Журнал № 1 - 2011(3), рубрика: "Книжный мир"

Директор Научной библиотеки ТОГУ Людмила Федореева: «Молодежь читает не меньше, а по-разному…»

Тот факт, что интерес к книге в России за последние несколько лет упал, уже не новость. По исследованиям разных агентств, более половины россиян не ходят в библиотеки, треть наших соотечественников не читает книг вообще… Иными словами, проблема приобретает масштабы национальной. Но почему-то о ней не говорят с высоких трибун (да и не с высоких тоже), находя всякий раз темы поважнее.

Редакция журнала «Мой университет» решила обратиться за компетентным мнением по этому вопросу к специалисту – директору Научной библиотеки Тихоокеанского государственного университета Людмиле Федореевой. А также узнать, каковы планы нашей библиотеки в сложившейся ситуации.

Директор Научной библиотеки ТОГУ Людмила Федореева «Молодежь читает не меньше, а по-разному…»

Директор Научной библиотеки ТОГУ Людмила Федореева

– Людмила Васильевна, как бы вы оценили (по 10-балльной шкале) интерес к чтению в России и за рубежом сейчас и 10 лет назад?

– О проблемах чтения и о функциональной неграмотности в России и за рубежом в последние годы очень много пишут и говорят. И если в благополучной Европе и Америке этот вопрос решается на государственном уровне, то в России очень много остается на бумаге. Небезызвестный нам проект национальной программы «Чтение», парламентские слушания, посвященные библиотечному обслуживанию детей, Конгресс в поддержку чтения – все это, казалось бы, обнадеживало. Однако эти документы не работают. Сегодня вся надежда на проект «Национальная программа поддержки и развития чтения», основная задача которого привить подрастающему поколению потребность в чтении и вернуть в активное чтение огромные группы сравнительно образованных россиян, определяющих сегодняшнее лицо нации и закладывающих будущее России.

В последнее десятилетие интерес к некоммерческим, общественным пространствам, каким являются библиотеки в нашей стране, в целом значительно уменьшился, в то время как за рубежом он неуклонно растет, причем не только в развитых странах. К примеру, один из наиболее амбициозных проектов был реализован в небогатом Египте – Александрийская библиотека, которая практически создавалась заново. Огромные средства были найдены государством для ее восстановления. Россия опустилась на 6-е место в списке самых читающих стран мира. Согласно проведенным социологическим исследованиям, самой читающей нацией сейчас являются индийцы, на 2-м месте китайцы, на 3-м – тайцы.

Сегодня в России проблемы чтения настолько серьезны, что в их решении должны принимать участие не только государство, но и все общество. В национальной программе по продвижению чтения современная ситуация характеризуется как системный кризис культуры. Россия сегодня подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Это явная угроза национальной безопасности, поскольку чтение представляет собой важный способ освоения и использования знаний, увеличения интеллектуального капитала нации.

Если же оценивать создавшееся положение по 10-балльной системе, то интерес к чтению в 2000 году – 10 баллов, а в 2010 году только 5 баллов.

Переломить ситуацию в том числе должны модернизация и совершенствование библиотечной системы. И, конечно, регулярный мониторинг читателей и их запросов.

– А есть ли должный интерес к книге у наших студентов?

– Процесс чтения – необходимый элемент процесса обучения в любом учебном заведении. Студенты являются основной читательской группой в вузовской библиотеке. Для них выполнение учебных программ является важнейшим и даже определяющим мотивом обращения к книге.

Учащаяся молодежь, безусловно, сторонник «инструментального чтения»: более 70% наших студентов отмечают, что чтение – «это необходимая часть работы, учебы». Более половины всех опрошенных заявили, что чтение – «это способ получения нужной информации». 60% студентов говорят, что любят читать и согласны с заявлением, что «чтение – способ развития личности». Основное место занимает литература по гуманитарным дисциплинам, поскольку получение гуманитарных знаний связано с чтением в большей степени, чем получение знаний естественнонаучных или технических.

В 2003 году в нашей библиотеке проводилось исследование «Роль книги и чтения в жизни молодежи». На вопрос о том, какие источники информации предпочитают студенты, 54% респондентов ответили – книги, 46,5% – средства массовой информации, 24% опрошенных указали на электронные источники информации. В 2006 году на такой же вопрос студенты отвечали следующим образом: 49,8% предпочитают электронные источники информации, 22,5% – книги. Быстрое развитие электронных средств хранения, распространения и предоставления информации резко меняет сложившуюся систему коммуникации.

Чтение, как один из вариантов занятий в свободное время, студенты поставили на четвертое место после общения с друзьями, прослушивания музыки, просмотра телевизора.

Поскольку, судя по ответам молодых людей, печатное слово играет для них определенную роль, важным является вопрос о содержании и структуре их информационных потребностей. На вопрос о том, какая информация им сегодня необходима, ответы распределились следующим образом:

  • Информация, связанная с учебой.
  • Информация, связанная с увлечениями.
  • Информация, затрагивающая психологию общения.
  • Правовая информация.
  • Информация о жизни общества.
  • Современная художественная литература.

Стоит отметить, что молодежь читает теперь не меньше, а «по-разному». Очень сильно изменилась стратегия чтения. Например, у студентов наблюдаются тенденции к непродолжительному чтению, к чтению кусков информации, многие читают несколько книг параллельно. Опрос показал, что не все молодые люди, пользователи компьютера, любят читать с экрана. В учебных целях студенты с удовольствием используют в чтении компьютерные технологии. Это экономит время, предоставляется возможность большего выбора электронных источников.

Те, кто читает для души (особенно это касается художественной литературы), как правило, считают чтение с экрана компьютера неприемлемым. Потому что все, что касается духовной работы, эстетического наслаждения, требует сосредоточенности и уединения.

Опрос никоим образом не подтвердил позицию, что книга заменится электронными формами передачи информации. Ведь и для того чтобы бороздить информационные магистрали Интернета, нужно уметь читать – читать книги.

– Какие меры, по-вашему, необходимо предпринять библиотеке для возрождения интереса к книге, к чтению?

– Мы видим главную задачу продвижения чтения в умелом использовании информационных технологий. Инновационным в нашей работе стало создание виртуальных выставок и обзоров, которые размещаются на сайте библиотеки http://library.khstu.ru/. Обращая внимание наших читателей на богатство информации в периодических изданиях, мы создаем электронные аналитические обзоры. Они более оперативны, знакомство с ними занимает минимум времени, они также доступны большому количеству читателей.

Функция просвещения, традиционно одна из главных в нашей библиотеке, – всегда опиралась на идею продвижения чтения. На сайте нашей библи­отеки планируется создание web-страницы, на которой найдет отражение информация о знаменательных и памятных событиях нашей культуры и истории. Будет создан электронный проект, отражающий историко-культурное наследие России, – «Наше наследие», способствующий патриотическому и духовному развитию молодежи.

Устанавливаются партнерские отношения с кафедрами университета, вырабатываются совместные программы, мероприятия, направленные на пропаганду гуманитарных традиций, ценностей. Цель – показать неповторимую самобытность и богатство традиций русской культуры, ее духовные ценности. Они помогают понять историко-культурное и общественное значение книги, высокую культуру слова, отраженную в них. Большое внимание будет уделяться мониторингу чтения.

Уверена, совместная культурно-творческая миссия вуза и библиотеки внесет свой вклад в поддержание чтения как человеко- и культурообразующего ресурса.

– Обозначьте, пожалуйста, важные моменты развития библиотеки ТОГУ до 2014 года, согласно Концепции, которые за четыре предстоящих года в корне изменят ее.

– Я бы назвала, пожалуй, четыре самых важных момента. Но никогда не стала бы говорить, что они в корне изменят библиотеку. Думаю, они сделают ее более доступной для всех слоев населения.

 Выступая 18 июня 2010 года на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что «Россия должна стать страной, где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечивается не столько за счет сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами: инновационной экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий, экспортом продуктов инновационной деятельности». Именно такая Россия способна стать «соучредителем нового мирового экономического порядка и полноправным участником коллективного политического лидерства в посткризисном мире».

Предоставление читателям-пользователям интеллектуальных ресурсов информации и знаний, участие в формировании «человеческого капитала» являются важнейшими элементами миссии библиотек. Библиотека чем дальше, тем в большей степени должна превращаться из склада прошлого в лабораторию и (или) фабрику по производству будущего. Только тогда и именно в этом у библиотеки появляется твердый шанс обрести будущее в окружающем нас цифровом мире. Масштаб использования информации и знаний зависит от степени их общедоступности. Общедоступность в наши дни – это производная величина от объема их оцифровки и наличия эффективной организационно-правовой базы доступа к цифровому контенту и его использования. С 2011 года читателями нашей библиотеки могут стать и школьники старших классов. Мы также планируем заключить договора о партнерском сотрудничестве со всеми вузовскими библиотеками Хабаровска. Это позволит и нашим читателям пользоваться фондами других вузовских библиотек.

Приоритетной стратегической целью станет создание системы информационно-библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей конституционные права граждан на свободный доступ к информации, приобщение к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.

Процесс внедрения автоматизированных систем и технологий в библиотеке стремительно развивается, что делает ее заметным участником информационной инфраструктуры страны. Развиваются проекты корпоративного взаимодействия библиотек. Внедряются технологии корпоративного создания информационных ресурсов. Создаются собственные информационные ресурсы библиотеки – библиотека ТОГУ приступила к созданию электронно-библиотечной системы, в том числе в сети Интернет, пользователям предоставляются новые виды библиотечных услуг, развиваются современные информационные сервисы. Откроется виртуальный читальный зал с доступом к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. Начнет работу Центр Международного библиотечного сотрудничества, что позволит более плодотворно развивать взаимоотношения с вузовскими библиотеками стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сегодня библиотека работает в других социально-экономических условиях, использует современные информационные и коммуникационные технологии. Перспективы развития библиотеки должны соответствовать происходящим переменам в обществе, прежде всего, с выходом в обще­мировое информационное пространство.

– 4 декабря 2010 года председателю Государственной Думы РФ Борису Грызлову, посетившему наш вуз, был показан ролик об обустройстве комплекса ТОГУ до 2020 года, где было обозначено и строительство отдельного здания для университетской библиотеки. Какие проблемы снимутся с его вводом? Что будет возможно?

– Строительство нового здания библиотеки – это наша давняя мечта. Мы даже неоднократно привозили примерные проекты зданий. Над проектом библиотеки работали и наши студенты-архитекторы под руководством профессора В.И. Лучковой. Но это пока остается только мечтой.

Очень хочется, чтобы это было отдельное, самостоятельное здание, с просторными залами. И обязательно чтобы был открытый доступ к фондам. Чтобы каждый желающий сам мог подойти к полкам и выбрать для себя литературу.

Библиотека должна быть оснащена по последнему слову техники. С подъемниками, с интеллектуальными стеллажами, на которых загоралась бы лампочка при электронном заказе книг. Чтобы во всех залах был Wi-Fi и много комфортных мест для самостоятельной работы читателей. Оснащена она должна быть и аппаратами для самозаписи книг, копирования, сканирования, и аппаратами для самосдачи литературы, залами для проведения видеоконференций, лингвокабинами для изучения иностранных языков и т.д. И мы бы обязательно постарались учесть все пожелания наших студентов, которые в прошлом году на наш вопрос «Какой будет библиотека будущего?» отвечали:

  • электронной, доступной через функцию Wi-Fi с любого местонахождения по всему учебному заведению;
  • мобильной и электронной, она будет частью всемирной сети библиотек;
  • голографической, с сенсорными кнопками, виртуальными книгами в формате 3D.

Я хочу вас заверить, что наша библиотека была бы самой лучшей, самой востребованной. Ведь в ней работают самые лучшие библиотечные работники. Кстати, многие из них закончили или заканчивают наш университет. Точно могу сказать, что это высококвалифицированные специалисты – компьютерщики, экономисты, но уже всей душой прикипевшие к нашей библиотеке. Ведь работать здесь интересно, потому что мы во многих направлениях являемся первопроходцами. Иногда мы набиваем шишки, но чаще всего покоряем все вершины и идем вперед.

– Людмила Васильевна, какие еще есть планы у библиотеки?

– Наши планы во многом зависят от возможностей университета. И мы очень благодарны руководству, ученому совету за понимание и поддержку. Ведь даже в эти кризисные годы на развитие библиотеки выделяются большие деньги. Только за последние четыре года эта сумма превысила 45 млн рублей. Основные направления деятельности библиотеки ТОГУ отражены в «Концепции развития библиотеки на 2010 – 2014 гг.». Но жизнь вносит свои коррективы. Поэтому и Концепция будет изменяться в связи с теми целями и задачами, которые будут вставать перед университетом.

Я думаю, что для повышения интереса к чтению нам надо подумать о приобретении в библиотеку ТОГУ электронных ридеров. Исследования, проводимые компанией Sony, утверждают, что примерно 40% пользователей электронных ридеров после их покупки стали больше читать книг, чем раньше. Эти технологии были бы удобны и нашим читателям. Тогда они в сентябре, в начале учебного года, получали бы не комплект книг из 10-15 экземпляров, а ридер, где в электронном виде были бы записаны все учебники, учебно-методические издания, тестовые задания и т.д. Электронные ридеры собираются внедрять и в школы. Конечно, можно продумать и технологии, когда сам студент успешно мог бы записывать всю необходимую ему информацию самостоятельно. Ведь, как утверждают специалисты, в 2010 году наблюдался рост продаж специализированных устройств для чтения. Аналитическая компания J’son Partners ConSulting прогнозирует, что общий объем продаж ридеров в РФ по итогам 2010 года составит 440 тысяч  штук  (2007 г. – 60 тыс.,  2009 г. – 250 тыс. устройств).

Развитие рынка разнообразных устройств для чтения (от телефонов до ридеров и планшетов) необходимо. А значит, и нам нужно думать, как их использовать в нашей работе.

Мое главное пожелание нашим дорогим читателям: активнее использовать те информационные богатства, которые имеются в библиотеке ТОГУ. Мы с большим удовольствием предоставим вам доступ к мировым достижениям науки и культуры и поможем освоить систему поиска информации из любых мировых сокровищниц знаний.

 

Беседовала

Ольга Винайкина.

Фото Михаила Бойко

и из архива НБ ТОГУ

Что говорит статистика?

Проблема снижения популярности чтения и библиотек как институтов поддержки чтения – очевидный факт. Он не требует доказательств, так как проявляется во множестве индикаторов.

Директор Научной библиотеки ТОГУ Людмила Федореева «Молодежь читает не меньше, а по-разному…»

Я хочу познакомить вас с данными Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованными в 2009 году. ВЦИОМ сравнивал эти данные с результатами похожих исследований, проводимых в 1990-х и начале 2000-х годов, и проследил динамику их изменений.

Так, по данным нынешнего опроса, постоянно (практически ежедневно) читают книги 22% респондентов (в 1996 году – 31%). Обращаются к книге от случая к случаю 42% опрошенных (в 1996-м – 49%). В то же время никогда не читают книги (или читают очень редко) 35% опрошенных (в 1996-м – 20%). Кстати, в 2005 году ВЦИОМ сообщал, что не читают книги 37% опрошенных. Аудитория газет, по последним данным, заметно больше – 36% «ежедневных» читателей, аудитория журналов меньше – 19%.

Основная группа читателей книг – женщины (27%), люди в возрасте 25– 44 лет (48-50%) и те, кто имеет высшее (незаконченное высшее) образование (45%). Больше всего «читающих» – в Северо-Западном федеральном округе (29%), а «нечитающих» – в Поволжье (41%). Кстати, в 2005 году самым читающим городом страны был признан Санкт-Петербург.

В настоящее время имеют дома около 100 книг 44% респондентов (в 1997 году – 34%), от 100 до 300 книг – 21% опрошенных (1997-й – 23%), от 300 до 500 – 9% (1997-й – 11%), от 500 до 1000 – 4% (1997 – 6%), свыше 1000 – 2% (1997 – 4%). Вообще не держат дома книги 16% (в 1997 году – 22%, в 2005 году – 34%).

Предпочтения по жанрам у современных читателей распределяются следующим образом. Самыми популярными являются классические историко-приключенческие романы (А. Дюма, М. Дрюон и т.п.) – их выбрали 26% респондентов (в 2002 году – 22%).

Далее следуют:

  • русская и зарубежная классика – 25% (2002 – 19%);
  • «женский» детектив – 25% (2002 – 24%);
  • классические зарубежные детективы – 19% (2002 – 25%);
  • современная русская и зарубежная литература – 16% (2002 – 12%);
  • современные романы и переиздания об истории дореволюционной России – 16% (2002 – 11%).

За прошедшие годы упала популярность российских «крутых» боевиков (с 22% в 2002 году до 14% в 2009-м), советских и современных «милицейских» детективов (с 21% до 15%), переводных любовных романов (с 17% до 13%). Обращает на себя внимание рост популярности «литературных» детективов (Б. Акунин, Л. Юзефович и т.п.) – с 8% до 14%, фэнтези и «сказочной» фантастики (Дж. Р. Р. Толкиен, Дж. К. Роулинг и т.п.) – с 6% до 10% и особенно поэзии – с 5% до 11%.

Основные источники приобретения книг для чтения, по данным последнего опроса, следующие. 51% респондентов берут книги у друзей, знакомых, родственников, 46% – покупают (в магазинах, ларьках и т.д.), 37% – берут в домашней библиотеке, 14% – берут в городской библиотеке, 7% – скачивают из Интернета или читают в Интернете. Это даже больше доли тех, кто заказывает обычные книги через Интернет или почту (2%). Популярность «электронного чтения» обращает на себя особое внимание, так как показывает возрастающее влияние «Всемирной паутины» на книжный рынок.

ВЦИОМ также сообщает, что покупают книги, как правило, более обеспеченные респонденты (56%), они же чаще всего скачивают книги из Интернета (13%). Малообеспеченные граждане предпочитают брать книги у знакомых (54%) или в домашней библиотеке (40%). Доля покупающих наиболее высока в группе респондентов до 45 лет (50-54%), доля «берущих» у знакомых – в группе до 59 лет (51-55%). Домашней библиотекой пользуются преимущественно люди от 60 лет и старше, скачивают книги в Интернете – молодежь (до 34 лет – 14-16%).

Всероссийский опрос был проведен ВЦИОМом 23-24 мая 2009 года. Опрошено 1 600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

Людмила Федореева, директор НБ ТОГУ,

по информации www.knigdelo.ru 

Библиотеки и интернет: возможно ли сосуществование?

Продвижение и популяризация чтения всегда было приоритетным направлением деятельности библиотеки. Определяя для себя стратегию чтения, мы четко осознаем, что одна только печатная книга уже не в состоянии удовлетворить все коммуникативные и познавательные запросы наших читателей. С появлением новых технологий само понятие чтения кардинально меняется и включает в себя не только чтение книг, но и работу с широким спектром информационных источников, в том числе электронных. Понятие «библиотечный фонд» трансформируется в более конструктивное и соответствующее современной миссии вузовских библиотек понятие «информационные ресурсы». Пользователей практически уже не интересует, есть ли в библиотеке тот или иной документ, им важно, предоставит ли для них библиотека доступ к нужной информации. Как это будет сделано: через традиционную книгу, или через онлайновую полнотекстовую базу данных, или через доступ к «свободному» Интернету, становится не столь существенным для читателей, гораздо важнее для них скорость и удобство в получении информации.

И в связи с этим библиотеки находятся в ситуации, когда, с одной стороны, нельзя игнорировать факт востребованности электронных ресурсов, с другой – нельзя допустить глобальной экспансии Интернета на книжную территорию. Поэтому и библиотека как традиционная среда обитания, и Интернет как новая информационная среда просто обречены на встречу и взаимодействие друг с другом. Ведь Интернет, так же как и библиотеки, выполняет информационную и коммуникативную функции. Причем интернет-технологии не просто предоставляют новые возможности коммуникации, но и порождают особое культурное пространство, в котором происходит процесс формирования личности. Последнее особенно важно для чтения, ведь это процесс глубоко индивидуальный: одному необходима тишина, уединение, другому – быстро прочесть текст на мониторе, третьему – возможность пообщаться, обсудить прочитанное, услышать отзывы. Поэтому так важно, формируя новую стратегию чтения, использовать Интернет и как партнера, и как современный инструмент чтения.

Людмила Федореева, директор НБ ТОГУ

Александрийская библиотека – мудрость древнего мира

Наверное, каждый образованный человек слышал об одной из самых знаменитых библиотек – Bibliotheca Alexandrina, как называли ее древние греки и египтяне, – благодаря которой Александрия стала местом паломничества величайших умов мира, не только в древности, но и в наше время.

Директор Научной библиотеки ТОГУ Людмила Федореева «Молодежь читает не меньше, а по-разному…»

Когда-то Александрия была известна уникальным маяком и гробницей Александра Македонского. Маяк высотой более 110 метров считался одним из семи чудес света. Греческая династия Птолемеев, унаследовав Египет от Александра Македонского, управляла страной до тех пор, пока в 30 году до н. э. Октавиан не одержал победу над Антонием и Клеопатрой. При Птолемеях Александрия сильно изменилась.

Город стал центром торговли и культуры мира. В период расцвета в нем жило около 600 тыс. человек. Самой большой достопримечательностью Александрии в то время была царская библиотека. Основанная в начале III века до н. э. библиотека и храм муз – Мусейон – стали центром образования и науки в эллинистическом мире.

Как утверждают некоторые историки, Александрийская библиотека после основания практически сразу стала соперничать с другим выдающимся культурным центром того времени – библиотекой в Пергаме. Предполагается, что в Александрийской библиотеке насчитывалось более 700 тыс. папирусных свитков. (Для сравнения, в XIV веке в библиотеке Сорбонны находилось самое большое собрание книг – 1700 экземпляров).

Первоначальная структура библиотеки была разработана афинским государственным деятелем Деметрием Фалерским, который был хорошо знаком с устройством библиотеки в Афинах.

Издательская программа Александрийской библиотеки предусматривала переписывание, подробное филологическое комментирование сочинений греческих авторов, разделение произведений на секции и последовательное введение систем пунктуации и акцентуации.

В библиотеке и Мусейоне того времени работали великие мыслители: Эратосфен, Зенодот, Аристарх Самосский, Каллимах и др. Ученые в Александрии славились своими трудами по геометрии, тригонометрии и астрономии, а также языкознанию, литературе и медицине. Предание гласит, что здесь 72 ученых из еврейского народа переводили Еврейские Писания на греческий язык и создали знаменитую Септуагинту.

В древнем книгохранилище были собраны произведения на самых разных языках. Считалось даже, что в мире не существует ни одного ценного произведения, копии которого не было бы в Александ­рийской библиотеке. Здесь находились не только свитки, но и каменные и вощеные таблички с клинописью и иероглифами. Александрийская библиотека была открыта для всех желающих и считалась святым местом, не уступающим по значимости многим религиозным храмам. Перед вхождением в ее хранилище совершался обряд очищения.

Существует много легенд о гибели Александрийской библиотеки. Некоторые исследователи считают, что большая часть ее сокровищ была утеряна во время пожара, устроенного воинами Юлия Цезаря, в 47 г. до н.э. в период Александрийской войны.

Гибель Александрийской библиотеки приписывали и преемнику Цезаря – императору Августу. Существует также версия, что во времена религиозных распрей, в период с III по VI век н. э. в Александрии часто происходили столкновения на религиозной почве: язычники, евреи и христиане часто конфликтовали друг с другом по поводу вероучений. В 391 г. н.э. часть древних рукописей, вместе с языческим храмом Серапеума, пристроенным к книгохранилищу, были якобы уничтожены религиозными фанатиками.

Самая популярная версия гибели знаменитой библиотеки относится ко времени арабского завоевания. Источники свидетельствуют, что она погибла в грандиозном пожаре во время взятия города Александрии турками-османами.

После многочисленных социальных и природных катаклизмов те рукописи, которые выжили, оказались в библиотеках стран Средиземноморья и Западной Европы, послужив основой для развития интеллектуальных сообществ исламского и христианского Средневековья.

Какой бы ни была причина исчезновения библиотеки, ее гибель, в первую очередь, означала потерю огромной сокровищницы знаний. Навсегда исчезли сотни тысяч работ греческих драматургов, а также труды по греческой историографии за 500 лет, кроме некоторых работ Геродота, Фукидида и Ксенофонта.

В 2002 году уникальное книгохранилище, погибшее 1600 лет назад, было восстановлено благодаря совместным усилиям ЮНЕСКО, правительства Египта, ряда европейских и арабских стран, а также Японии. Над проектом здания библиотеки работали норвежские архитекторы. Строительные работы продолжались 7 лет.

Полки новой Александрийской библиотеки заполняются в основном за счет государственных и частных пожертвований. Собранная коллекция пока состоит из полумиллиона томов, среди которых есть и уникальные образцы – ценнейшие арабские манускрипты VII – VIII веков и факсимильная копия атласа мира Клавдия Птолемея. Потребуется еще около двадцати лет для того, чтобы собрать от четырех до восьми миллионов книг – именно такое количество томов должно составить библиотечный фонд.

По материалам интернет-источников

Фотографии