Журнал № 4 - 2012(11), рубрика: "Иные города и страны"

Такой разный Гонконг

«Гонконг? А что там есть?» – спрашивали, ставя меня в тупик, друзья, когда узнавали, куда я еду в отпуск. После возвращения оттуда, могу ответить: «Чего там только нет!»
Азиатский Нью-Йорк, центр электроники, мегаполис, морской порт… Вот уж точно  –  город контрастов! Он поразил меня своими размерами и компактностью одновременно, количеством людей на улицах, а ещё комфортом, чистотой и внешней безопасностью.

Гонконг [большая картинка]

Готовимся к отъезду

Летом 2012 года вместе с мужем мы совершили путешествие в Гонконг. Выбрали именно его местом своего отдыха по нескольким причинам. Во-первых, нашлись относительно недорогие билеты на интересующие нас даты, а именно 34 тысячи рублей на двоих в обе стороны с пересадкой в аэропорту Владивостока. Во-вторых, виза для граждан РФ не требуется, если вы находитесь в Гонконге менее 14 дней. И, в-третьих, английский язык используется наравне с китайским и является основным. А значит, есть шанс, что моего начального уровня хватит для того, чтобы хоть как-то ориентироваться в ситуации. Забегая вперёд, скажу: на английском гонконгцы в основном «шпарят» так же, как мы на русском, и начального уровня мне хватало, чтобы задать вопрос, а вот ответ я понимала порой с трудом. С самого начала решили, что услугами турфирм пользоваться мы не будем, поэтому подготовка, сбор информации и организация поездки была полностью за нами.
Итак, после того как с билетами мы определились, предстояло решить проблему с жильём. Цены очень разные. От $18 за койко-место в хостеле в комнате на 4-5 человек с удобствами на этаже и до $350 и выше за номер в отеле 4 звезды. Мы решили, что нам хватит и хостела, и нашли комнату на двоих с кондиционером, душем и туалетом в номере примерно за 16 тысяч рублей за 10 дней проживания.

И самая приятная часть подготовки к поездке – это, конечно же, выбор тех мест, которые можно и нужно посетить. Тут хочется воскликнуть: «Хвала Интернету!». Найти можно всё. Куда поехать, как поехать, какими видами транспорта лучше и дешевле воспользоваться, номер маршрута, номер и название остановки, и порой, в какую сторону направиться, выйдя с автобуса или метро. Я не представляю, как можно было раньше, когда не было такой возможности, узнавать все детали и подробно готовить маршрут предстоящего путешествия.

Гонконг1 [большая картинка]

Ночной вид с набережной на островную часть Гонконга

***

С собой брали самое необходимое. Одежды много не требовалось, ведь мы летели туда в летнее время года, когда там не менее +30 °C. Так что пары шорт и нескольких футболок было вполне достаточно. Я взяла с собой ещё ветровку и зонт на случай дождя. Ветровка понадобилась в помещениях, где очень сильно работал кондиционер, а вот на улице хватало зонтика. Рекомендую ещё иметь кепку или шляпу для того, чтобы спрятать голову от солнца. Хотя и зонтик с этим прекрасно справляется. Конечно, нужно продумывать свой гардероб в зависимости от того, какие места вы собираетесь посетить: в театр нужна одна одежда, на пляж – другая. Кроме одежды с собой взяли кое-какие гигиенические принадлежности. Можно не волноваться, если что-то забыли, многое можно без проблем купить в том же супермаркете.

Не стоит забывать о технике. Очень полезным в путешествии может оказаться планшет или нетбук (на крайний случай телефон с Wi-Fi). Можно взять и ноутбук, но он тяжелее. Главное – доступность сети Wi-Fi. Можно без проблем написать письмо или связаться с родителями и друзьями по скайпу либо найти недостающую информацию о городе. Сотовая связь нам «не поддалась» – звонить было безумно дорого. В остальном совет один – не брать лишнего! Главное – это заграничный паспорт и деньги.

Гонконг2 [большая картинка]

Henessy road. Район Wan Chai

***

Кстати о деньгах. Есть несколько вариантов: везти наличные в долларах или юанях (что выгоднее, сказать не могу, так как не вычисляла курс, тем более что в Хабаровске и Гонконге он различается), а можно взять карточку Visa. В Гонконге нет проблемы обменять доллары США или юани на гонконгские доллары. Обменные пункты встречаются часто, в каждом – свой курс. Наличные деньги нужны в любом случае, а для крупных покупок подойдёт карта Visa, снять деньги с которой можно в банкомате.

Гонконг3 [большая картинка]

Вид с обзорной площадки «Пик Виктория». На переднем плане – островная часть Гонконга, на втором – полуостров Коулун

Здравствуй, Гонконг!

И вот, наконец-то, спустя несколько часов перелёта мы приземлились в аэропорту Гонконга. За стеклом иллюминатора был незнакомый дождливый город и его огромный аэропорт Chek Lap Kok, построенный на искусственно насыпанном острове и открытый в 1998 году. А до этого использовали другой аэропорт, находящийся в пределах города. Со временем стало ясно, что он не справляется с потоком пассажиров и грузов, да и посадка и взлёт среди холмов, высоких жилых домов, воды и при переменчивом ветре были не из лёгких и считались одними из самых опасных.

Гонконг4 [большая картинка]

Такие улочки встречаются между небоскрёбами

***

Заполнив иммиграционную карточку и получив штамп в паспорте, мы «вышли на свободу» – на улицу. Перед поездкой из новостей мы узнали, что на Гонконг идёт циклон с сильным ветром и дождём, из-за чего пришлось надеть ветровку-дождевик, но это было лишнее. Температура и степень влажности были такими высокими, что хабаровские +30 °C показались не такими уж жаркими. После прохладного воздуха помещения аэропорта было ощущение, что ты попал под струю отработанного воздуха с обратной стороны кондиционера. Остановку нужного нам номера автобуса нашли быстро – на каждой написан номер маршрута, который на ней останавливается. Для оплаты проезда лучше всего использовать карту Octopus, которая избавляет от необходимости держать в кармане много мелочи. Карта эта универсальная: её можно использовать для оплаты проезда в автобусе, трамвае, метро или, к примеру, оплаты покупок в супермаркетах. Карта эта пополняемая и возвращаемая. То есть её можно вернуть за ненадобностью и получить депозит 50 гонконгских долларов.

Загрузившись в автобус, мы сразу полезли на второй этаж – смотреть на мимо пролетающие спальные районы из небоскребов, огромные портовые зоны погрузки-разрузки, высоченные административные здания из стекла и транспортные развязки с гладким асфальтовым покрытием. Вот тут ветровочка и пригодилась. Кондиционеры внутри автобуса работали исправно. Хочу отметить, что гонконгцы очень любят их. Везде, кроме трамваев, работают кондиционеры. Порой так сильно, что, заходя в помещение, возникает желание одеться потеплее.

Гонконг5 [большая картинка]

Торговые ларьки недалеко от района Soho

***

Через 40 минут мы вышли на нужной остановке и пошли в сторону хостела. Несмотря на поздний час (11-12 часов ночи) хорошо освещаемые улицы не были безлюдными. Работали магазинчики вроде небольших супермаркетов, бродила молодёжь. Через несколько дней нам стало ясно, что город засыпает поздно. И в 10 часов вечера по улицам ходят толпы народа с покупками.

Нужные улицу и дом мы нашли быстро. На ресепшене тоже проблем не возникло, хотя, судя по отзывам на форумах, бывает всякое, и после оплаты всего времени пребывания нам вручили карту города и ключ от номера. На следующий день нас ждали бесконечные прогулки и новые впечатления!

Одно из удобств города, помимо того, что почти все говорят на английском (спасибо англичанам), – это дублирование названий улиц на указателях. Ориентироваться благодаря этому несложно. Затруднения у нас вызвало то, что движение в Гонконге левостороннее. Это касается тех моментов, когда тебе нужно понять, в какую сторону ехать и на какую сторону улицы перейти, чтобы сесть на автобус. Надо сказать, что я легко могу забыть, откуда пришла, и повернуть не туда, а Андрей обладает каким-то чутьём и всегда угадывает направление, даже если никогда не бывал в данном районе. Но в Гонконге и его чутьё притупилось. Мы частенько поворачивали не в ту сторону и постоянно путались в трамвайных остановках.

Гонконг6 [большая картинка]

Трамвайчик – одна из достопримечательностей Гонконга

***

Перечислять все достопримечательности Гонконга не имеет смысла, их много. Все интересные, необычные, найти их можно в Интернете. Я расскажу лишь о некоторых местах, где мы успели побывать.

The Peak

«Пик Виктория» – одно из самых впечатляющих мест. Город открывается с обзорной площадки с высоты 350 метров. На пик советуют добираться на фуникулёре. Билет туда и обратно стоит примерно 60 гонконгских долларов, если только «туда», то 36. Купив билет в одну сторону и поднявшись на фуникулёре, спуститься в город можно на автобусе или такси (хотя мы испробовали другой способ, но об этом позже). Нужно быть готовым к огромной очереди в кассу. Мы стояли, хотя нет, медленно двигались к окошку с билетами около часа, потом ещё какое-то время продвигались до самого фуникулёра. Трамвайчик напоминает фуникулёр во Владивостоке, но поднимается гораздо выше, намного выше. Открывшийся с высоты вид на остров Гонконг, полуостров Коулун и прилегающие территории поражает своими масштабами. Видно, насколько плотная застройка, как городу не хватает территорий, и он растёт вверх своими высотками, жилыми и административными. Вокруг обзорной площадки есть рестораны, закусочные, детская площадка, различные магазины с сувенирами и не только. Мы провели там почти весь день, наслаждаясь видом. А когда пришло время спускаться в город, и мы подошли к фуникулёру, то увидели ту же самую гигантскую очередь. Стоять час совсем не хотелось, и Андрей предложил пойти по дороге, по той, по которой спускается автотранспорт. Мы были такие не одни – в том же направлении двигался один мужчина, который потом куда-то пропал из виду, может, всё-таки поймал такси. Пройдя несколько минут, я спросила у женщины, выгуливающей собачку, правильно ли мы идём и придём ли мы в город, на что она переспросила: «В город?». Ответила утвердительно, но посмотрела на нас странно. Создалось впечатление, что мысленно повертела пальцем у виска. Через 1,5 часа я поняла почему. Именно столько времени мы спускались с горы по вихляющей дороге. Шли мимо гостиниц с бассейнами, явно недешёвых вилл, с припаркованными во дворах «ягуарами» и «бентли» и табличками «Частная собственность. Проход запрещён», мимо пролетали такси с пассажирами, а мы всё шли и шли. Не было сомнения, что мы спустимся в город, но вот когда мы туда придём…. А пришли мы как раз к тому месту, с которого стартовали наверх. Сказать, что мы не чувствовали ног, это ничего не сказать. Оглянувшись наверх, не поверили, что смогли оттуда прийти. Несмотря на усталость, внутри оставалось ощущение какого-то открытия, пусть маленького, но путешествия. Для меня всегда интересно обойти пешком новое место, увидеть его особенности, а не проехать, к примеру, на метро под землёй.

Гонконг7 [большая картинка]

Вид на остров Гонконг с полуострова Коулун

Disneyland

Что такое Диснейленд, рассказывать, наверное, не нужно, но побывать там по возможности должен каждый.

В Гонконге до него добраться очень легко на метро, несмотря на то что парк построен на отдельном острове. Сюда идёт специальная ветка, вагоны декорированы элементами из мультипликационных фильмов: окна в виде головы Микки Мауса, внутри статуэтки персонажей мультфильмов. Входной билет стоит примерно 1700 рублей, покупается один раз, и внутри свободно можно посещать все аттракционы.

Вообще, парк для взрослого – это как ожившая сказка. Пребывающие с детьми, будьте внимательны: магазины с кучей игрушек ведут к опустошению кошелька! Парк сделан, не побоюсь таких эпитетов, шикарно, красиво и качественно. Есть зоны для самых маленьких, есть для тех, кто постарше, но всё интересно. Здесь тоже нужно быть готовым к большому количеству народа и длинным очередям. Это, пожалуй, единственный минус таких мест, но с этим приходится мириться. Стоять можно 40 минут, а кататься на аттракционе 1,5-2 минуты! Есть такие приятные, вроде лодочек, движущихся по воде в прохладном помещении лабиринта, самое то, что нужно в жаркий летний день. На таком хотелось кататься бесконечно, и пары минут было мало.

Гонконг8 [большая картинка]

Пешеходный переход в центральном районе

***

Меня поразило то, что «искусственное» сделано «как настоящее». Например, «дерево Тарзана», по которому можно пройтись, сделано из пластика и древесины. Но сначала я подумала, что все эти лесенки и мостики устроены в ветвях настоящего растения, пока не потрогала листву и ствол руками. В общем, рассказывать можно много, но лучше это всё увидеть своими глазами. Особенно салют, который проводится каждый вечер над замком Диснея, над тем самым замком, который мы все видели в заставках перед началом мультфильмов.

Ocean Park

Океанический парк похож на Диснейленд, но посвящён морской тематике. Он большой, разделён на две части. Одна включает в себя элементы зоопарка с животными и птицами. А вторая, на которую подниматься нужно по канатной дороге, состоит из аттракционов. И тут тоже очереди. Поэтому приезжать нужно с утра, чтобы провести в парке целый день и увидеть как можно больше (это же относится и к Диснейленду). Билет стоит немного дешевле, чем в Диснейленд, а принцип действия – тот же. При покупке билета выдают карту парка, что облегчает ориентирование. Сначала мы погуляли по нижней части. Там же можно и перекусить в ресторане или уличном кафе. Мне больше всего понравился океанариум и вольер с пандами. Потом мы направились наверх, по канатной дороге на аттракционы. Аттракционы на любой вкус! К примеру, после 40-минутного ожидания на 35-градусной жаре лодочки, плывущие под струями прохладной воды, кажутся благом, но очень коротким, минуты две или три. А вот 1,5 минуты американских горок были в самый раз. Мне хватило с головой!

Гонконг9 [большая картинка]

Памятник королеве Виктории в Victоriapark

***

К сожалению, мы пропустили представление с участием морских котиков. Для этого здесь устроен большой зрительный зал, расположенный перед бассейном. Кстати, в карте есть расписание этих представлений, и если не зевать, то можно без проблем попасть на них.
В Океанический парк легко добраться, сев на автобус в центральной части острова Гонконг.

Soho

Название этого района происходит от сокращения словосочетания South of Hollyood Road (Южная часть Голливуд-роад). Где-то в Интернете я читала, что место это стало очень оживлённым благодаря построенному в 1993 году эскалатору под открытым небом. Говорят, что до этого это был обычный спальный район, однако сейчас это микс из кафе и ресторанов на любой вкус и кошелёк, магазинов, художественных галерей, антикварных лавочек, есть даже храм. Район привлекает сюда много туристов, как китайских, так и европейских.

Гонконг10 [большая картинка]

В Диснейленде

Sky 100

Это самое высокое место обзора в Гонконге, расположенное на сотом этаже самого высокого административного здания на материковой части, в районе Коулун, а именно: 393 метра над уровнем моря. Общая высота здания – 490 метров. На сотый этаж нас быстро и плавно поднял лифт. И перед нами открылся панорамный вид на весь город. Нам не очень повезло, и мы оказались там в пасмурную погоду, поэтому, стоя наверху, могли видеть не только огни города, но и облака, пролетающие на невероятной скорости. Но вид впечатляет. Когда мы только приближались к этому небоскрёбу, то проходили мимо зданий, размеры которых поражают. Так вот, с высоты Sky 100 эти здания теряют свой масштаб и кажутся невероятно маленькими.

Гонконг11 [большая картинка]

Канатная дорога в Ocean Park

Пляж

В Гонконге есть немало пляжей. Но мы не задавались целью найти немноголюдный, с самой чистой водой, а потому два раза были в одном и том же месте, в нескольких минутах езды от нашего хостела. Вода не кристально чистая, что объясняется, может быть, близостью города, но откровенного мусора там нет. Пляж оборудован несколькими спасательными вышками, на которых я постоянно видела бдящих спасателей с биноклями (спасатели следили и на воде), бесплатными туалетами и душевыми с кабинками для переодевания. Везде есть лавочки, не говоря уже об урнах. Ещё меня удивили оборудованные места для барбекю или шашлыка. Вода в море была очень тёплой, наверное, +28 °C, что не удивительно – в те дни температура воздуха была +34-35 °C, так что выходить из воды совсем не хотелось.

Помимо перечисленных мест есть ещё немало других. Это и различные храмы, и рынки, рассчитанные на любой вкус (ночной рынок Temple street, Western market, Lady’s market, Stanley market), Бухта Абердин, Большой Будда и много торговых центров для желающих прикупить что-либо из брендовой одежды и аксессуаров или, к примеру, электроники.

Гонконг12 [большая картинка]

Times square

Еда

Голодным в Гонконге остаться невозможно. На каждом шагу есть рестораны и кафе, большие и маленькие, а также лотки с национальным фаст-фудом. Есть и «Макдональдс». Мы старались есть там, где питаются местные жители. Это дешевле, чем в раскрученных местах, и не менее вкусно. В некоторые рестораны по вечерам стоят очереди. В меню можно найти необычные, на мой взгляд, блюда, наподобие супа-пюре из кунжута с бобовыми, который я заказала в одном из кафе. Также в меню много супов с мясом, лапшой и овощами. Много блюд из риса, с тем же мясом и овощами. Ещё можно найти блюда похожие на бурятские позы, но с разнообразной начинкой: из мяса, морепродуктов или овощей. Во многих местах меню на китайском языке дублируется на английском, поэтому сориентироваться будет не сложно.

Возвращаясь поздно вечером домой, мы почти всегда заходили в соседний супермаркет и покупали что-нибудь на ужин: рис или лапша с мясом, роллы, нарезанные и упакованные свежие фрукты, свежевыжатые соки или свежая разнообразная выпечка. Кстати, мы заметили, что после 10 часов вечера цена на скоропортящиеся продукты снижается.

Ещё одна особенность, с которой я столкнулась. Во многих кафе и ресторанчиках при заказе кофе или чая нужно уточнить, какой именно нужен напиток: горячий или холодный. Если не уточнить, то, скорее всего, вы получите холодный.

Но приезжий турист рано или поздно становится уезжающим. И вот мы опять оказались в аэропорту, и уже при отъезде я увидела, насколько он огромен. Это два гигантских, размером в несколько кварталов, терминала, где происходит регистрация и посадка. Есть магазины и кафе. Как я уже упоминала, для строительства аэропорта был сделан искусственный остров площадью около 1 250 гектаров. После регистрации к выходам нас доставил поезд, похожий на метро, только меньше – в три вагона. А выходов на посадку 530! У меня в голове не укладывается, насколько сложная там логистика. Во время взлёта и посадки в воздухе постоянно кружили самолёты: одни шли на посадку, другие взлетали. Жизнь в этом гигантском многофункциональном транспортном хабе кипит 24 часа в сутки круглогодично, как и в самом мегаполисе.

Всё-таки есть в нём своё очарование, притягательность и соединение противоположностей. Это город с небоскрёбами – офисными зданиями, между которыми на узких улочках теснятся рынки и ларьки. Это блеск дорогих автомобилей и обшарпанность невидимых глазу торцовых стен. Это молодёжь с айфонами, гуляющая вечерами по торговым центрам, и работяги-торговцы, тянущие куда-то огромные тюки. На улицах в Гонконге много, очень много народу, но чисто. Куда девается мусор, неизбежно накапливающийся этой массой людей, остаётся только догадываться.

Мы оказались в этом городе летом и ощутили тропический климат, и если зима там – это мечта среднестатистического россиянина (сухая и прохладная), то лето – это много осадков, высокий уровень влажности и палящее солнце. Поэтому, гуляя по городу и заходя в торговые центры и кафе, приходится испытывать перепады температур: гонконгцы любят сильно охлаждать воздух кондиционерами, настолько, что, проходя мимо открытых дверей магазинов, чувствуется, как тебя обдаёт холодом.

А ещё там много зелени. И несмотря на то что город мог бы стать бетонными джунглями, он таким не стал. То тут, то там встречаются клумбы и вазы с зеленью, вдоль дорог растут деревья. Есть парки, в которых приятно отдохнуть.

И, может быть, это идеализированный взгляд туриста-отпускника, но в городе создаётся впечатление безопасности. Пару раз, когда я оказывалась в затруднительной ситуации и потерянным взглядом смотрела на станции метро или карту города, ко мне подходили местные и предлагали свою помощь. Не отказывали и тогда, когда мы к ним обращались. На набережной до самого позднего часа гуляют молодые и пожилые пары. И несмотря на то что в Гонконге советуют носить с собой паспорт, он признан одним из самых безопасных мест в мире. И это ощущается.

В общем, спустя пару месяцев я точно знаю, что хочу вернуться туда, в этот город.