Журнал № 4 - 2011(6), рубрика: "Главная тема"

Виктор Ишаев, полномочный представитель Президента РФ в ДФО: «Модернизация экономики обеспечит развитие региона»

Виктор Ишаев, полномочный представитель 2 [большая картинка]

Виктор Ишаев, полномочный представитель 1 [большая картинка]

Дальневосточный регион для России имеет важное геополитическое значение, он не только обеспечивает экономику страны ресурсами, но и является гарантом национальной безопасности государства. Именно поэтому с царских времен освоение восточных территорий осуществлялось на принципах патернализма, только так здесь можно сформировать постоянное население. Государство вкладывало значительные средства в развитие региона, при этом речь о возврате денежных средств и окупаемости реализуемых проектов не шла.

В начале девяностых годов прошлого века с развитием рыночных отношений главенствующим стал принцип получения прибыли, причем желательно быстрой, что негативно сказалось на развитии региона, поскольку его экономика по объективным причинам являлась затратной.
Основные проблемы, которые всегда сдерживали реализацию потенциала Дальневосточного региона, – экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России, низкая внутренняя транспортная связь территории при ее огромных размерах и очаговый характер расселения. Не желая мириться с этим, государство определило конкретные пути развития региона. Благодаря особому вниманию Президента и Правительства России на Дальнем Востоке реализуются крупные инвестиционные проекты, в самое ближайшее время на принципах государственно-частного партнерства в развитие экономики ДФО будет вложено около 3 трлн рублей.
И это не предел – инвестиционный портфель только крупных проектов ДФО до 2025 года оценивается в общую сумму более 9 трлн рублей. Именно такие цифры и проекты заложены в принятой руководством страны Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года.
Но нам необходимо смотреть дальше, на перспективу.

Виктор Ишаев, полномочный представитель 3 [большая картинка]

Основные задачи развития Дальнего Востока – это формирование постоянного населения в регионе, выравнивание условий функционирования, изменение структуры экономики и интеграция в АТР. В этой связи Президентом РФ уже дано поручение о разработке концепции Стратегии развития сотрудничества Российской Федерации со странами АТР и прогноза социально-экономического развития Дальнего Востока до 2050 года. Этот документ имеет особое значение, так как экономики нашего региона и стран АТР взаимодополняемы. Концепцию развития Дальнего Востока до 2050 года необходимо представить на саммите АТЭС-2012 года в городе Владивостоке, чтобы продемонстрировать его участникам долгосрочные перспективы региона, векторы развития и получить возможность вести уже предметные переговоры о сотрудничестве со странами АТЭС на ближайшие десятилетия.
Мы должны задать такие параметры развития, чтобы Восток России жил, а не выживал. При этом нужно понимать, что государство не сможет постоянно вкладывать большие деньги в Дальний Восток, поэтому необходимо формировать условия для привлечения в регион частных инвестиций, используя принцип государственно-частного партнерства, режимы особых экономических зон, налоговые преференции для инвесторов. Нужно стимулировать внутренний спрос и увеличивать покупательскую способность местного населения.

Виктор Ишаев, полномочный представитель 4 [большая картинка]

Виктор Ишаев, полномочный представитель 5 [большая картинка]


Основа дальнейшего развития – эффективное использование ресурсной базы и транзитного потенциала территории – это наши главные конкурентные преимущества. Наличие же протяженного морского побережья и внешней границы дает округу все возможности для успешного выполнения роли ключевого звена в интеграции России со странами АТР.
Россия должна войти в число ведущих мировых держав, при этом обеспечив своим гражданам достойную жизнь, – это главная цель, которую озвучил президент страны Дмитрий Медведев. Один из механизмов ее достижения – модернизация экономики. Для Дальнего Востока модернизация – это переход от продажи природных ресурсов к глубокой переработке, увеличение доли обрабатывающего сектора с высокой добавленной стоимостью. Без привлечения больших объёмов инвестиционных средств это сделать невозможно...
Нынешней осенью должна состояться официальная презентация Фонда развития Дальнего Востока и Забайкалья... Регионы уже подготовили предварительный перечень проектов. Минимальный объем их финансирования составит порядка 500 миллионов рублей.
Перспективных инвестиционных проектов, которые в будущем могут быть реализованы на Дальнем Востоке, достаточно. Прежде всего основной объем инвестиций предполагается направить на создание современной инфраструктуры. Часть проектов в настоящее время успешно реализуется. В частности, это – трубо-проводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан», газо-провод «Сахалин – Хабаровск – Владивосток», объекты саммита АТЭС-2012. В самых ближайших планах – газификация Дальнего Востока за счет ресурсов Якутии и Восточной Сибири, которые в том числе будут использованы и для экспорта в Китай, Республику Корея, КНДР и Монголию.
В будущем в Южной Якутии, например, планируется создать крупный промышленный район на базе объектов гидроэнергетики и комплекса промышленных производств, преимущественно связанных с глубокой переработкой природного газа, апатитов, угля, железных, урановых руд, а также лесопереработкой.
Большое значение для экономики Дальнего Востока имеет образование Ванинского транспортно-промышленного узла в Хабаровском крае. На базе порта Восточный в Приморье планируется создать особую экономическую зону портового типа, ориентированную на международные перевозки с формированием региональной контейнерной транспортно-логистической системы. Это создаст условия для развития эффективного морского комплекса (порта-хаба).
В Амурской области будут образованы три зоны опережающего экономического развития: природно-ресурсная зона Байкало-Амурской магистрали, Приамурская аграрно-индустриальная зона (с перспективами развития горно-металлургического комплекса) и Свободненская космическая зона. Так, группа компаний «Петропавловск» планирует на базе Куранахского и Гаринского месторождений железной руды в Амурской области и Кимкано-Сутарского месторождения в Еврейской автономной области построить горно-обогатительные комплексы и горно-металлургический комбинат с полным циклом производства от руды до чугуна.
В этой связи принципиальное значение для региона имеет увеличение пропускной способности Байкало-Амурской железнодорожной магистрали с одновременным развитием восточных портов. По прогнозам экспертов, с учетом реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов и потребностей крупных грузоотправителей, объем перевозки грузов в направлении БАМа составит к 2015 году порядка 52 млн тонн, а до 2030 года – около 100 млн тонн.
По предварительной оценке, необходимый объем инвестиций только на развитие и модернизацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (с учетом подвижного состава) составит до 2015 года более 400 млрд рублей, а до 2030 года – около 1,1 трлн рублей. Все эти мероприятия капиталоемкие, чтобы их осуществить, нужна поддержка государства. Премьер-министр России Владимир Путин уже дал поручение создать рабочую группу по подготовке технического задания на разработку этого проекта.
Еще одним перспективным инвестиционным проектом является космодром «Восточный» в Амурской области. Предполагается, что в строительство будут вовлечены как федеральные средства, так и средства внебюджетных источников, в том числе, возможно, иностранных инвесторов. Общая стоимость строительства оценивается в 251 млрд руб. Уже в 2011 году на создание инфраструктуры космодрома предусмотрено 8,6 млрд руб. А в 2012 году здесь будут работать десять тысяч человек, а затем появится город на 30 тысяч жителей.
Развитие экономики региона связано также и с перспективой строительства мостового перехода на о. Сахалин. Проект предусматривает строительство новой 580-километровой железнодорожной линии от станции Селихино близ Комсомольска-на-Амуре до станции Ныш на северо-востоке Сахалина. Строительство этой дороги уже входит в «Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» как геополитический проект. Сколько этот проект будет стоить, сейчас трудно определить. Но порядок цен не такой уж большой – около 400 млрд руб. По нашей оценке, реализация данного проекта позволит задействовать потенциал, который сегодня занят на стройках саммита АТЭС. Это изначально государственное, а не коммерческое дело, и поэтому об окупаемости здесь речи не идет.
Реализация проектов подразумевает крупные вложения и долгосрочное сотрудничество, следовательно, стабильный инвестиционный климат и максимально благоприятные условия работы для инвесторов...
Ускоренное развитие всей социально-экономической инфраструктуры Дальнего Востока должно стать залогом улучшения инвестиционного климата в субъектах ДФО. Ликвидация административных барьеров, селективные налоговые льготы, максимальное информирование зарубежных инвесторов, административное сопровождение ключевых проектов, создание специальных органов (агентств, подразделений в администрациях) по работе с иностранными инвесторами – все это должно стимулировать деятельность зарубежных компаний и финансовых институтов на Дальнем Востоке. В процессе привлечения иностранных инвестиций мы заинтересованы не только в увеличении финансовых возможностей как таковых, но и в притоке современного оборудования, зарубежных передовых технологий, системы менеджмента, новых знаний.
Современные условия таковы, что будущее экономики за производствами с высоким потенциалом развития, следовательно, реализация крупных инвестиционных проектов и формирование комфортных условий для жизни населения в значительной степени будут способствовать развитию Дальнего Востока.

По материалам  интернет-портала
Дальневосточного
международного
экономического форума.
Фото с официального сайта полномочного представителя Президента РФ в ДФО

Фотографии