Журнал № 5 - 2013(17), рубрика: "Иные города и страны"

Древние храмы Камбуджадеши

«Путешествие – вовсе не поиск незнаемого.  Путешествие – способ самопознания».

Пётр Вайль 

***

«Душа, которая нашла Бога,  освобождается от рождения и смерти,  от старости и страдания и пьёт воды бессмертия».

«Махабхарата»

Политическая стабилизация в Камбодже и последовавший за ней относительный экономический подъём активизировали туристическую жизнь страны. До недавних пор Камбоджа была закрыта для обычных путешественников, и попасть туда было невозможно или крайне сложно, более того – опасно.

Фото Ангкор1


Но наступили перемены, и в стране был организован самый крупный историко-туристический комплекс Азиатского континента, а иностранцы получили уникальную возможность – побывать в сердце Индокитайской цивилизации. Мало кому известно, что сейчас Камбоджу посещает более миллиона туристов в год, население же самой страны – около 14-ти миллионов.

Об истории и традициях Камбоджи, о происхождении религиозных верований кхмеров написано много книг, снято большое количество прекрасных фильмов. Мне кажется, что в одной журнальной статье невозможно описать эту уникальную и самобытную культуру. Да и семи дней, проведённых в Камбодже, слишком мало для понимания характера талантливого народа. Знакомство с этой страной требует времени.

Впечатления, возникшие после нескольких дней в Камбодже, как-то трудно обобщить и структурировать.

Воспоминания похожи на вспышки озарений или кадры, мелькание которых мешает цельному впечатлению.

…Равнина и бескрайние рисовые поля под крылом самолета.

…Вдоль дорог – массы искалеченных людей; страшная нищета, антисанитария, толпы маленьких детей-попрошаек.

…Роскошные отели и дорогие автомобили возле них; множество туристов, обвешанных дорогущей оптикой.

…Нижайшие цены на еду и сувениры.

…Въезд на территорию архитектурного комплекса Ангкор – древней столицы кхмерской империи.

…Потрясающей красоты храмы.

…Ощущение «мурашек» по всему телу при встрече с главной архитектурной «жемчужиной» комплекса – храмом Ангкор Ват.

…Постоянное узнавание-припоминание элементов специфической кхмерской культуры в архитектуре и искусстве других стран Юго-Восточной Азии, в которых уже побывала.

…И – запахи, ни на что не похожие, сильные, раздражающие или привлекающие.

Возможно, поэтому Камбоджа – то место, от которого у меня обонятельных ощущений осталось столько же, сколько и зрительных. В общем, говорить поверхностно о таких вещах не хочется, а «копать глубоко» и излагать много не позволяют рамки жанра. Как говорил Козьма Прутков «Нельзя объять необъятное, постичь непостижимое». И все же я попытаюсь рассказать об этом хоть чуть-чуть и остановлюсь лишь на описании нескольких монументов кхмерского зодчества.

Кхмерская культура достигла пика своего развития именно в Ангкорский период (VIII – XIV века нашей эры). Именно тогда и был построен этот грандиозный дворцово-храмовый комплекс. Название «Ангкор» в переводе с кхмерского означает «столица». Руины этого диковинного города занимают площадь около 600 кв. км и состоят из сотни храмов, дворцов, прасатов, гопуров, дхармасалов, галерей, террас, библиотек, театров и других сооружений. Ангкор строили не одно столетие. Основателем империи считается король Ченла Джаяварман II. В конце восьмого века он объединил под своей властью большую часть Камбуджадеши (феодальное кхмерское государство на территории современной Камбоджи и частично Лаоса, Таиланда, Вьетнама и Бирмы). Он объявил себя императором, а город Ангкор – столицей империи. В VIII столетии комплекс начали строить с возведения храма Ак-Юм, а завершили в XIV веке сооружением храма Мангаларта. Несколько столетий Ангкор процветал, но после череды тяжелейший войн люди покинули его, а столицу империи перевели в Пномпень. 1431 год считается годом падения Ангкора. На сотни лет он был предан забвению и скрыт от человеческих глаз в непроходимых джунглях, и только полтора века назад началась новая жизнь храмового комплекса. В 1992 году Ангкор был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и эта международная организация разработала программу его охраны и восстановления.

Фото Ангкор20

Внутренний двор храма Ангкор Ват


Говорят, что если взглянуть на Ангкор сверху, то будет видно, что он представляет собой своеобразную карту звёздного неба. Структура комплекса воспроизводит положение звёзд. Кроме того, каждый храм по замыслу древних кхмеров должен был представлять собой Вселенную в миниатюре и являться её космическим символом. Особенно это касается храма Ангкор Ват, который считается небесным дворцом и обителью духов усопших правителей страны.

Ангкор Ват относят к самым совершенным и самым популярным храмам Ангкора. Его построили при короле Сурьявармане II в 1150 году. Храм посвящён индуистскому верховному божеству Вишну, что значит «проникающий во всё». Он представляет собой удивительно пропорциональное трёхступенчатое сооружение с пятью остроконечными башнями. Ступени символизируют землю, воду и воздух, а башни – пять горных пиков.

***

НАША СПРАВКА

Прасат – в архитектуре Юго-Восточной Азии большой зал прямоугольного или крестообразного плана. Снаружи здание, где находится такой зал, увенчивают башенками – прангами или йотами (шпилями).

Гопур – портал, ворота, входные павильоны в средневековой архитектуре Юго-Восточной Азии.

Дхармасала – небольшой городок или здание для паломников.
Мантра (санскр. Mantra) – «орудие мысли», «средство передачи мысли».

***

Стены храма окружены рвом для воды, водоём также является символом океана. В сезон дождей ров заполняется водой доверху, и тогда храм отражается в воде, напоминая внешним обликом гору. Именно этого добивались древние кхмеры. Храм должен был символизировать священную гору Меру – центр Вселенной и местожительство индуистских богов.

Британский исследователь Джеймс Фергюссон считал, что «В мире существует всего два храма, в которых архитектура и пластика органически слились». Один из них – это Ангкор Ват. При входе на территорию храма видно всё сооружение сразу. Самое удивительное то, что по мере приближения к нему кажется, что он растёт. Этот зрительный эффект достигается особой архитектоникой здания – первая ступень-терраса поднята над землей на 3 м, вторая — на 7 м, а третья – на 13 м. Каждая из террас по периметру окружена галереями. Нижняя терраса представляет собой квадрат со сторонами 180x180 м, размеры средней – 100x115 м, верхней – 75x75 м. На этой верхней террасе установлены пять башен — четыре по углам и одна, высотой 65 м, в центре. Но по какой бы дороге ты ни шёл к Ангкору, всегда будешь видеть только три башни.

В храме множество каменных скульптур, изображающих верховных индуистских богов: Брахму, Вишну, Шиву, а также других богов рангом пониже. Километровые стены храма тщательно обработаны и украшены тонкой резьбой. На барельефах изображены сцены из древних индийских эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна». «Махабхарата» – история жизни двух ветвей царского рода Бхаратов. «Рамаяна» – также является памятником древнеиндийской эпической поэзии и рассказывает о жизни индийского  героя – Рамы. Длинная череда образов из «Рамаяны» и «Махабхараты» предстаёт перед глазами путешественников: «Битва на Ланге»; «Битва богов с демонами»; «Кришна и царь демонов»; «Кришна на Гаруде»; «Вишну побеждает демонов»; «Рай и Ад»; «Армия Сурьявармана II» и далее по сюжету. Здесь и чудовища, и герои, и боги с богинями, и всё это украшено сложнейшим орнаментом из листьев и цветов лотоса. Одна из самых чаще всего встречающихся каменных фигурок – небесная танцовщица Апсара. В индуистской мифологии она является богиней, исполняющей танцы специально для верховных богов. Богинь здесь тысячи, при этом они разные и нет ни одной похожей на другую. Считается, что общая площадь каменой резьбы в Ангкоре составляет более двух тысяч квадратных метров – ничего подобного в мире больше нет.

Пном-Бакхенг – один из первых храмов, построенных в Х веке на одноимённом холме. Главный вход в храм расположен с восточной стороны. Пройдя через широкий ров, посетитель оказывается перед одной из четырёх монументальных лестниц, ведущих к вершине холма. Сам храм представляет собой пятиярусное сооружение – пирамиду с множеством башен и ступенями, ведущими вверх. Каждый уровень украшают каменные львиные фигуры, кое-где сохранилась резьба. И резьба, и каменные скульптуры, и количество башен имеют скрытый смысл и символизируют что-либо конкретное. Храм посвящён индуистскому божеству Шиве, что значит «милостивый», и подобно Ангкор Вату изображает гору Меру с семью уровнями небес. Основание холма – самый нижний уровень – населён людьми, а самый верхний ярус храма воплощает уровень Брахмы, на этом уровне обитают праведники, избавленные от череды дальнейших перевоплощений. Первое, что бросается в глаза при взгляде на храм, – большое количество туристов. Они бесконечным потоком тянутся по всем лестницам Пном-Бакхенга, буквально карабкаясь вверх по стёртым, узким и очень крутым ступенькам с тем, чтобы расположиться на верхней площадке и сфотографировать Ангкор в лучах заходящего солнца. Отсюда действительно открывается изумительный вид на окрестности комплекса.

Фото Ангкор16

Пном-Бакхенг – храм, построенный в Х веке


Храм Байон построен в XII веке и посвящён Будде (бодхисатве Авалокитешваре). Писатель Сомерсет Моэм, передавая свои впечатления о Байоне, говорил: «Это самое фантастическое здание в мире… я ничего не видел более чудесного!». А великий математик и архитектор Анри Маршаль писал: «Когда бы ни любоваться им, днём или ночью, в сиянии полной луны, невозможно отделаться от мысли, что перед тобою творение, принадлежащее другому миру, созданное существами, абсолютно нам чуждыми, с отличным от нашего мировоззрением». Пьер Лоти повествует о своем путешествии: «Я поднимаю голову к башням, которые возвышаются надо мной, утопая в зелени, и невольно вздрагиваю: некто глядит на меня сверху, губы раздвинуты в улыбке… Вот ещё одна такая улыбка на другой стене, вот третья, пятая, десятая… Эти улыбающиеся лики отовсюду следят за мной».

Фото Ангкор21

Буддийский монах на ступенях храма Пном-Бакхенг


Храм действительно впечатляет и своим кажущимся несовершенством и своим замыслом. Ведь Байон изначально был задуман не как храм, а как «материализация религиозных убеждений короля Джаявармана VII». Лики башен храма должны символизировать вездесущность бодхисатвы. Блуждая среди них, чувствуешь необъяснимое беспокойство, как будто кто-то всё время наблюдает за тобой. Храм представляет собой трёхуровневое здание, с основанием 140 на 160 метров. Центральная башня поднимается на высоту 45 м над землёй. Байон украшают ещё 52 квадратные башни, на каждой стороне этих башен изображено лицо бодхисатвы. В итоге насчитывают более двухсот ликов. Отсюда и возникает чувство, что кто-то всё время на тебя смотрит. Здесь любят фотографироваться туристы. Если знать, как расположиться относительно головы бодхисатвы, то получается интересный кадр, который все называют «нос к носу». На фото композиционно выходит, что ты как бы стоишь напротив лица Будды и упираешься своим носом в его нос.

Фото Ангкор15

Байон – храм XII века


Храм Та Прохм сейчас специально не очищается от растительности и он предстаёт перед туристами почти в том виде, в котором его увидели в ХIХ веке европейские первооткрыватели – французы. Сквозь башни храма проросли деревья, изваяния богов обвиты лианами, а на крышах галерей громоздятся гигантские корни. Благодаря тому, что он весь порос и пронизан растениями, он является самым примечательным и запоминающимся храмом Ангкора. Здесь огромное количество паломников и туристов. Людей привлекает вид сооружения, поглощённого джунглями. В течение последних нескольких лет не прекращаются споры о том, очищать храм от растений или нет. Одни эксперты опасаются, что очистка повлечёт за собой окончательное разрушение храма, а другие говорят, что если не спилить деревья и не законсервировать корни, то именно растения разрушат храм.

Фото Ангкор22

Та Прохм был построен Джаяварманом VII в 1186 году


Та Прохм был построен Джайяварманом VII в 1186 году в честь своей матери, которую он считал матерью всех божеств и богиней «совершенной Мудрости». Кроме того, храм задумывался как буддистский монастырь и университет. Рассказывают, что на его территории проживало около 13000 человек, а прислуживало в нём около 4000. Та Прохм, впрочем, как и Ангкор Ват, послужил в своё время площадкой для съёмок голливудского фантастического боевика «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли в главной роли. Во многом благодаря этому фильму широкая публика узнала о существовании Ангкора и захотела увидеть его своими глазами.

Мангалартха является последним храмом, построенным на территории Ангкора в конце XIII века исчезнувшей империей Камбуджадеша. Дату постройки смогли установить благодаря найденной неподалёку стеле, повествующей о событиях, последовавших вслед за кончиной короля Джаявармана VII. Храм посвящён брахману Джаямангалартхе, уподобленному Вишну и его матери, который был одним из сыновей духовного отца короля Джаявармана VII. При возведении храма использовали повторный строительный материал. Храм небольшой, не привлекательный, но исторически ценный. В плане он представляет из себя крест. Вход с восточной стороны. С трёх других — глухие (ложные) двери. Внутри святилища когда-то располагались статуи Мангалартхи и его матери. В небольшой комнате святилища от них остались лишь постаменты. Своды святилища полностью разрушены и вокруг храма тут и там лежат фронтоны с выбитыми на них барельефами, и много других резных элементов из камня. На барельефах изображены Вишну, возлежащий на змее Ананте-Шеше, танцующий четырёхрукий Шива в окружении апсар, Кришна, поднимающий гору Говардхану.

Фото Ангкор9

Вход в Ангкор Ват. Каменные фигуры, несущие на плечах мифического Нага


О памятниках Ангкора приходится слышать разные мнения, в основном восторженные, хотя, к сожалению, есть и те, кто воспринимают их как «груду камней». Ангкор действительно подвергся чудовищному разрушению. Бесконечные религиозные и гражданские войны далёкого и недавнего прошлого, мягко говоря, не способствовали сохранению комплекса. В ХХ веке Ангкор минировали, расстреливали из автоматического оружия, по нему вели прицельный огонь из ракетных установок, на его территории располагались базы партизанских отрядов. На протяжении столетий Ангкор грабили и вывозили ценности в другие страны. Тяжёлое экономическое положение страны не позволяло позаботиться о храмах. Сейчас, благодаря международным усилиям, архитектурный комплекс Ангкор превратился в крупнейшую в мире реставрационную мастерскую, на которую уже потрачены десятки миллионов долларов. Сравнительно недавно в Ангкоре поселились монахи. Туда идут паломники – приверженцы индуизма и буддизма. В специальных сооружениях – святилищах храмовых башен, очень маленьких по размерам, но с удивительной акустикой, они молятся: «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУУМММ» и бьют себя кулаками в грудь, в буквальном смысле выбивая всё дурное, что накопилось за годы жизни. Они просят своих богов о прощении, исцелении, преображении. Мантры и удары, гулким эхом многократно отразившись от стен святилища, уносятся в отверстия под высокими куполами храма и, видимо, всё-таки достигают небес.

Фото Ангкор23

Храм Та Прохм. Статуя Будды, вросшая в дерево


Татьяна Якуба.
Фото автора