж, литературное имя и (помимо материальной поддержки) определённое признание. В России сегодня тиражи диктует рынок, но, тем не менее, за рубежом прежде всего обращают внимание на тех, кто замечен и отмечен.

Русский Букер. Краткая история

Название премии никак не связано с книгой – «book». Торговая компания Букер, чье имя носят теперь Британская и русская премии, была основана в Ливерпуле двести лет назад братьями Букер. В 1969 году она учредила Букеровскую премию, ставшую основной литературной премией Великобритании. Среди её лауреатов: Айрис Мердок, Уильям Голдинг, Кингсли Эмис, Салман Рушди, Бен Окри, Кадзуо Ишигуро, Грэм Свифт. Первым дважды лауреатом премии стал южноафриканский прозаик Дж. М. Кутзее, получивший затем и Нобелевскую премию. В начале 90-х годов, когда казалось, что русская литература находится под угрозой исчезновения, одна национальная культура, прославленная в жанре романа, – английская, не дала погибнуть другой культуре, прославленной в этом же жанре, – русской, и помогла учредить премию за лучший роман года, написанный на русском языке. Так в 1991 году англичанами был создан «Русский Букер» – первая с 1917 года негосударственная литературная премия, которая затем не раз меняла своё название и попечителей-спонсоров. (Сайт премии «Русский Букер»: http://www.russianbooker.org/ ).

С 2006 года попечителем премии стала международная нефтегазовая компания BP. Руководство осуществляется Букеровским комитетом, куда входят писатели, критики, историки, журналисты. С 1999 года комитет возглавляет литературовед и критик Игорь Шайтанов. Комитет избирает ежегодно сменяемое жюри из пяти человек, которые отбирают произведения, формируя вначале шорт-лист (список финалистов), а затем объявляет победителя. Финалистами премии в разные годы становились Виктор Астафьев, Людмила Петрушевская, Владимир Сорокин, Виктория Платова, Татьяна Толстая, Леонид Зорин и другие не менее интересные писатели. Рассказать обо всех в небольшой статье невозможно. Среди лауреатов премии – писатели известные и начинающие: Булат Окуджава, Людмила Улицкая, Рубен Давид Гонсалес Гальего, Василий Аксёнов, Ольга Славникова, Александр Илличевский, Михаил Елизаров, Елена Чижова и др. В октябре составлен шорт-лист премии за 2010 год, куда вошли шесть финалистов (имена новые, мало известные широкому читателю), за рамками этого списка остались работы Виктора Пелевина, Дины Рубиной, Тимура Кибирова. Конкуренция была высока. Из очень сильных книг-финалистов тяжело было выбрать лучшего. Лауреат был объявлен 2 декабря. Им стал роман о любви и сексе «Цветочный крест» Елены Колядиной (премия в этом году составила 600 тысяч рублей).

А теперь давайте познакомимся с наиболее интересными, на наш взгляд, произведениями лауреатов премии, уже поступившими в фонд библиотеки ТОГУ.

Улицкая Людмила Евгеньевна.

Казус Кукоцкого.

роман. – М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

Отодвинь мышку - почитай книжку!_4 [иллюстрация к статье]Людмила Евгеньевна Улицкая за дешевой славой не гонится. Но никогда не пройдёт мимо общественной проблемы, которая её по-настоящему интересует. Один лишь факт из биографии Л.Е. Улицкой: 13 января 2009 года в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы были вручены награды журнала «Знамя». Премию в номинации «Глобус», которая присуждается «за развитие диалога между культурами», получил проект «Диалоги», состоящий из серии писем, которыми обменялись Людмила Улицкая и Михаил Ходорковский. Улицкая задавала вопрос, «опальный» олигарх аккуратно слал ответ из тюрьмы через своего адвоката. (Переписка опубликована в журнале «Знамя» за 2009 г., № 10.).

Её книги – это всегда «трудное» чтение». Улицкая и в романе «Казус Кукоцкого» не использует конъюнктурные ходы, которыми, казалось бы, изобилует сюжет: «Это и больные Альцгеймером, наследство из Буэнос-Айреса и даже серийный убийца. В центре романа потомственный хирург Павел Адреевич Кукоцкий, разработавший обоснованную программу борьбы с криминальными абортами, всю жизнь добивавшийся отмены постановления 1936 года о запрещении абортов. С одной стороны, он спасал жизнь женщин, но при этом становился соучастником в убийстве будущей чьей-то нерожденной жизни. За время действия романа (40 – 80-е годы ХХ века) стремительно изменяется жизнь в стране: это и разгром генетики, аресты и лагеря, похороны Сталина, хрущевская «оттепель». Судьба профессора Кукоцкого слита с историей страны. Его жена страдает потерей памяти, он переживает драматическую историю взросления дочери, потерю этих двух самых любимых им женщин. Эта книга о жизни и смерти, об опыте существования после смерти, о любви, человеческих ценностях и судьбе России. Читая роман, вы не раз задумаетесь о хрупкости человеческой жизни, о границе между нею и смертью… Жизнь показана, как она есть – не добрая и не злая, со своими прелестями и тревогами, но ради этой «полосатой» жизни стоит жить. Ведь жизнь так прекрасна!

В 2001 году «Казус Кукоцкого» стал лауреатом Букера. На сегодняшний день книга издана более чем в 25 странах мира. Режиссёр Юрий Грымов при поддержке телекомпании НТВ снял удачный телероман по книге.

Комментарий в Сети рядового читателя: «Хорошая книга для неторопливого чтения».

Славникова Ольга Александровна.

2017.

роман. – М.: Вагриус, 2008. – 544 с.

Отодвинь мышку - почитай книжку!_3 [иллюстрация к статье]Ольга Славникова – человек очень активный и деятельный, неоднократно входила в жюри самых разных премий, ныне занимает пост координатора раздела прозы литературной премии «Дебют». Её роман «2017» критика назвала «событием». Роман был опубликован в конце 2005 года. В декабре 2006 года он был удостоен премии «Русский Букер» как по версии профессиональных литераторов, так и по результатам студенческого голосования, что является прецедентом в истории присуждения этой награды. Герои нового романа Ольги Славниковой – хитники, так называют на Урале тех, кто занят незаконной добычей драгоценных камней. Мир горных духов, описанный Бажовым, для них реален. Они привыкли рисковать и не доверять никому – даже своим любимым... А тем временем приближается 2017 (столетие!), и на городской площади большого уральского города разыгрываются сцены Октябрьского переворота – костюмированное шоу, которое неожиданно перерастает в массовые беспорядки... Несмотря на сложный, перегруженный причудливыми метафорами язык, широкое применение элементов уральских преданий, в книге прочитываются элементы триллера, детектива, фантастики. Роман будет интересен любителям крутых боевиков и ценителям оппозиционно-метафизической фантастики, гурманам-постмодернистам и юнцам, грезящим баррикадами.

Комментарий в Сети рядового читателя: «Политическая футурология пополам с детективом, страдающая девушка с обложки (безответная любовь к суровому гранильщику), адюльтер в отеле, брильянты в аквариуме, искривления пространства-времени, разгул террора на Урале, последний рейс на Женеву. «Дрянное фэнтези», – подумали вы и здорово ошиблись. Это превосходная, насыщенная метафорами проза…»

 

 

Елизаров Михаил Юрьевич.

Библиотекарь.

роман. – М.: Ad Marginem, 2009. – 448 с. 

Отодвинь мышку - почитай книжку!_2 [иллюстрация к статье]36-летний лауреат премии 2008 года Михаил Елизаров – писатель молодой, яркий, талантливый, разделивший критику и читателей на два лагеря: от горячих сторонников (даже создавших в 2007 году в Интернете сайт «Михаил Елизаров. Сообщество читателей» (http://community.livegournal.com/ru_elizarov) – до самых ярых его противников, назвавших роман «трэшем», а его создателя – «выскочкой». Тем не менее еще в рукописи роман «Библиотекарь» вошел в лонг-листы премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга». Слово «Книга» в романе пишется с прописной буквы. Это святыня, несущая в себе огромный магический заряд. За Книгу ведется жестокая кровавая война. Осильте только первые шестьдесят страниц, и роман вас втянет в действие, он динамичен, отличается мощной энергетикой, затрагивает насущные проблемы современной жизни, её особенно «больные темы». Даже самые яростные его критики признают (несмотря на недостатки, которых в романе хватает), что прочесть Елизарова стоит хотя бы потому, что его роман является одним из «самых интересных казусов постсоветской прозы». Сегодня Михаил Елизаров продолжает эпатировать литературный «бомонд», устроившись продавцом в книжный магазин при Центре «Гараж» и объясняя читателям-покупателям, почему не стал продавать ножи, что следует лечить тюрьмой, а что – жизнью в Европе и почему попытка сделать жизнь по плану – это иллюзия. А попутно – ведя колонку в журнале «Сноб», мечтает: «Очень жду, когда этот мир денег, идиотизма и пошлости наконец рухнет к чертовой матери!»

Комментарий в Сети рядового читателя: «Очень сильно и безжалостно о том, чем мы жили, и о том, чем сейчас не живем. Послевкусием остается вопрос: что же лучше – старые сказки о новом светлом мире или суровый нынешний цинизм. Пять баллов».

 

Почитайте, подумайте. Поспорьте.

Людмила Кононова,

ведущий библиотекарь НБ ТОГУ

Фотографии