Журнал № 2 - 2012(9), рубрика: "Иные города и страны"

СМИ Вьетнама: взгляд изнутри

Вьетнам в моей жизни занимает особое место. Во-первых, это первая страна, с которой у меня началось знакомство с Юго-Восточной Азией. Во-вторых, существующий там социалистический строй очень близок мне по духу: дисциплина, порядок, спокойствие – для Вьетнама это не просто слова, а реально существующие понятия. Ну а то, что постепенно государство встаёт на путь рыночного социализма, делает его более открытым для всего мира, что очень заметно на примере развития туристической отрасли.

СМИ Вьетнама: 1 [большая картинка]

СМИ Вьетнама: 2 [большая картинка]

Я уже трижды побывал в гостеприимном Вьетнаме, и, по-моему, наконец-то пришло время рассказать о его средствах массовой информации. Мне удалось тщательно изучить рынок местных СМИ: у него немало своих особенностей. Также интерес к Вьетнаму и ко всему, что с ним связано, в последнее время подогревает ещё один любопытный факт: не так давно в ТОГУ стал учиться первый студент из Вьетнама (читай об этом в журнале «Мой университет», № 5(7), стр. 36-37). Надеюсь, что благодаря этому Социалистическая Республика Вьетнам сегодня вызывает повышенный интерес не только у меня.

СМИ Вьетнама: 4 [большая картинка]

В настоящее время во Вьетнаме полным ходом осуществляется процесс перехода к рыночной экономике, происходит социально-экономическая реформа под названием «курс обновления». И средства массовой информации республики одними из первых окунулись в рыночную реформу.
В 20-е годы ХХ века в колониальном Вьетнаме возникли первые частные издания. Тогда издатели всерьёз заботились о превращении газет в народную трибуну, активно привлекали внештатных корреспондентов, писали о том, что по-настоящему беспокоит народ. Сегодня, в начале ХХI века, вьетнамское правительство готово вновь разрешить издание частных СМИ. Но при этом никто не забывает, что в Законе Социалистической Республики Вьетнам о СМИ сказано, что они уже изначально являются народной трибуной. Важное добавление было сделано в декабре 1986 года. Его смысл заключался в том, что СМИ во Вьетнаме отныне не только рупор партии и государства.
В период формирования прессы Вьетнама в 20-30-е годы ХХ века появились разнообразные по адресности и тематике газеты и журналы (экономические, религиозные, научно-познавательные, правовые). В наши дни спектр изданий значительно разнообразней. Но что интересно, происходящие процессы в общих чертах похожи. К примеру, вопросы журналистской этики, впервые остро заявленные именно во время становления прессы, сегодня опять в центре дискуссий. И это легко объяснить ослаблением государственного контроля. Газетный стиль, ставший причиной острых споров в начале прошлого века, снова модернизируется и видоизменяется, но сегодня это больше связано с возникновением интернет-изданий.

СМИ Вьетнама: 6 [большая картинка]

Сегодня Вьетнамское информационное агентство имеет представительства в Хошимине и Дананге, 61 корпункт на территории СРВ и 26 корпунктов за рубежом, включая Россию, где работают четыре собкора. Издаются 160 газет, 420 журналов и около четырёх десятков бюллетеней; их совокупный тираж превышает 700 млн экземпляров. Ежедневно выходят 25 центральных и местных газет. Наиболее авторитетные и высокотиражные – «Нянзан» («Народ»), «Куандой нянзан» («Народная армия»), «Конган нянзан» («Народная полиция») «Ханой мой» («Новый Ханой»), «Лаодонг» («Труд»), «Сайгон зяйфонг» («Освобождённый Сайгон»), «Туойче» («Молодёжь»), «Аннинь тхезой» («Международная безопасность»).

СМИ Вьетнама: 5 [большая картинка]

Сравнительно новая разновидность СМИ – электронные. Лицензию министерства информации и коммуникаций СРВ получили свыше 70 электронных газет. Самые популярные – «Vietnamnet» (www.vietnamnet.vn) и «VNExpress» (www.vnexpress.net), «Vietnam+» (www.vietnamplus.vn).
Пользователями Интернета во Вьетнаме являются 42% населения страны. Число потребителей интернет-услуг постоянно растёт. Экономика Вьетнама развивается быстро, и отсутствие доступа к Интернету в некоторых регионах сдерживает поступательное движение вперёд страны в целом, поэтому правительство планирует обеспечить их широкополосным доступом, а также подключить средние школы и все правительственные учреждения.

По собственному опыту могу сказать, что Интернет во Вьетнаме доступен везде – в любом кафе есть бесплатный Wi-Fi. Официальные СМИ наполнены рекламой, нелегальными роликами – вырезками из футбольных матчей, фотографиями фотомоделей и звёзд и т.п. А в блогах интернет-пользователи говорят о том, что наболело. Вообще, о том, что наболело, поощряется писать и говорить во Вьетнаме. Особенно о коррупции.

По ежегодным исследовательским результатам Прозрачной международной организации (Transparency International), Вьетнам является одной из самых коррумпированных стран в мире. Максимальная оценка (даётся самым «прозрачным» странам) равна 10 баллам, Вьетнам стабильно получает от 2 до 3 баллов.

Вьетнамская пресса борется против коррупции двумя способами – аналитическими статьями и исследовательскими репортажами. О коррупции во Вьетнаме обычно пишут корреспонденты, специализирующиеся на материалах-исследованиях. Проблемные аналитические статьи сегодня пишутся и о причинах взятки, и о способах предотвращения коррупции.

Нередко журналисты вовремя, оперативно предают огласке информацию о коррупционных делах. Более того, они непосредственно участвуют в их раскрытии. Каждое издание стремится создать свою сеть осведомителей в таможенных и налоговых организациях, в министерстве торговли, в милиции, чтобы быть первым, кто получит информацию. Такие нештатные сотрудники могут получать постоянную зарплату или определённую премиальную сумму за каждое дело. Но издания очень осторожно относятся к этому виду информации и верят только своим доверенным лицам, чтобы не попасть в ловушку.

Немного другие приоритеты сегодня у вьетнамских телекомпаний и радиостанций. Телевизоры во Вьетнаме пока не называют, как у нас в России, «зомбиящиками» – к ним относятся с большим уважением и трепетом. Ведь ещё 10 лет назад телевизор в любой вьетнамской семье считался роскошью. Сегодня же телевидение является неотъемлемой и важной составляющей частью жизни вьетнамцев. Согласно данным статистики, в среднем житель Вьетнама проводит у экрана телевизора 2 часа 50 минут в рабочие дни и до 4 часов в выходные. Нужно отметить, что во Вьетнаме практически нет коммерческой журналистики, всё подвержено большому вниманию со стороны партийных органов. Здесь есть центральные государственные газеты, телекомпании и радиостанции. На следующем уровне – региональные СМИ. На сегодняшний день во Вьетнаме насчитывается 3 государственных центральных телекомпании и более 60 местных телевизионных станций. Есть своя телевизионная станция и в г. Ня Чянг, где лично мне приходилось бывать неоднократно. Жители города с огромным уважением относятся к своим работникам телевидения, и это уважение чувствуется во всём.

Довольно интересно проанализировать основные программы вьетнамских телекомпаний. Их главная забота – общность и дух нации, что свойственно коммунистическому режиму. При этом телевидение страны старается удовлетворить все общественные интересы, предоставляя относительную творческую свободу тележурналистам. Им не запрещено говорить и показывать недостатки вьетнамского общества, при условии, что будут предложены пути решения проблемы.
Самая большая государственная телекомпания Вьетнама – VTV (Viet Nam Television). Этой станции принадлежат 4 телевизионных канала (VTV1 – уникальный общественный канал, VTV2 – образовательный канал, VTV3 – развлекательный канал, VTV4 – спутниковый канал для вьетнамских людей за границей) и одна сеть кабельного телевидения.

СМИ Вьетнама: 7 [большая картинка]

Другие телекомпании активно вещают в разных городах, самые крупные телекомпании находятся в столице Ханое и в городе Хошимин. Две крупные местные телекомпании, которые осуществляют вещание на большую часть страны, это Hanoi Radio and Television Corporation (2 канала ТВ, одна сеть кабельного телевидения, одна радиосеть и другие кинокомпании) и Radio and Television Corporation Hochiminh city (3 канала ТВ, одна сеть кабельного телевидения, одна сеть цифрового телевидения и сеть спутникового телевидения).

И в социалистическом Вьетнаме есть очень жёсткая конкуренция между центральными и местными телестанциями. Она проявляется в борьбе за разнообразие содержания своих программ, за «своего» зрителя, а в последнее время и в борьбе за рекламодателя.

Чтобы получить максимальные прибыли, телекомпании тщательно исследуют целевые рынки, интересы аудитории. Из 15 категорий телевизионных программ наиболее популярными у вьетнамцев являются: новости (70%), кинофильмы (51%) и музыкальные программы (43%).
Развитие телевидения лишний раз доказывает, что сегодня Вьетнам – это страна обновления, страна экономических и культурных реформ, у которой большое будущее.

СМИ Вьетнама: 8 [большая картинка]

Радиовещание в ряде стран мира развивалось под контролем государственной бюрократии на основе госбюджетного финансирования, которое распространялось и на редакционную программную политику. Государственная модель вещания оказалась весьма привлекательной для стран с централизованной плановой экономикой, а также для диктаторских и фашистских режимов. Эта модель стала преобладающей в азиатских странах после достижения ими независимости. Не стали исключением и радиостанции Вьетнама. Сегодня в стране радиовещание осуществляет государственное радио «Голос Вьетнама».

В настоящее время сектор СМИ Вьетнама находится под управлением правительства и является государственным. Цель этого управления – следовать за официальной линией коммунистической партии. И пока это удаётся…

Сергей Хамзин.
Фото автора


Сергей Хамзин. Фото автора

Фотографии

Комментарии

Написать комментарий

Имя

Адрес электронной почты

Комментарий

Если что-нибудь введете в это поле, то ваш комментарий будет признан спамом